Главный капитал любой страны – это люди, которые владеют современными знаниями и передовыми технологиями, стремящиеся к инновациям, к саморазвитию и творческой реализации.
Молодежь – это будущее государства. Потенциал молодёжи – это возможность и способность различных групп выполнять совокупность социально-профессиональных ролей и функций в обществе, активно и творчески относиться к себе, обществу, а также окружающей природной и социальной среде. Важную роль в формировании молодежного потенциала играет образовательный потенциал молодого поколения, который рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков общего и специального характера, позволяющих заниматься определённым видом профессиональной деятельности.
Образовательный потенциал молодого поколения определяется уровнем и качеством полученного образования, его общей, профессиональной или иной специальной направленностью.
По мнению большинства исследователей, качество образования включает в себя следующие составляющие:
- Качество ценностей, целей и норм;
- Качество условий;
- Качество процесса: качество содержания образования и качество технологии образования;
- Качество результата.
Уровень образования определяется успеваемостью студента, зависящей от различных факторов социально-психического и социально-педагогического характера, а также от психофизических особенностей самой личности студента. На протяжении многих лет исследователи, говоря об учебной деятельности студента и её успешности, прежде всего, подразумевали ведущую роль интеллектуального уровня личности. Безусловно, значение этого фактора нельзя недооценивать. Однако сегодня не приходится сомневаться и в том, что успеваемость учащихся зависит и от ряда других факторов.
Цель: Разработка рекомендаций по возможному повышению успеваемости студентов на основе анализа факторов, ее определяющих.
Задачи:
· Установить объект и программу исследования
· Собственно исследование
· По результатам проведенного исследования разработать выводы и рекомендации.
Объектом наблюдения является поток студентов-менеджеров второго курса института экономики.
Программа исследования:
На основе анализа учебной деятельности студента были отобраны показатели, влияющие, на наш взгляд, на успеваемость студентов:
– Средний балл за ЕГЭ, характеризующий базовый уровень знаний.
– Место проживания – характеризует условия, в которых студент имеет
возможность подготовиться к занятиям.
– Финансовое положение семьи. Высокое благосостояние семьи в некоторых случаях снижает стимул студента к получению знаний, навыков, умений. В то же время такая семья может расширить возможности обучения и развития человека.
– Занятие студента после учебы – наличие серьезного увлечения может сократить время на подготовку к занятиям.
– Цель обучения. Студент, выбравший знания основной целью своего обучения может не посещать отдельные, неинтересные ему занятия, плохо успевать по ним. Те же студенты, целью которых является получение диплома о высшем образовании, часто бывают даже более успешными.
– «Умение использовать знания других». Неплохая успеваемость при низкой подготовке к занятиям может быть следствием ловкости студента, умения вовремя и удачно списать.
– Наличие работы – ограничивает время студента на подготовку к занятием, но дает навыки и практику.
Для определения значений факторов, влияющих на успеваемость студентов, было проведено анкетирование студентов-менеджеров 2 курса института экономики (порядка 100 человек). Основанием для регистрации значений факторов стали ответы опрашиваемых. В обработке информации использовались статистические методы. Были рассчитаны коэффициенты корреляции, взаимосопряженности А.А. Чупрова и другие, позволяющие выявить наличие и силу связи между успеваемостью и факторами, влияющими на нее.
Для определения зависимостей между успеваемостью студентов и числом детей в семье, финансовым положением, а также временем, которое затрачивается на подготовку к занятиям использовался коэффициент корреляции. Он характеризует тесноту линейной зависимости между результатом и соответствующим фактором.
Для определения зависимостей между успеваемостью студентов и полом опрашиваемых, наличием работы или хобби, а также наличием родственников, работающих по той же специальности были рассчитаны коэффициенты сопряженности А.А.Чупрова. Данный показатель используется для измерения связи между качественными (атрибутивными) признаками.
В ходе анализа было выявлено, что средний балл за семестр учебного года – 4,07, что говорит о неплохой успеваемости.
Прямое влияние на успеваемость студента оказывает фактор средний «средний балл за ЕГЭ», то есть основы успеваемости в вузе формируются еще в школе.
Фактор «финансовое положение семьи» оказывает следующее влияние на успеваемость: чем лучше студент оценивает свое финансовое положение, тем ниже его успеваемость и наоборот. Как оказалось, многие ленивые студенты учатся в вузе лишь потому, что родители за обучение платят. Учеба студента вуза стоит недешево, деньги из семейного бюджета обычно «выкраиваются», в итоге многим приходится учиться, дабы не разочаровать родителей и не выкинуть деньги «на ветер». Аналогичная мотивация имеет место у студентов, обучающихся на бюджетном месте, если оно им далось с трудом. Стимулом к хорошей учебе является возможность получения стипендии.
Если рассматривать «коммерческих» и «бюджетных» студентов, то первые чаще нацелены именно на получение знаний, приобретение профессии и дальнейшее саморазвитие, вторые же зачастую учатся просто чтобы получить диплом, пожить студенческой жизнью, провести исследование и т.п. Тем не менее, успех в учебе студентов «коммерческих» существенно хуже, чем у «бюджетников».
Были выявлены следующие различия между работающими и неработающими студентами:
• Посещаемость занятий заметно меняется в зависимости от наличия работы у студентов – те, кто заняты на более или менее постоянной работе, в основном появляются лишь в начале и в конце семестра.
• На успеваемость студента работа либо практически не влияет, либо влияет отрицательно. Последнее касается тех специальностей, где учебные программы насыщены лабораторными и практическими занятиями, которые можно успешно выполнить лишь в самом вузе.
• Активность на занятиях. Большинство преподавателей не видят существенных различий в поведении работающих и неработающих студентов на семинарских занятиях. Однако некоторые преподаватели отметили, что работающие студенты более активны в работе на семинарах, а в своих докладах и выступлениях они более конкретны и чаще используют примеры не только из книг, но и из практики.
• Глубина и специфика знаний предмета. По мнению преподавателей, глубина знания студентов экономических специальностей в основном зависит не от факта наличия или отсутствия у них регулярной работы, а от их личностных качеств – пытливости, целеустремленности, организованности.
Принято считать, что у студентов, профессионально занимающихся спортом, часто возникают определенные сложности в учебе, связанные с участием в соревнованиях, особенно с отрывом от учебного процесса, и некоторая часть профессорско-преподавательского состава отрицательно относился к их занятиям спортом, считая его помехой в учебе. Однако, регулярные и систематические занятия студентов в спортивных секциях приводят к повышению их успеваемости: независимо от возраста, пола и специализации она значительно выше, чем у незанимающихся.
Следует отметить, что на успеваемость оказывает значительное влияние время, затраченное на выполнение домашнего задания. Также девушки обычно лучше успевают по учебе. Кроме того, средний балл успеваемости выше у студентов имеющих работу или имеющих различные виды хобби.
Закон Йеркса-Додсона, утверждает, что эффективность деятельности человека зависит от силы мотивации, то есть, чем сильнее побуждение к действию, тем выше результативность деятельности.
Без мотивации нет волевой активности, мотивация является обязательным условием возникновения волевого поведения. Такая активность, направлена на удовлетворение потребностей. В нашем случае основным мотивом, стимулом к хорошей учебе является улучшение финансового положения, получение диплома.
Исследования ряда психологов (Реан А.А., Якунин В.А., Мешков Н.И., Хекхаузен Х., Узнадзе Д.М. и др.) помогают выявить любопытные результаты. При сопоставлении данных психологического тестирования с данными об уровне учебной успеваемости студентов, было выявлено, что никакой значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по специальным предметам, ни по общеобразовательному блоку дисциплин нет. Выявилась и другая закономерность: «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации учебной деятельности. Для «сильных» студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается «слабых» студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные: для них, в первую очередь важно избежать осуждения, наказания за плохую учёбу не лишиться каких-то благ и т.п.
Это позволяет с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, умений, навыков.
Результаты исследования позволяют составить модель успешного студента и сформулировать педагогические рекомендации, направленные на повышение учебной успешности студентов, активизацию и интенсификацию учебного процесса.
Под активизацией учебной деятельности студентов следует понимать целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на разработку и использование такого содержания, таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности студента в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применение их на практике, направление деятельности студентов на совершенствование имеющихся и поиск новых знаний.
Необходимо помогать работающим студентам, так как у них нет другого выбора и многие вынуждены работать, чтобы обеспечить себе элементарное существование. Инициатива в этом должна исходить от каждого преподавателя в отдельности, централизованно данную проблему решить невозможно, да и не нужно.
Правильно построенная политика местных властей и Вуза в области стимулирования физической активности населения поможет не только повысить успеваемость студентов и качество системы высшего образования, но и способствовать занятости студентов, пропаганде здорового образа жизни и целеустремлённости.
Так как стимулом студентов к хорошей учебе может быть улучшение финансовых условий их жизни, в том числе за счет получения стипендии, то в связи с этим необходима более сильная дифференциация размера стипендии в зависимости от успеваемости.