АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ»

Сильвестрова О.В.1, Новикова Т.Б.1
1Магнитогорский государственный университет

Аннотация
Статья посвящена автоматизации бизнес-процессов медицинского учреждения в рамках проекта «Электронная Россия».

Ключевые слова: МИС, ФЦП, Электронная Россия


CLINIC'S BUSINESS PROCESS AUTOMATION IN PROJECT «ELECTRONIC RUSSIA»

Silvestrova O.V.1, Novikova T.B.1
1Magnitogorsk State University

Abstract
This article is about clinic's business process automation in project «Electronic Russia».

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б. Автоматизация бизнес-процессов медицинского учреждения в рамках проекта «Электронная Россия» // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/11/18353 (дата обращения: 18.04.2024).

В 2010 году закончилось действие федеральной целевой программы «Электронная Россия», которая была принята в 2002 году. Программа направлена на реализацию мероприятий, в том числе по направлению «электронное здравоохранение».

В 2008 году Федеральное агентство по информационным технологиям организовало открытый конкурс среди регионов, предложивших программно-техническое решение для организации информационных медицинских систем. Проект победителя конкурса будет внедряться в других регионах в рамках федеральной целевой программы.

На начало 2008 года системы по решению медицинских задач, таких как исследования, диагностика и профилактика, были установлены в российских лечебных учреждениях только на 9% компьютеров.

В рамках мероприятий федеральной целевой программы осуществлена разработка и экспериментальная проверка типового программно-технического комплекса персонифицированного учета оказания медицинской помощи на уровне субъекта Российской Федерации (коротко – Типовая медицинская информационная система, Типовая МИС) с учетом реализации требований по защите персональных данных.

Типовая МИС автоматизирует следующие процессы:

‒     Ведение электронного расписания работы врачей, запись на прием, работу приемного отделения.

‒     Учет обслуживаемого населения.

‒     Персонифицированный учет обращений пациентов за лечебно-диагностической помощью или профилактическими мероприятиями и оказанной им медицинской помощи, ведение электронной медицинской карты амбулаторного и стационарного больного.

‒     Получение сводных аналитических данных о деятельности ЛПУ.

‒     Предоставление информации об оказанных услугах для осуществления финансово-экономического учета и планирования.

‒     Обмен классификаторами и справочниками технико-экономической и социальной информации, а также персонально идентифицируемой информацией регистров прикрепленного населения и медицинских работников ЛПУ.

В системе реализованы конфигурации: «Поликлиника», «Стационар», «Параклиника» и «Персонал». Поддерживается возможность одновременного учета в одном модуле как стационарных, так и амбулаторно-поликлинических услуг и услуг параклиники.

Начиная с 2006 года, в рамках финансирования областной целевой программы в Челябинской области была выделена специальная статья на развитие информационных и коммуникационных технологий в здравоохранении. Таким образом, с 2006 года по сегодняшний день существуют целевые средства областного бюджета на развитие информационных технологий.

Очевидно, что информатизация здравоохранения принесет ощутимый результат  только тогда, когда пользу от информатизации почувствуют медицинские работники всех уровней, когда современные информационные технологии станут неотъемлемой частью их повседневной деятельности. В 2006 году Челябинским областным медицинским информационно-аналитическим центром (МИАЦ) министерства здравоохранения Челябинской области был разработан системный проект, в рамках которого началось построение единой информационной медицинской системы, которая нацелена не только на управленцев, но и на врачей. Основой этой системы должен стать единый центр обработки данных, содержащий истории болезней пациентов всех лечебных учреждений области и обеспечивающий возможность обмениваться такими данными.

Региональный центр обработки данных начал работу в 2006 году. На настоящий момент через него проходит не так много информации, поэтому МИАЦ пользуется услугами одной из ведущих в регионе ИТ-компаний, которая предоставляет вычислительные мощности, обеспечивает техническое сопровождение баз данных, сервисного программного обеспечения, систем защиты информации и т.д. Тем не менее, правительство области рассматривает возможность создания собственного центра, проводит необходимые расчеты.

На следующем этапе была создана ведомственная сеть передачи данных Минздрава области, объединяющая все органы управления и основные учреждения здравоохранения в защищенную сеть в соответствии с ФЗ-152. При построении сети были использованы каналы регионального провайдера с применением шлюзов криптозащиты в каждом узле.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008 г. Челябинская область стала «пилотным» регионом по внедрению типовой системы автоматизации амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения с финансированием из средств областного бюджета в объеме 20 млн.руб. Эти средства были распределены решением Координационного совета по информатизации здравоохранения по муниципальным образованиям области, при условии софинансирования в объеме 100% за счет средств бюджета муниципального образования. В рамках проекта было закуплено компьютерного, офисного оборудования и программного обеспечения для  38 учреждений на общую сумму 30 млн. руб. Спроектированы и построены локально-вычислительные сети в 25 учреждениях здравоохранения на общую сумму 10 млн. руб.

В 2009 году продолжилось развитие системного проекта Челябинской области. В рамках этих работ в собственность Челябинской области переданы две типовые медицинские информационные системы персонифицированного учета оказанной медицинской помощи. Это МИС «Эрида»,  разработанная за счет средств областного бюджета по заказу областного МИАЦ, и МИС «Медик+», переданная безвозмездно компанией «Инфиннити». Решением Координационного совета Минздрава области эти системы признаны типовыми для Челябинской области и рекомендованы для безвозмездной передачи и внедрения в учреждениях здравоохранения.

На данный момент завершено внедрение типовой МИС «Медик+» более чем в 11 учреждениях здравоохранения 4-х муниципальных образований Челябинской области. Развернуто и функционирует более 600 автоматизированных рабочих мест. Началось внедрение указанных систем в 5 учреждениях здравоохранения муниципальных образований (Каслинской ЦРБ, Варненской ЦРБ, Южноуральской ГБ, Верхнеуральской ЦРБ, Коркинаской ЦГБ).

Система предназначена для повышения качества лечебно-диагностического процесса, снижения нагрузки на медицинский персонал, повышения доступности медицинских услуг для населения, предоставления оперативного доступа к медицинской информации пациента и статистическим данным ЛПУ для принятия управленческих решений путем:

‒     автоматизации административной и медицинской деятельности при предоставлении медицинских услуг населению и осуществлении лечебного процесса и лечебно-профилактических мероприятий;

‒     обеспечения эффективного и качественного информационного взаимодействия учреждений и организаций системы здравоохранения, всех участников лечебно-диагностического процесса через централизованные информационные ресурсы;

‒     обеспечения возможности взаимодействия с системами обработки и анализа затрат по оказанию медицинских услуг, как для пациента, так и для структурной единицы ЛПУ.

Система полностью соответствует методическим рекомендациям Минздравсоцразвития к составу регионального фрагмента Единой информационной системы в сфере здравоохранения (ЕИССЗ), обязательного для создания в 2011 – 2012 годах в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения, сформированному в соответствии с решением заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 22 декабря 2010 г. (утверждено 30 декабря 2010 г. № А4-18040) по вопросу реализации региональных программ модернизации здравоохранения в части внедрения информационных технологий.

В частности система поддерживает средства взаимодействия с общесистемными компонентами регионального и (или) федерального фрагмента Единой информационной системы в сфере здравоохранения (ЕИССЗ), в состав которых входят:

‒     Технологическое хранилище данных учреждений здравоохранения, включая средства загрузки, проверки на достоверность, очистки и передачи данных в централизованные хранилища, создаваемые в рамках федерального или регионального фрагмента ЕИССЗ.

‒     Подсистема доступа к каталогу пользователей, создаваемого в рамках регионального и (или) федерального фрагмента ЕИССЗ.

‒     Подсистема доступа к нормативно-справочной информации и словарям медицинских терминологий, создаваемым в рамках регионального и (или) федерального фрагмента ЕИССЗ.

‒     Сервисы взаимодействия с инфраструктурой открытых ключей электронной цифровой подписи.

‒     Система обеспечения информационной безопасности.

‒     Сервисы взаимодействия с системой межведомственного электронного взаимодействия, инфраструктурой выдачи и обслуживания универсальных электронных карт, единым порталом государственных и муниципальных услуг, региональным порталом государственных и муниципальных услуг и иными системами, создаваемыми в рамках инфраструктуры электронного правительства.

‒     Сервисы взаимодействия с внешними информационными системами, включая информационные системы территориальных органов Фонда обязательного социального страхования и иных.

Все компоненты Системы спроектированы с учётом их функционирования в рамках защищённого окружения – комплекса программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту Системы от различных угроз.

Не все компоненты системы «Медик+» необходимы при автоматизации Поликлиники №1 автономной некоммерческой организации «Медико-санитарная часть администрации г. Магнитогорска и ОАО «ММК»» (АНО «МСЧ ОАО «ММК» и АГ»). А также данная поликлиника оказывает первичную медико-санитарную помощь работникам ОАО «ММК», с 2002 г. так же работникам ОАО «ММК – Метиз», что требует внедрения компонента профосмотров работников ОАО «ММК», который не реализован в «Медик+».

Поэтому Правление приняло решение разработать полнофункциональную информационную систему, использование которой будет способствовать повышению эффективности работы организации в целом, переходу на качественно новый уровень обслуживания и лечения пациентов.

Разрабатываемая система АИС «Поликлиника» предназначена для автоматизации управления лечебно-диагностической деятельностью Поликлиники №1, в части исполнения следующих процессов:

‒  учет долгосрочных обязательств;

‒  учет обслуживаемых пациентов;

‒  управление расписанием и записью на обслуживание в поликлинике;

‒  управление оказанием амбулаторной медицинской помощи;

‒  управление дополнительным лекарственным обеспечением в поликлинике;

‒  управление выполнением лечебно-диагностических мероприятий;

‒     управление зоной обслуживания (участок, цех);

‒  учет медицинских работников;

‒  управление запасами материалов;

‒  управление взаиморасчетами за медицинскую помощь;

‒  планирование и анализ деятельности организации;

‒  взаимодействие с системами ведения классификаторов и справочников, технико-экономической и социальной информации;

‒  взаимодействие с системами ведения региональных информационных ресурсов.

Схема взаимодействия разрабатываемой МИС представлена на рис. 1.

рис. 1. Схема взаимодействия АИС «Поликлиника»

Система также будет отвечать методическим рекомендациям Минздравсоцразвития к составу регионального фрагмента Единой информационной системы в сфере здравоохранения (ЕИССЗ).


Библиографический список
  1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65.
  2. Требования к МИС, передаваемым в фонд алгоритмов и программ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, применяемым в Государственной информационной системе персонифицированного учета в здравоохранении Российской Федерации № SBR1009140314-02-2.20
  3. Официальный сайт АНО «Медико-санитарная часть администрации г. Магнитогорска и ОАО «ММК»». ‒ Режим доступа:http://hospital-mmk.ru/
  4. Официальный сайт компании «Инфиннити». ‒ Режим доступа: http://www.infinnity.ru/
  5. В. Тавровский Зачем и как автоматизировать ЛДП. ‒ Режим доступа: http://vmtavr2.narod.ru/
  6. А. Якушев Типовые решения имеют право на существование, но не за такие деньги / [Интервью CNews] // ‒ Режим доступа:http://www.cnews.ru/reviews/free/publichealth2010/int/miac_ch/?print


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ольга Сильвестрова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация