ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК, ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Явич Максим Павлович
Грузинский технический университет

Аннотация
В статье рассматриваются преимущества и недостатки электронного учебника.

Ключевые слова: дистанционное образование, индивидуализированное образование., недостатки, преимущества, электронные средства, Электронный учебник


ELECTRONIC TEXTBOOK: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

Iavich Maxim Pavlovich
Georgian Technical University

Abstract
This article is about advantages and disadvantages of electronic textbook.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ, 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Явич М.П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/10/16884 (дата обращения: 29.03.2024).

Формирование новых производственных отношений и новой экономической базы вызвало необходимость в информатизации общества. [1] Сегодня люди  самых разных возрастов, уровней образованности, специальностей достаточно большую часть своего рабочего либо свободного   времени проводят за компьютером, и у них не остается времени на чтение книг и учебников. Поэтому для них очень удобным средством повышения профессионального и образовательного уровней являются электронные образовательные  средства.

На сегодняшний день большая часть молодежи уже  использует  различные электронные средства. Очень важную роль в развитии молодежи играют электронные учебники (ЭУ).

Электронный учебник  - это методический комплекс, предназначенный для изучения курса материала. Он является интегрированным средством, содержащим теорию, практику, задачи и другие компоненты.

При создании электронного учебника[2,3]  авторам необходимо учитывать , что он должен содержать минимум текста, потому что длительное чтение текста с экрана компьютера утомительно и снижает восприятие новой информации. Очень важно правильно подобрать шрифты текста, заранее ознакомившись с теорией шрифтов. Электронный учебник должен содержать как можно больше графических изображений, т.к. усвоение и восприятие информации при чтении иллюстративных учебников намного выше. Важно корректно подобрать цветовую гамму, чтобы при изучении материала цвета не напрягали ученика, а наоборот, успокаивали, что особенно важно для того материала, который предназначен для использования детьми дошкольного и младшешкольного возраста.

Также рекомендуется использовать в электронном учебнике видео и аудио фрагменты[4 ], гиперссылки на элементы учебника и на другую информацию в интернете. Использование видео фрагментов позволяет передать информацию в динамике и увеличить заинтересованность учашихся, особенно школьников, и этим повысить усвояемость. Использование аудио фрагментов помогает ЭУ приблизиться к привычным методам обучения и также активизировать слуховые центры головного мозга.

Создание электронного учебника является трудоемким процессом. Обычно его созданием занимается группа специалистов. Я рекомендую создание электронного учебника разбить на следующие этапы:

  1. Оценка аудитории, для которой разрабатывается данный учебник.
  2. Сбор и  подготовка текстовой и графической информации
  3. Подготовка содержания
  4. Непосредственное создание электронного учебника.

Процесс создания электронного учебника очень отличается от процесса создания традиционного учебника. Поэтому я считаю нецелесобразным сканирование традиционного учебника.

Электронный учебник можно назвать самоучителем, т.к. он рассчитан на самостоятельное обучение. Иллюстративный электронный учебник, состоящий из текста, графической, аудио и видео информации, в отличии от традицонного учебника, позволяет  проводить  индивидуализированное  обучение. В отличии от традиционного учебника он приближает обучение к обучению с  преподавателем. Как было отмечено выше, интерактивный электронный самоучитель, содержащий графический фрагменты, способен привлекать школьников и молодежь намного успешней, чем традиционный. Электронный учебник является компактным, он может хранить большое количество информации. Следует отметить, что на одном переносном носителе, таком как внешний винчестер, флешка и даже CD/DVD диск, можно хранить целую библиотеку традиционных учебников. Каждый преподаватель хорошего уровня  может легко настроить электронный учебник на свою программу обучения, легко  редактировать какие-то его части  или комбинировать несколько электронных учебников в один. Преподаватель в любое время суток может передать учебник ученикам, разослав его по электронной почте или по скайпу. Также сделать его общедоступным для своих учеников, загрузив его в интернет. ЭУ не портится со временем в отличии от традиционного учебника. Создание и публикация электронного средсва обучения не связаны с большими затратами. Электронные учебники могут иметь встроенную систему тестирования, что дает возможность учащемуся проверить как он усвоил пройденный материал. Учащийся и учитель могут мгновенно найти нужную им часть информации благодаря поисковой системе[5]. При обучении можно легко улучшить читабельность ЭУ, увеличив размер шрифта или изменив его цвет.

Весьма важно , чтобы  текст электронного учебника  соответствовал возрасту ребенка,  его психико – физиологическим  особенностям, национальным и этническим традициям .  Все должно  быть предусмотрено так, чтобы не угнеталась  психика ребенка. При индивидуализации обучения, т.е. занимаясь по ЭУ, ребенок не испитывает чувство неполноценности в присутствии более способных детей и не сталкивается с иногда имеющей место грубостью преподавателя. Следует отметить, что при обучении детей по электронным учебникам не тратится время на  обеспечение дисциплины  в классе.

В современных условиях наблюдаются некоторые проблемы, связанные с образованием:

  • Большинство учебных заведений с высоким уровнем обучения находятся в центральных городах, поэтому для людей, живущих в регионах, является проблемой повышение уровня  образования.
  • Специалисты имеют довольно тяжелый график работы, поэтому у них не остается времени на повышение своей квалификации.
  • В группе учащихся часто наблюдается разный уровень усваяемости, и многие учащиеся желают иметь собственный темп обучения.
  • У большинства молодежи не хватает финансов на учебу, на улучшение уровня своих знаний.

 

Дистанционное образование является решением вышеперечисленных проблем. При дистанционном обучении большуя часть времени обучаемый занимается самостоятельно, поэтому возникает потребность в использовании электронных учебников[2]. Как мы видим, электронный учебник является основным учебным средством дистанционного образования, основным средством для  повышения  квалификации и образовательного уровня , получения  второго образования , возможности получения диплома престижного университета , колледжа и т.п.

На сегодняшний день дистанционное образование становится все более и более популярным во всем мире. Открываются сети институтов и школ, использующих систему дистанционного образования. Это требует создания большого количества электронных  образовательных средств, в частности,  электронных учебников.

Наряду с большим количеством преимуществ следует отметить и недостатки электронных средств:

  • Необходимость дополнительного оборудования, в основном, компьютера и колонок.
  • Утомляемость, вызванная чтением с экрана, связанная с непривычностью и новизной.
  • Дети, использующие только электронные учебники, теряют возможность общения со своими сверстниками, поэтому ЭУ должны использоваться для детей только как дополнительный метод обучения. Время нахождения за компьютером должно быть строго лимитировано и чередоваться с подвижными играми, желательно на воздухе.
  • На сегодняшний день цены на электронные средства все еще значительно превышают цены на традиционные учебники.

Все вышесказанное позволяет утверждать , что несмотря на определенные  недостатки электронных учебников, они являются мощным фактором повышения образовательного уровня всех слоев общества, что необходимо в сегодняшних условиях.


Библиографический список
  1. Явич М.П, Мишеладзе Ц.Г,  Тхелидзе М.Т.  Концепции обучения информационных технологий в начальной школе и в дошкольном возрасте, ElMI- metodik journal. Азербаджанский педагогический университет. 2010 №2 с.37-42
  2. Мощенко А. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании.  Материалы международной научно- практической конференции. – М.: Изд-во СГУ, 2004.  с. – 192.
  3. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных обучающих средств. М., 2001.-134с.
  4. Шигина Н. А., Кабакова И. В. Классификация компонентов мультимедийного электронного учебника  Открытое образование. No4. 2001.с. 343-348.
  5. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использовани ем средств информационных и коммуникационных технологий . [Электронный документ].– (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). 05.04.201


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Явич Максим Павлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация