ОШРОЕВА З.М. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ключевые слова: ,


ОШРОЕВА З.М. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/06/15362 (дата обращения: 19.04.2024).

Цель маркетингового исследования рынка платных медицинских услуг: оценить текущее состояние и перспективы развития рынка медицинских услуг в Кабардино – Балкарской Республике.

Задачи исследования:

-     провести анализ и выявить структуру рынка платных медицинских услуг в КБР;

-     выявить реальную тенденцию соотношения государственной  и коммерческой медицины; удовлетворенность потребителей качеством медицинского обслуживания.

-     Определить основные  средства коммуникации, посредством которых потенциальные клиенты получают информацию о медицинской организации.

Рынок медицинских услуг в центральной России считается уже сформированным и развивающимся, а в КБР он еще в стадии формирования. Ежегодно в Нальчике открывается от 3 до 4 медицинских организаций, а уже существующие расширяют спектр предоставляемых услуг.

На начало 2012г. в республике действует 101 лицензированная частная медицинская организация, в т.ч.  26 –  имеют форму собственности – индивидуальный предприниматель, врачи, занимающиеся частной врачебной практикой, 75 представляют собой медицинские фирмы. Из них 38.7% (29 организаций) – это стоматологические клиники. Далее, по степени распространенности идут специализированные медицинские организации (26,7% или 20 организаций), в т.ч. наиболее распространенные:  гинекология, урология, неврология.  17, 3% (13 организаций) – многопрофильные центры,  10,7 % (8 организаций) занимаются только диагностикой,  и 6,7 (5 организаций) – занимаются нетрадиционной медициной. Большинство медицинских организаций являются «центрами одного врача», т.е. как правило, врач с наработанной клиентурой и известный среди населения регистрируется как индивидуальный предприниматель и открывает кабинет, дополнительно предлагая другие медицинские услуги как диагностические, так и др. специалистов.

Не смотря на количество частных центров, отсутствуют предложения со стороны частной медицины на такие медицинские услуги, как лечение сердечно – сосудистых заболеваний, онкологии, реабилитационные центры, перинатальные центры. Проблема в том, что эти отрасли наиболее капиталоемкие, практически невозможно привлечь  инвесторов, из – за крайне неблагоприятного инвестиционного климата.

По данным проведенного нами исследования 78% опрошенных потребителей пользовались платными медицинскими услугами, в т.ч. 16% пользуются медицинскими услугами, оказываемыми государственными ЛПУ на частной основе, 9,8% выезжают за пределы республики для получения услуг, остальные 52,2 % обращались в частные медицинские центры республики. Из них 31,8% получали только диагностические услуги по направлению лечащего врача (медицинские анализы, ультразвуковая диагностика, КТ, и т.д.).

Относительно стоматологических услуг выявлено, что около 72 % опрошенных обращаются к частным стоматологам, 28 % – обращаются в государственные медицинские учреждения.

Категория респондентов с опытом обращения в платные медицинские организации в качестве основания своего выбора обозначили более высокое качество услуг (41,9%), высокий уровень обслуживания, экономию времени (34%), отсутствие возможности получить данную услугу бесплатно в госучреждениях (14.3%), территориальное расположение (4,1%), другое (5,7%). Полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на достаточно низкий платежеспособный уровень населения при выборе медицинских услуг ценовой фактор не имеет решающего значения.

К объективным факторам, оказывающим определяющее влияние на выбор населением платных медицинских услуг, относится тенденция к постепенной «миграции» наиболее квалифицированных медицинских кадров в частные организации в поисках более достойных условий работы.

39% респондентов считают, что качество услуг выше в частных организациях. Диаметрально противоположному мнению придерживаются 12,6%. Около половины 48,4% респондентов считают, что качество в принципе одинаковое в частных и государственных клиниках. 21% опрошенных считает, что цены на платные услуги завышены, хотя 89% опрашиваемых указали, что платят врачу за услуги, оказанные в бесплатных государственных учреждениях. Эти данные свидетельствуют о достаточной масштабности теневого рынка в республике.

В рамках исследования выявлены основные средства коммуникации, посредством которых потенциальные клиенты получают информацию о медицинской организации. Это рекомендации врачей и знакомых (42,5%), интернет (26,2%), телевизионная реклама и радио (17,1%), наружная реклама (10%), газеты и журналы, печатная продукция (4,2%)

Исходя из этого, можно сказать, что критерием выбора клиники, где человек будет получать медицинскую услугу, является преимущественно советы знакомых и врачей. Но такие результаты получены не только у нас в республике, где в силу своих особенностей (густонаселенная малая территория с широкими родственными связями) были предсказуемы, это характерно в целом для медицинских услуг. Иными словами, пациент, получивший соответствующее его ожиданиям и оценке медицинское обслуживание, делает для продвижения услуг предприятия больше, чем любые рекламные средства. Результаты аналогичного исследования, проведенного нами 2009 году дали такие же результаты (решающим фактором при выборе клиники для 38 % клиентов стало советы родственников и друзей, 25% пришли по направлению врачей других медицинских учреждений, на 23% клиентов оказали влияние рекламные ролики по телевидению, 10% – интернет, остальные 4 процентов указали в качестве источников информации о клинике рекламу на радио, газетах и т.д.). Роль интернета как источника информации за 3 года возросла в 2 раза. Хотелось бы еще отметить относительную эффективность интернет рекламы и рекламы на телевидении в нашем регионе, в сравнении с Москвой. Там в силу большого количества такого рода информации, и отсутствие новизны, многие профессионалы в сфере продвижения и рекламы уже отказались от них.

Для выяснения проблем, с которыми сталкиваются частная медицина республики, мы провели экспертный опрос среди руководителей медицинских организаций. Большинство крупных центров обозначили  кадровые проблемы. У них есть  возможности для расширения количества и ассортимента услуг, но нет достаточного количества квалифицированных специалистов. А если речь идет о внедрении новых технологий, то предприниматели сталкиваются с проблемой  полного отсутствия специалиста в регионе, необходимо обучать специалистов, что увеличивает издержки внедрения этих технологий и связанный с ними риск.

Добровольное медицинское страхование является одним из основных каналов продвижения, но  пока наш рынок недооценивает его возможности. Только 5% медицинских организаций работают с программами ДМС.

Несмотря на большой процент населения, пользовавшиеся платными медицинскими услугами (78%) большинство из них получали только диагностические услуги или платные услуги в тех же государственных учреждениях, но растет спрос на платные медицинские услуги, в связи с ростом доверия к частным организациям, с развитием таких структур, и ростом благосостояния населения.

Рынок платных медицинских  услуг  КБР в стадии формирования. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение количества операторов (в год  в республике открывается от 3-4 медицинских центров), и активное расширение спектра предоставляемых услуг в уже существующих. Учитывая опыт крупных федеральных центров, можно спрогнозировать с переходом от стадии формирования к стадии развития рынка медленное снижение численности медицинских учреждений в следующем десятилетии.  Уменьшение количества операторов будет связано с постепенной консолидацией рынка и укрупнением клиник.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Zarema1»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация