Данное исследование посвящено изучению актуальной, сложной и недостаточно разработанной проблеме влияния ценностных ориентаций на профессиональную направленность юношей и девушек старшего школьного возраста.
Теоретический анализ психологической литературы показал, что проблема влияния ценностных ориентации на личность человека является одной из важных и противоречивых проблем в психологии и педагогике. Ценностно-смысловая сфера человека в период старшего школьника представляет собой сложное системное образование, не статичное в силу возрастных особенностей, в которое включены определенные иерархические структуры, укоренившиеся в сознании индивида и оказывающие влияние на него, как внутренние нормы поведения и оценки, и как строители жизненных перспектив молодых людей.
Проблемой изучения ценностных ориентации занимались такие видные ученые как М. Рокич, А. Тойнби, В. Франкл, И.С. Кон, Ш. Шварц, В.Я. Ядов, и другие [1, 2, 3, 4]. По их мнению, ценности человека являются наиболее значимыми для становления и развития личности, так как именно они определяют её дальнейшую мотивацию и деятельность.
Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношения ко всем явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обуславливая направление и содержание развития личности. Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в старшем школьном возрасте – этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска в смысле жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что глубокие, и возможно резкие, изменения в системе ценностных ориентаций современных старшеклассников должны повлечь за собой их существенные изменения по отношению к своей будущей жизненной перспективе.
Исследование ценностных ориентаций старшеклассников мы осуществляли с помощью опросника «ОТеЦ» И.Г. Сенина. Результаты изучения жизненной сферы старшеклассников представлены на диаграмме Рисунка 1.
Рисунок 1. Результаты изучения жизненной сферы старшеклассников
Согласно Рисунку 1, у 12 человек (75%) приоритетной жизненной сферой является увлечения. Это говорит о том, что в жизни обследуемых основное место занимает увлечение, хобби. Следовательно, испытуемые отдают своему увлечению свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна.
Обучение и образование стало приоритетным направлением для 11 обследуемых (68%). Достаточно высокий балл по данному показателю отражает стремление старшеклассника к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Как правило, для данной категории людей самое главное в жизни — это учиться и получать новые знания.
Для 10 учащихся (65%) важным является сфера семьи и семейных взаимоотношений. Высокий балл по данному показателю говорит о высокой значимости всего того, что связано с жизнью семьи старшеклассника. Такие люди отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни — это благополучие и благоприятный климат в семье.
У 10 человек (61%) общественная сфера получила наибольший балл. Высокий балл по данному показателю отражает высокую значимость для старшего школьника проблем жизни общества. Такая категория старшеклассников, как правило, быстро вовлекается в общественную жизнь школы, считая, что самое главное для человека – это его общественные убеждения и роль, которую он играет в социуме.
Лишь 9 человек (59%) выбрали приоритетной сферой своей жизни профессиональную сферу. Это говорит высокой значимости для молодого человека сферы его профессиональной деятельности. Данная категория старшеклассников отдает много времени на изучение особенностей своей будущей работы, включаются в решение всех производственных проблем так иди иначе связанных с выбором их будущей работы, при этом они считают, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека.
Результаты изучения терминальных ценностей старшеклассников представлены на Рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты изучения терминальных ценностей старшеклассников
Как показано на Рисунке 2, наибольшую избираемость из всех представленных терминальных ценностей получила ценность – высокое материальное положение – 66%. Высокий процент по данному показателю отражает стремление испытуемого к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния в будущем. Такие люди часто бывают убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких учащихся часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки в глазах окружающих.
У 57% учащихся важным оказалось сохранение собственной индивидуальности. Это говорит о стремлении испытуемых к независимости от других людей, что характерно для данного возраста. Испытуемые считают, что самое важное в жизни — это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций.
Собственный престиж выражен у 56% старшеклассников, это свидетельствует о том, что испытуемые, получившие высокий балл но данному показателю, часто бывают сильно заинтересованы во мнении окружающих о себе, так как нуждаются в социальном одобрении своего поведения.
Одинаковыми по значимости для учащихся оказались такие ценности, как креативность (45%) и достижения (45%). Данные показатели отражают стремление учащихся к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни, а также о стремлении к достижению конкретных и ощутимых результатов.
У 44% учащихся важными оказались активные социальные контакты. Данный показатель говорит о стремлении испытуемых к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких учащихся очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что самое ценное в жизни — это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Идентичный показатель в процентной выраженности имеется у такой ценности как духовное удовлетворение (44%). Данная ценность отражает стремление человека к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни. Такие люди, как правило, считают, что главное — это делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение.
Наиболее низкий показатель приходится на ценность «развития себя» (43%). Низкая выраженность по данному показателю свидетельствует о том, что испытуемые в наименьшей степени заинтересованы в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности. Учащиеся не стремятся к самосовершенствованию, не задумываются о своих потенциальных возможностях.
Полученные данные говорят о том, что для данного возраста помимо материальных ценностей, актуальна тема самореализации, нахождения себя в различных формах деятельности. Данная потребность непременно приводит к определенным видам увлечений, или хобби. Старший школьник пытается примерить на себя «одежду» взрослого и непременно приходит к вопросу о выборе будущей профессии. Перед ним стоят требования общества – окончить школу, поступить в университет, колледж, приобрести социально важный навык, умение, ремесло. Старшеклассник находится в поиске своего призвания, для того, чтобы реализовать себя в обществе, как личность.
Поэтому так важно ему в данный период оказывать психологическую помощь с целью предотвратить рассогласование между желаемым и действительным. В свою очередь, это обеспечит успешную способность делать прогнозы в отношении себя и выбирать род занятий в общем жизненном контексте учащихся старших классов.
Соотнесение своих индивидуальных возможностей, способностей, идеалов и ценностей, эмоциональное переживание этого процесса выступают главным механизмом развития личностного и профессионального развития в юношеском возрасте.
Литература.
- Альбуханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. тр. – М.: Наука, 1999. – 356 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат. 1984. – 335 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер с англ. и нем. – М.: Прогресс, 2000. – 368 с.
- Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – 1995. - №9 – С. 89-105.