Возникновение глобальной компьютерной сети ознаменовалось появлением новой коммуникативной среды и рынком с большим количеством потенциальных потребителей, владеющих довольно высоким уровнем дохода.
На сегодняшний момент Интернет-маркетинг выполняет функции коммуникации и представляет возможность заключения сделок, выполнение покупок и совершение платежей. Это придает ему черты всемирного электронного рынка.
Возникновение и бурное развитие электронного бизнеса послужило базой для развития новейшего направления современной концепции маркетинга взаимодействия — Интернет-маркетинга. Традиционные приемы маркетинга и методы управления бизнесом в целом ряде случаев неприменимы к области Интернета в их существующей модели так как широкие потенциалы Интернета ставят перед фирмами современного типа довольно сложные задачи их действенного внедрения в деятельность коммерческих компаний и требуют адаптации старых или работы новых методов ведения бизнеса.
Интернет совместил в себе гипермедийную природу, возможность создания персонального взаимодействия и интерактивный характер коммуникации. Новейшие коммуникативные свойства Интернета требуют современного подхода к процессу коммуникации и пересмотра применяемых ранее каналов связи с клиентам.
Интернет-маркетинг, по мнению В. Холмогорова, представляет собой комплекс специальных методов, позволяющих владельцам корпоративных веб-ресурсов продвигать свой сайт в Интернете и, раскручивая, таким образом, торговую марку своего предприятия, извлекать, применяя сетевые технологии дополнительную прибыль. [3, C. 17]
Е.А. Петрик определяет Интернет-маркетинг как теорию и методологию организации маркетинговой деятельности в среде Интернета. [2, С.40]
Современный маркетинг в сети – это деятельность, направленная на привлечение и удержание клиентов, а также удовлетворение нужд потребителя с целью взаимного извлечения максимального дохода через сеть, что характеризуется снижением расходов и повышением уровня рентабельности инвестиций.
Интернет представляет собой незаменимый инструмент для получения актуальной маркетинговой информации, многократно превосходящий и органично дополняющий, в этом отношении, другие традиционные средства, такие как электронная пресса, печатные издания и радио, а также представляющий собой оптимальный способ выбора потенциальных партнеров и инвесторов, в частности, — за границей, что предоставляет возможность сэкономить на интернациональных телефонных переговорах и переписке. Следует отметить, что Интернета значительно позволяет сократить внереализационные расходы по продвижению товаров и услуг с сохранением требуемой эффективности, снизить риск финансовых вложений, делая данный риск управляемым. Следовательно, обладать набором знаний которые позволяют воплотить перспективы Интернет-маркетинга в действительность и извлечь из них предельно возможный доход.
Необходимостью применения маркетинга в сети обусловлено следующими возможностями и преимуществами современного Интернета перед другими средствами массовой информации:
- таргетинг – четкий охват целевого сегмента (географический, временной, тематический);
- трекинг – возможность исследования действий клиентов на сайте и продвижение веб-страницы, продукта и маркетинга в соотношение с результатами;
- гибкость (приступить, корректировать и прекратить рекламную кампанию можно мгновенно);
- интерактивность: потребитель может взаимодействовать с продавцом и с продуктом, изучить его, иногда испробовать (к примеру демо-версии программ, прочитать главу книги), и, если подходит, приобрести их;
- возможность размещения значительного числа данных (включая графику, звук, спецэффекты);
- результативность распространения и получения информации;
- снижение трансформационных издержек [1, с. 29].
Таким образом, Интернет-маркетинг представляет возможность использования множества механизмов для влияния на потенциальных и реальных потребителей рекламодателем. Среди них можно выделить: баннерные сети, e-mail маркетинг, продвижение с помощью поисковых систем и каталогов, размещение (индексирование) сайта в поисковых системах, каталогах и рейтингах, реклама на сайтах тематических и посещаемых, обмен ссылками, рейтинги, партнерские и спонсорские программы.
Рынок в сети является средством массового действия на потребителей, которые имеют постоянную возможность вести коммуникацию с компанией. В свою очередь для фирмы преимуществом Интернет-маркетинга является снижение затрат на содержание сотрудников, сокращение времени на поиск партнеров, принятие решений, заключение сделок, разработку новейшей продукции. Информация в Интернете доступна в любое время суток и соответственно коммуникативные характеристики, обладающие высокой гибкостью, позволяют с легкостью производить конфигурации представленной информации, и, тем самым, поддерживать ее актуальность без задержки времени и расходов на распределение, а также увеличение прибыли.
Для того чтобы расширить границы в Интернете необходимо провести маркетинговую и рекламную стратегию, которой подчиняется освоение новой среды онлайн. Стратегическое планирование Интернет-маркетинга осуществляется в различных направлениях, которые базируются на прямом и точечном контакте с потребителем, использовании такого инструмента как, таргетинг, что подразумевает направление рекламы конкретно на того пользователя, чей интерес наиболее вероятен. При этом реклама поиского системы учитывает и сохраняет история запросов пользлвателя.
При проведении стратегического планирования Интернет-маркетинга ресурсы Интернета позволяют: внедрение и применение поисковых средств и Интернет-каталогов, проведение анкетирования, выполнение опросов посетителей сервера, изучение итогов телеконференций, применение данных опросов, проводимых на различных сайтах. Изучение стратегии и тактики деятельности конкурентов на рынке осуществляется с использованием ими веб-сайтов, при этом получив информацию об их партнерах и клиентах. При исследовании потребительского рынка важно использовать информацию о том, кто посещает сайт компании, узнать о дополнительной необходимой информации.
Рекламная стратегия Интернет-маркетинга рассчитана на продвижение информации на баннерах. Этот метод стратегии является ключевым, но, прежде чем применять баннеры, необходимо привлечь значительную часть аудиторию и пригласить к взаимодействию дизайнеров, журналистов, способных сделать сайт более популярным. Четыре направления эффективного маркетинга можно представить следующим образом (рисунок 2):
Рисунок 2 – Основные направления Интернет-маркетинга
Одним из перспективных направлений Интернет-маркетинга является объединение двух компаний в течение длительного периода времени с целью создания стратегического альянса. В результате компании, создающие стратегический альянс, открывают новые рынки для осуществления своей деятельности, получают доступ к новым потребителям, усиливают конкурентную позицию, предлагают комплексные решения. Существует несколько целей у компаний, формирующих стратегические альянсы. Тем не менее, всё большее число компаний формируют стратегические альянсы с целью реализации товаров через сеть.
Однако перспективы развития Интернет-маркетинга проекционные. Ежедневно компании делают ставки на маркетинг в сети, анализируя, что именно в среде онлайн можно ждать наиболее эффективное воплощение современных концептуальных подходов и идей. Для многих компаний среднего и малого бизнеса Интернет-маркетинг послужит основой настоящего коммерческого успеха, создавая при этом условия для роста агентств Интернет-рекламы.
Таким образом развитие Интернет-маркетинга является перспективным, но для совершенствования Интернет-маркетинга необходимо постоянно повышать квалификацию маркетологов, менеджеров; совершенствовать систему скидок; ежегодно корректировать маркетинг-планы; апробировать новые товары, услуги; разрабатывать совместные предложения по продвижению бренда; стимулировать сотрудников для улучшения качества работы; помещать в социальные сети визитные карточки; поощрять партнеров в помощи; создавать стратегию и календарь обновления для веб-страницы; опережать клиентов, публикуя заранее ответы на вопросы, которые могут возникнуть у покупателя; использовать рейтинг и обзор негативных клиентских отзывов для управления своим контентом.
Библиографический список
- Константинов М.Е. // Интернет-маркетинг как средство увеличения объема продаж. – М.: ИНФРА‑М., 2004.
- Петрик Е.А. // Интернет- маркетинг / Московская финансово-промышленная академия – М., 2004. – С. 40.
- Холмоговор В. // Интернет- маркетинг. Краткий курс. 2-е издание. — СПб.: Питер, 2002. – С. 17.
Очень познавательная и интересная статья. Я не знал что Вы этим увлекаетесь. Спасибо Вам огромное. С нетерпением жду следующих публикации.