При переходе отечественной экономики с экспортно-сырьевой на постиндустриальную, инновационную модель развития чрезвычайно актуальной становится проблема увеличения и эффективного использования интеллектуального капитала. Исследования интеллектуального потенциала Вологодской области, проводимые Институтом социально-экономического развития территорий Российской академии наук (ИСЭРТ РАН) с 1997 года, выявили следующие проблемы: низкий уровень развития регионального научно-технического потенциала, слабая связь научных организаций с реальным сектором экономики региона; снижение уровня профессиональных знаний и навыков их практического применения; устойчивое снижение индекса творческого потенциала населения региона (Ильин В.А., 2010).
Одним из подходов к решению обозначенных проблем является создание интегрированных научно-образовательных структур, основанных на взаимодействии образовательной деятельности и академической науки.
В 2003 г. при Вологодском научно-координационном центре ЦЭМИ РАН (в 2009 г. переименован в Учреждение Российской академии наук Институт социально-экономического развития территорий РАН) создан Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий (НОЦ). Цель Научно-образовательного центра – подготовка высококвалифицированных специалистов для решения научных и управленческих задач региона. Решение данной цели обеспечивается через реализацию принципа комплексного подхода в обучении и воспитании личности.
НОЦ представляет собой систему непрерывного образования (школа – вуз – аспирантура). Структура НОЦ включает подсистемы школьного образования (взаимодействие со школами г. Вологды и районов Вологодской области), высшего образования (взаимодействие с вузами Вологодской области); послевузовского образования (аспирантура, докторантура). Динамика численности обучающихся в НОЦ отражена в таблице 1.
Таблица 1
Численность обучающихся в НОЦ в 2007 – 2011 гг., чел.
Показатель |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Численность школьников |
290 |
310 |
370 |
410 |
555 |
Численность студентов |
550 |
600 |
620 |
650 |
650 |
Численность аспирантов |
46 |
45 |
44 |
42 |
39 |
Подготовка научных кадров высшей квалификации в ИСЭРТ РАН через аспирантуру осуществляется с1996 г. Основная цель аспирантуры – постоянное развитие новых перспективных направлений подготовки научных и научно-педагогических кадров из числа наиболее талантливых выпускников вузов для вовлечения их в научный и образовательный процесс.
Комплексность подготовки аспирантов ИСЭРТ РАН заключается в единстве разнобразных видов деятельности, обеспечивающих всесторонность образования.
Теоретико-методологическое сопровождение обучения включает организацию учебных курсов для подготовки к кандидатским экзаменам, проведении лекций членами диссертационного совета при ВГМХА им. Н.В. Верещагина по экономическим проблемам, по изучению требований ВАК к кандидатским диссертациям, организацию семинаров-практикумов ведущими учеными РАН, зарубежными специалистами.
Все рабочие места в ИСЭРТ РАН оснащены компьютерами, включенными в сеть ИНТЕРНЕТ. Учебные занятия проходят в аудиториях, оснащенных интерактивными досками, в пользовании аспирантов – компьютерный и лингафонный кабинеты.
Научная библиотека располагает одним из наиболее полных собраний современной экономической литературы в г. Вологде. Все издания ИСЭРТ РАН и некоторые другие имеют электронные полнотекстовые версии.
Созданы условия для публикаций аспирантами результатов научных исследований в сборниках и журналах ИСЭРТ РАН. Журнал «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз» включен в международные базы данных, а с2010 г. он входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий. С 1997 г. издается журнал «Проблемы развития территории». Ежегодно выпускается сборник научных работ аспирантов и соискателей.
Аспиранты имеют широкие возможности апробации результатов научно-исследовательских работ и диссертаций на региональных, российских, международных конференциях. Молодые исследователи Института регулярно становятся победителями различных конкурсов и олимпиад (Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства, Всероссийский конкурс информационных технологий и информационной безопасности «Интеллектуальная Россия», конкурс портала «Research & Trends» и др). Ежегодно в ИСЭРТ РАН проводятся конкурс НИР среди молодых ученых в области экономики и научно-практическая конференция «Молодые ученые – экономике региона», к участию в которой привлекаются и студенты различных вузов. Институт организует и принимает участие в организации семинаров и конференций с участием авторитетных российских и зарубежных ученых.
В каждом структурном подразделении 2 раза в месяц проходят научные семинары-дискуссии, на которых аспиранты представляют результаты своих исследований. 1 раз в квартал в каждом подразделении организуются творческие семинары молодых ученых по тематике проводимых исследований с участием аспирантов. Каждый квартал проходят творческие семинары, где аспиранты обсуждают телепередачи по актуальным проблемам экономики, книги известных экономистов. С2011 г. еженедельно проводится «Час аспиранта», посвященный обсуждению происходящих событий в мире, стране, регионе, а также новостям аспирантуры.
В учреждении реализуется практико-ориентированный подход. Одновременно с зачислением аспирант оформляется на работу в ИСЭРТ РАН. Темы диссертаций, как правило, связаны с НИР, выполняемых в подразделениях под нужды конкретного заказчика, что обеспечивает практическую значимость и востребованность исследований. Согласно Положению о порядке прохождения стажировки аспирантов ИСЭРТ РАН организуются стажировки в государственных, научных и иных учреждениях и организациях РФ.
Аспиранты Института сочетают научную и преподавательскую деятельность: участвуют в Дискуссионном клубе, проводят экономический лекторий для студентов филиала СПбГИЭУ в г. Вологде, занятия для школьников Научно-образовательного центра.
В Институте действует форма квартального плана выполнения диссертационного исследования для аспирантов. Обязательной формой отчетности аспирантов является аттестация, которая проходит два раза в год: в апреле (промежуточная) и октябре (основная).
Регулярно организуются встречи аспирантов с директором ИСЭРТ РАН, где подводятся итоги работы аспирантов за полугодие, обсуждаются проблемы и пути их решения.
Социально-психологическая группа осуществляет психологическое сопровождение аспирантов и реализует следующие направления: диагностико-аналитическое, консультативно-развивающее, информационно-методическое.
Жизнь в ИСЭРТ РАН не ограничена только научно-исследовательской и учебной деятельностью. Ежегодно для старшекурсников вузов в Институте проходит День открытых дверей. Для аспирантов первого года организуется Посвящение в аспиранты.
Все новости, события и мероприятия освещает газета «Научно-образовательный центр», которая выходит два раза в месяц.
Молодым специалистам создаются условия для творческой работы. Все это способствует повышению результативности работы аспирантов. Из 36 человек, окончивших аспирантуру в 2007 – 2011 гг., защитили диссертации 30,6% (11 человек).
Институт использует все имеющиеся возможности по привлечению выпускников аспирантуры к работе в своих подразделениях. За последние 5 лет после окончания аспирантуры остались работать в ИСЭРТ РАН 70% выпускников очной формы обучения (14 человек).
Таким образом, в НОЦ ИСЭРТ РАН создаются условия для формирования и закрепления высококвалифицированных кадров. Особенностями подхода к подготовке молодых ученых являются непрерывное образование, использование разноплановых форм и методов обучения, связь теории с практикой, внимание к социально-психологической работе.
Литература:
1. Ильин В.А., Гулин К.А., Ускова Т.В. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2010. – №3 (11). – С.14 – 25.