ПОЖИТКИНА Н.В. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ.М.КОЗЫБАЕВА


ПОЖИТКИНА Н.В. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАБИНЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ.М.КОЗЫБАЕВА


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/06/15353 (дата обращения: 08.12.2024).

Современная система образования опирается на новую парадигму, предполагающую для ее субъектов в ситуации  выбора самостоятельное принятие решений и прогнозирование их возможных последстви [1], поэтому решение большинства проблем, с которыми сталкивается студент первокурсник при обучении в вузе находиться в сфере изучения его личности и  категорий качества высшего образования. Качество решения задач, поставленных перед современной высшей школой, во многом зависит от умения правильно организовать работу с первокурсниками. Не случайно, проблема адаптаци студентов к условиям обучения в вузе,  представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, исследуемую в настоящее время на психофизиологическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях.
Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса адаптации студентов к образовательной среде в условиях кредитной технологии системы высшего образования. Потребность в системном решении проблемы успешной адаптации первокурсников связана соследующими обстоятельствами:

  1. Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с высшим образованием.
  2. В вузе, процесс обучения первокурсников зачастую налаживается непросто, характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, которые обусловлены изменением социальной среды. Поступление в учебное заведение у значительной части молодежи сопровождается дезадаптацией, которая вызвана новизной студенческого статуса, отсутствием референтной группы, повышенными требованиями со стороны профессорско-преподавательского состава, напряженностью и жестким режимом обучения, увеличением объема самостоятельной работы.
  3. Большой поток информации, отсутствие навыков работы с ней, многопрофильность каналов поступления информации, иная, чем при классно-урочном обучении, система взаимодействия
    с преподавателем выступают главными специфическими факторами дезадаптивного поведения студентов. Среди психологов даже появились понятия «вузовский стресс», «информационное перенапряжение», «вузовский шок», «дидактогении». Эти термины описывают круг психических явлений, для которых характерны проявления таких психических состояний студентов, как тревожность, депрессия, которые выбивают из нормального эмоционального состояния, а порой даже приводят к отказу продолжать учебу в вузе [4] .

Все вышеперечисленное  требует от первокурсника значительной мобилизации своих возможностей  и определенных знаний и навыков в области психологической самопомощи для успешного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности. Безусловно,  в казахстанских вузах одним из возможных вариантов решения данной проблемы является внедрение в практику кредитной технологии, совмещенной с технологией модульного обучения и рейтинговой системой оценки знаний студентов. Но, в вузе важно обеспечить ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, через исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также создание психолого-педагогических условий оптимизации данного процесса. Потому что, от того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления. В этой связи требует своего разрешения проблема целостного осуществления психологического сопровождения адаптации студентов первокурсников.

Для нас, преподавателей кафедры «Психология» очевидно, что подготовка специалистов высше квалификации, отвечающая всем новым требованиям, не может обойтись без участия профессиональных психологов. Отсутствие в течение длительного времени в СКГУ Кабинета психологической консультации привело к переживанию состояний явно выраженного стресса и деструкции, которые отрицательно влияли на эффективность обучения студентов. В ситуации отсутствия явной психологической помощи состояния психологической напряженности протекали остро и преодолевались студентами стихийно, что приводило к нежелательным деформациям в профессиональной мотивации и психологических установках студентов.

Рассмотрев деятельность ряда казахстанских и российских вузов  (Уфимский государственный нефтяной технический университет; МГИМО; Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского; Карагандинский государственный университет им. Е. Букетова) мы отметили, что в каждом из них,  созданы специальные психологические условия для развития субъектного потенциала личности студента, более адекватного осознания молодым человеком путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе, и повышения собственной психологической устойчивости в преодолении различных трудностей. Мы учли, что работа психолога в вузе должна осуществляться в наиболее адаптивной форме и исходить из особенностей построения учебного процесса.

Идея создания Кабинета психологической консультации в современном вузе не только важнейший
ценностный ориентир педагогического образования в высшей школе, но и предмет поиска научнообоснованных путей оказания помощи молодым людям в сложном процессе «вхождения» в атмосферу профессиональной деятельности. Именно Кабинет психологической консультации может выступать как компонент образовательной среды научно-методический и практический центр, реализующий психологическое сопровождение развития личности студента в образовательной среде вуза.

Одним из эффективных путей оптимизации социально-психологической адаптации студентов первокурсников является разработанный специалистами Кабинета психологического консультирования СКГУ комплекс мер психологической помощи. Представим его содержание:

  1. Рекомендации по адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе (для кураторов, студентов
    первых курсов);
  2. Интерактивные консультации;
  3. Проект «Ежедневник» как форма психологической самопомощи студентам.

Любой студент должен иметь представление о том, что такое психологическая помощь, обладать информацией о ее различных видах и особенностях, а также иметь возможность приобрести знания о самопомощи и квалифицированную помощь в кризисных ситуациях. Психологическая помощь может быть успешной только при условии, что студент в ее процессе обучается самопомощи, ведь основная часть его жизни проходит за пределами кабинета психолога.

Психологическая самопомощь – это забота человека о самом себе и о своем личностном росте.
Первый человек, о котором должен позаботиться студент – это он сам.

Цель ежедневника – расширить область самоосознания студента и научить первокурсника заботиться о самом себе.

Достижения цели Проекта предусматривается решение ряда задач:

-подготовка комплекса  упражнений направленных на  проработку и
осознание своих чувств или настроений, осмысление пережитого опыта;

-подготовка комплекса  упражнений по формированию навыков принятия
самостоятельных решений;

-включение «Ежедневника» в систему мер по
профилактике и коррекции отклонений психологического здоровья студентов;

-обучение работе с «Ежедневником» в рамках
комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения
квалификации профессорско-преподавательского персонала по программам
здоровьесберегающей направленности.

Основные
виды самопомощи, используемые в проекте:

1.Самонаблюдение

2. Ведение дневника

3.Автобиография

4.Релаксация

1.Самонаблюдение. Цель самонаблюдения – расширить область самоосознания. Можно выделить два вопроса, с помощью которых заниматься самонаблюдением очень просто:

Что происходит со мной в данный момент?

Чего бы мне хотелось в следующий момент?

Иногда опознавание само по себе является причиной изменений. Например, замечено, что осознанная злость теряет свою силу. Следует осознавать, что фантазии, ожидания, мысли влияют на то, что происходит вокруг. Один из способов самонаблюдения – обзор ситуации со стороны

2. Психологический дневник – это место,в котором человек всегда может проработать имеющуюся проблему, осознать свои чувства или настроения, осмыслить пережитый опыт, прийти к какому-то решению. Очень важно писать дневник для себя. Он не будет иметь настоящего эффекта, если вы будете писать его ради того чтобы кто-нибудь его прочитал. Вы можете писать тогда, когда нужно или хочется, иногда ежедневно, иногда раз в неделю, а иногда принуждая себя делать это ежечасно. Не существует никаких определенных правил относительно того, что писать и чего не писать в дневник. Руководствоваться стоит только своими собственными ощущениями. Запись в дневнике наблюдений о
себе, о своих обещаниях самому себе, о своих решениях и стремлениях поможет вам лучше помнить себя и свою жизнь.

3.Автобиография- суть этого метода состоит в том, чтобы описать историю своей жизни, вспоминая все главные события и свое отношение к ним. Писать автобиографию можно много раз, нужно обязательно помечать дату ее написания,
потому что в двух описаниях одного периода, сделанных в разное время, порой выбираются и разные события, и одни и те же отношения могут выглядеть совершенно иначе. Вы можете начать автобиографию с любого эпизода или периода.
Здесь нет правил. Основная цель автобиографических рассказов – обрести умение обращаться со своим прошлым и способность жить в настоящем. Т.е. отделить настоящее от прошлого, избавиться от его влияния.

4. Релаксация.Наше тело – это «дом», в котором мы живем. Как мы за ним ухаживаем, в таком состоянии мы его и находим. В современном понимании человек представляет собой единство трех составляющих – ум, чувства и тело (все чаще добавляется четвертый компонент – дух, духовность). Если внимательно наблюдать за собой, можно будет
заметить, что любая ваша эмоция или мысль находит свое выражение в движении мышц – основных или микроскопических. Переживания отражаются в том, как люди двигаются, дышат, управляют своими мышцами.

При этом непосредственными психологическими итогами работы будут:

-формирование отношения к психическому здоровью как к самоценности, повышение мотивации к саморазвитию;

-освоение приемов саморегуляции, борьбы со стрессом и владения собой в трудных ситуациях;

-освоение эффективных способов взаимодействия в учебно-профессиональной среде;

-мобилизация творческих, интеллектуальных, личностных и физических ресурсов.

Что касается перспектив работы кабинета психологического консультирования в СКГУ на стадии профессионального образования, то его технология, может быть различной для разных этапов обучения в вузе: адаптации (первый курс), интенсификации (второй, третий курс) и идентификации (четвертый курс). На первом курсе задача психологической сопровождения может состоять в оказании помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности, что предполагает:

-диагностику готовности к учебно-позанавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок;

-помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности;

-психологическую поддержку первокурсников в преодолении трудностей самостоятельной жизни и выстраивании комфортных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами;

-консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выбранной специальности;

-коррекцию профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии.

На этапе интенсификации – относительно благополучном – психологическое сопровождение может сводиться к диагностике личностного и интеллектуального развития, оказанию помощи в решении проблем взаимоотношений со сверстниками и педагогами, а также сугубо личных отношений. Соответственно, здесь оказываются необходимыми
технологии развивающей диагностики психологического консультирования, коррекции личностного и интеллектуального профилей.

На завершающем этапе – идентификации – психологическое сопровождение может заключаться в финишной диагностике профессиональных способностей, помощи в нахождении профессионального поля реализации себя, поддержки в нахождении смысла будущей жизнедеятельности.

В заключении отметим, что  с сентября по январь 2010-2011 учебного года специалистами Кабинета психологического консультирования  кафедры «Психология» у обратившихся клиентов (студенты и преподаватели) были выявлены следующие проблемы: конфликты в семье (между родителями и детьми, между супругами), хроническая усталость, проблемы психологического просвещения, проблемы адаптации к условиям обучения в вузе, конфликты со своим другом (парнем/девушкой). Соответственно психологическая консультация студентов  должна стать составной частью личностно-ориентированного социально-профессионального воспитания в условиях кредитного обучения  в СКГУ.

Мы осознаем, что  эффективность работы психологической консультации в вузе во многом зависит от степени психологической грамотности всех участников учебного процесса, поэтому отмечаем важность и необходимость бесплатных психологических консультаций студентов СКГУ.

 

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-III ЗРК  «Об образовании».– Алматы: ЮРИСТ, 1997. – 32 с.
  2. http://www.enu.kz/faculty/fsn/chairs/psihologii/index.php
  3. Туркпенова С.Ж. Процесс социальной и профессиональной адаптации молодежи Казахстана на современном этапе: Автореферат: 22.00.04. – А., 2004. –34 с.
  4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002.–400 с.


Все статьи автора «Pozhitkina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: