ПОДВОЛОЦКАЯ Н.Н., ПОПОВА В.И. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ИНСТИТУТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИСЭРТ РАН)

Ключевые слова: , ,


ПОДВОЛОЦКАЯ Н.Н., ПОПОВА В.И. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ИНСТИТУТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИСЭРТ РАН)


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/06/14174 (дата обращения: 26.12.2024).

При переходе отечественной экономики с экспортно-сырьевой на постиндустриальную, инновационную модель развития чрезвычайно актуальной становится проблема увеличения и эффективного использования интеллектуального капитала. Исследования интеллектуального потенциала Вологодской области, проводимые Институтом социально-экономического развития территорий Российской академии наук (ИСЭРТ РАН) с 1997 года, выявили следующие проблемы: низкий уровень развития регионального научно-технического потенциала, слабая связь научных организаций с реальным сектором экономики региона; снижение уровня профессиональных знаний и навыков их практического применения; устойчивое снижение индекса творческого потенциала населения региона (Ильин В.А., 2010).

Одним из подходов к решению обозначенных проблем является создание интегрированных научно-образовательных структур, основанных на взаимодействии образовательной деятельности и академической науки.

В 2003 г. при Вологодском научно-координационном центре ЦЭМИ РАН (в 2009 г. переименован в Учреждение Российской академии наук Институт социально-экономического развития территорий РАН) создан Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий (НОЦ). Цель Научно-образовательного центра – подготовка высококвалифицированных специалистов для решения научных и управленческих задач региона. Решение данной цели обеспечивается через реализацию принципа комплексного подхода в обучении и воспитании личности.

НОЦ  представляет  собой  систему  непрерывного  образования  (школа – вуз –  аспирантура).  Структура  НОЦ  включает  подсистемы  школьного  образования  (взаимодействие со школами г. Вологды и районов Вологодской области),  высшего образования (взаимодействие с вузами Вологодской области); послевузовского образования (аспирантура, докторантура). Динамика численности обучающихся в НОЦ отражена в таблице 1.

Таблица 1

Численность обучающихся в НОЦ в 2007 – 2011 гг., чел.

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Численность школьников

290

310

370

410

555

Численность студентов

550

600

620

650

650

Численность аспирантов

46

45

44

42

39

Подготовка научных кадров высшей квалификации в ИСЭРТ РАН через аспирантуру осуществляется с1996 г. Основная цель аспирантуры – постоянное развитие новых перспективных направлений подготовки научных и научно-педагогических кадров из числа наиболее талантливых выпускников вузов для вовлечения их в научный и образовательный  процесс.

Комплексность подготовки аспирантов ИСЭРТ РАН заключается в единстве разнобразных видов деятельности, обеспечивающих всесторонность образования.

Теоретико-методологическое сопровождение обучения включает организацию учебных курсов для подготовки к кандидатским экзаменам, проведении лекций членами диссертационного совета при ВГМХА им. Н.В. Верещагина по экономическим проблемам, по изучению требований ВАК к кандидатским диссертациям, организацию семинаров-практикумов ведущими учеными РАН, зарубежными специалистами.

Все рабочие места в ИСЭРТ РАН оснащены компьютерами, включенными в сеть ИНТЕРНЕТ. Учебные занятия проходят в аудиториях, оснащенных интерактивными досками, в пользовании аспирантов – компьютерный и лингафонный кабинеты.

Научная библиотека располагает одним из наиболее полных собраний современной экономической литературы в г. Вологде. Все издания ИСЭРТ РАН и некоторые другие имеют электронные полнотекстовые версии.

Созданы условия для публикаций аспирантами результатов научных исследований в сборниках и журналах ИСЭРТ РАН. Журнал «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз»  включен в международные базы данных, а с2010 г. он входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий. С 1997 г. издается журнал «Проблемы развития территории». Ежегодно выпускается сборник научных работ аспирантов и соискателей.

Аспиранты имеют широкие возможности апробации результатов научно-исследовательских работ и диссертаций на региональных, российских, международных конфе­ренциях. Молодые исследователи Института регулярно становятся победителями различных конкурсов и олимпиад (Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства, Всероссийский конкурс информационных технологий и информационной безопасности «Интеллектуальная Россия», конкурс портала «Research & Trends» и др). Ежегодно в ИСЭРТ РАН проводятся конкурс НИР среди молодых ученых в области экономики и научно-практическая конференция «Молодые ученые – экономике региона», к участию в которой привлекаются и студенты различных вузов. Институт организует и принимает участие в организации семинаров и конференций с участием авторитетных российских и зарубежных ученых.

В каждом структурном подразделении 2 раза в месяц проходят научные семинары-дискуссии, на которых аспиранты представляют результаты своих исследований. 1 раз в квартал в каждом подразделении организуются творческие семинары молодых ученых по тематике проводимых исследований с участием аспирантов. Каждый квартал проходят творческие семинары, где аспиранты обсуждают телепередачи по актуальным проблемам экономики, книги известных экономистов. С2011 г. еженедельно проводится «Час аспиранта», посвященный обсуждению происходящих событий в мире, стране, регионе, а также новостям аспирантуры.

В учреждении реализуется практико-ориентированный подход. Одновременно с зачислением аспирант оформляется на работу в ИСЭРТ РАН. Темы диссертаций, как правило, связаны с НИР, выполняемых в подразделениях под нужды конкретного заказчика, что обеспечивает практическую значимость и востребованность исследований. Согласно Положению о порядке прохождения стажировки аспирантов ИСЭРТ РАН организуются стажировки в государственных, научных и иных учреждениях и организациях РФ.

Аспиранты Института сочетают научную и преподавательскую деятельность: участвуют в Дискуссионном клубе, проводят экономический лекторий для студентов филиала СПбГИЭУ в г. Вологде, занятия для школьников Научно-образовательного центра.

В Институте действует форма квартального плана выполнения диссертационного исследования для аспирантов. Обязательной формой отчетности аспирантов является аттестация, которая проходит два раза в год: в апреле (промежуточная) и октябре (основная).

Регулярно организуются встречи аспирантов с директором ИСЭРТ РАН, где подводятся итоги работы аспирантов за полугодие, обсуждаются проблемы и пути их решения.

Социально-психологическая группа осуществляет психологическое сопровождение аспирантов и  реализует следующие направления: диагностико-аналитическое, консультативно-развивающее, информационно-методическое.

Жизнь в ИСЭРТ РАН не ограничена только научно-исследовательской и учебной деятельностью. Ежегодно для старшекурсников вузов в Институте проходит День открытых дверей. Для аспирантов  первого года организуется Посвящение в аспиранты.

Все новости, события и мероприятия освещает газета «Научно-образовательный центр», которая выходит два раза в месяц.

Молодым специалистам создаются условия для творческой работы. Все это способствует повышению результативности работы аспирантов. Из 36 человек, окончивших аспирантуру в 2007 – 2011 гг., защитили диссертации 30,6% (11 человек).

Институт использует все имеющиеся возможности по привлечению выпускников аспирантуры к работе в своих подразделениях. За последние 5 лет после окончания аспирантуры остались работать в ИСЭРТ РАН 70% выпускников очной формы обучения (14 человек).

Таким образом, в НОЦ ИСЭРТ РАН создаются условия для формирования и закрепления высококвалифицированных кадров. Особенностями подхода к подготовке молодых ученых являются непрерывное образование, использование разноплановых форм и методов обучения, связь теории с практикой, внимание к социально-психологической работе.

 Литература:

1. Ильин В.А., Гулин К.А., Ускова Т.В. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2010. – №3 (11). – С.14 – 25.



Все статьи автора «nnp»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: