Рост научных знаний предъявляет требования к каждому человеку независимо от профессии, занимаемого места в обществе: постоянно пополнять и обновлять знания, умело ориентироваться в стремительно растущем потоке информации, владеть навыками и способностью фиксировать, творчески использовать полученные сведения. Таким образом, важно уже на начальной ступени образования овладеть основами культуры умственного труда, от которых в значительной степени зависит умение учиться.
В понятие «культура умственного труда», автор вкладывает исторически сложившийся смысл, который всегда означал органичное и неделимое единство школы, фундаментальной науки, гуманитарной культуры, где вычленяются новые ценности образования.
Модель как аналог реально протекающих процессов может целенаправленно проецировать и формировать культуру умственного труда младших школьников. Модель процесса формирования культуры умственного труда младших школьников представляет собой согласованную совокупность этапов, которые обеспечивают реализацию показателей каждого компонента культуры умственного труда и имеют свою структуру и связи в реальном педагогическом процессе.
Необходимо провести диагностику уровней сформированности основных мыслительных операций, обобщенных умений по каждому из компонентов культуры умственного труда и, таким образом, определить сформированность культуры умственного труда в целом. Поэтому первым этапом процесса формирования культуры умственного труда младших школьников является диагностический, обеспечивающий проведение диагностики сформированности знаний, умений и навыков у младших школьников, выявление их отношения к культуре умственного труда.
Цели являются источником мотивации к обучению и должны быть приняты обучающимися. Это означает, что цели либо совпадают с целями учащихся, либо поставлены совместно с педагогом в ходе учебной деятельности, либо в ходе определенной работы по социализации и легитимны для учащихся. Постановка цели перед младшими школьниками означает проектирование их деятельности по овладению знаниями по всем учебным предметам, приобщению к культуре. Работа над целями соотносится с возможностями, интересами и стремлениями младших школьников, и далее осуществляется переход от целеполагания к планированию деятельности учителей и обучающихся.
Содержание общего и среднего образования несет в себе определенный ценностный потенциал, связанный с обогащением духовности личности, формированием соответствующего миропонимания, ценностного взгляда на мир, и который должен быть раскрыт младшим школьникам учителем. Знакомство учащихся с представленной информацией, содержанием учебных дисциплин способствует развитию их общекультурного уровня. Осознание и осмысление значения получаемой информации обусловливает стремление младших школьников к овладению знаниями, выработке соответствующих умений, что приводит к ценностному суждению о роли знаний, умений и навыков в жизни человека. Таким образом, вторым этапом процесса формирования культуры умственного труда является мотивационно-ценностный, обеспечивающий определение целей и задач формирования культуры умственного труда в процессе обучения, проектирование деятельности учителя по передаче социального опыта. Определение ценности содержания учебных дисциплин для формирования культуры умственного труда и деятельности младших школьников по овладению им. Формирование ценностных ориентаций и мотивов по овладению знаниями, умениями и навыками учебной деятельности в процессе обучения.
Третьим этапом в модели процесса формирования культуры умственного труда является содержательный, обеспечивающий возможности самореализации личности в процессе обучения. Этап представляет собой целенаправленное формирование культуры умственного труда у младших школьников (личностных знаний, умений, навыков, приемов самообразования), включает теоретическую, методическую и практическую подготовку, а также организацию самостоятельной работы. Этап направлен на формирование умений оперировать имеющимися знаниями при решении нестандартных задач, находить, формулировать и решать ранее неизвестные проблемы, обобщать положения и рассматривать их с новых позиций.
Четвертый, аналитико-корректировочный этап, позволяет обобщить результаты в осознании, понимании и присвоении учащимся прочных знаний, умений и навыков, приобретении опыта умственного труда, выработке соответствующих эмоционально-ценностных отношений и волевых усилий по достижению запланированного результата. Реализация этапа обеспечивает контроль, рефлексию, анализ и оценку результатов сформированности культуры умственного труда младших школьников в процессе обучения, включает проверку, оценку и корректировку результатов обучения.
Реализация модели процесса формирования культуры умственного труда младших школьников способствует формированию культуры умственного труда, культивированию культурных ценностей, привитию духовности учащемуся с детства. Именно поэтому формирование культуры умственного труда младших школьников обосновывается как одно из приоритетных направлений развития современной педагогики, образования в целом.