Проблеме межличностных отношений большое внимание уделяли такие психологи, как Хенри А. Мюррей, А. Мехрабян, С. Ксензкий, Н.Д. Творогова, Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин, И.В. Кузнецова Т. Шибутани, Ю.М. Жуков, И.А. Зимняя, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Кукуев, Л.А. Петровская, П.В. Растянников, Е.В. Сидоренко, Д. Хаймс; в отечественной психологии – Т.М. Шалгимбаев, Р.С. Оспанова, С.К. Жантикеев и др. Ряд современных исследователей рассматривают межличностное общение как психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, которые появляются от осознания своей способности эффективно взаимодействовать с окружением (Л. Хьелл, Д. Зиглер). Проблемы межличностного общения в связи с теорией информации отражены в исследованиях Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Д. Бродбента, Г. Гебнера, Д. Бедло, Г. Лассвелла и др.
Бурменская Г.В. говорила, что в общении, как и в других сферах человеческой жизни часто возникают конфликты. Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей [1].
При всем многообразии исследований различных сторон общения до настоящего времени, в частности, недостаточно рассматривалось изучение взаимосвязи стилей поведения в конфликте, как проявление сферы межличностных отношений и мотивации аффилиации у современных старшеклассников.
Подробное изучение мотивации аффилиации, ее составляющих, основных закономерностей развития и формирования у современной молодежи, а также выявление взаимосвязи с межличностными отношениями, позволит использовать полученные результаты как в рамках диагностики и последующей коррекции, так и для помощи в формировании более успешных и эмоционально-доверительных отношений с окружающими людьми. Полученные результаты могут способствовать достижению гармонии в межличностных отношениях, улучшению социально – психологического климата в коллективе, что делает указанную проблему актуальной и практически значимой.
Термин общение имеет в психологии следующие два основных значения, отражающие, в свою очередь, два реальных, взаимосвязанных процесса. Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина. Общение наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование окружающего мира, является одной из основных форм социальной активности человека.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями [2].
Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):
- Соревнование;
- Избегание;
- Приспособление;
- Сотрудничество;
- Компромисс.
Важную роль в общении играет степень удовлетворенности потребности в аффилиации (стремление к другим людям), и особенно такой ее составляющей как потребность в эмоционально-доверительном общении. Также значимым является изучение сочетания основных характеристик, сопровождающих аффилиативное взаимодействие (легкости, доверия, понимания и притягательности) на разных этапах межличностного общения, т.к. их роль до настоящего времени недостаточно изучена.
Подробное изучение мотивации аффилиации, ее составляющих, основных закономерностей развития и формирования у современной молодежи, а также выявление взаимосвязи с характерологическими и личностными особенностями, позволит формировать более успешные и эмоционально-доверительные отношения с окружающими людьми.
Сфера общения в юношеском возрасте имеет большое значение для развития личности, – что выражено в высокой значимости, для юношей и девушек, именно качественных характеристик процесса коммуникации. С точки зрения, например, Мухиной В.С., начав в отрочестве («подростничестве») созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности [3].
Целью настоящего эмпирического исследования являлось изучение взаимосвязи особенностей межличностного общения и мотивации аффилиации в юношеском возрасте.
С целью изучения стилей поведения в конфликте, как проявлений межличностного общения старшеклассников нами применялась методика оценки поведения в конфликте К. Томаса, а для изучения мотивации аффилиации старшеклассников мы использовали «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана (модификация М.Ш.Магомед–Эминова).
В результате проведения эмпирического исследования было выявлено:
- Доминирующим стилем поведения в конфликте у старшеклассников является стиль соревнования, им обладают 36,3% (37 человек). Данный стиль характеризуется активностью, жесткостью, стремлением в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других.
- У большинства старшеклассников данной выборки, то есть у 61,8% (63 человека), преобладает мотив «Стремление к людям». Он предполагает стремление к контактам с другими людьми, к сотрудничеству и одобрению, стремление строить взаимоотношения с людьми на основе доверия.
- Доминирование мотива «Стремление к людям» обусловливает стиль соревнования в конфликте, мотив «Боязнь быть отвергнутым» обусловливает стили приспособления и избегания в конфликте.
- Отрицательная корреляция нами обнаружена между мотивом «Стремление к людям» и стилем избегания в конфликтах, между мотивом «Боязнь быть отвергнутым» и стилем соревнования в конфликтах.
Результаты данного исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов по предупреждению конфликтных ситуаций старшеклассников.
Литература.
1 Бурменская Г.В. Психология развития. –М.: Знание ,2000. – 128 с.
2 Мясищев В.Н. Психология отношений. –М.: Наука, 1998. – 362 с.
3 Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. – М.: Международная пед. академия, 1995. – 324 с.