НЕБОТОВА Л.О. ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


НЕБОТОВА Л.О. ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/05/12838 (дата обращения: 22.04.2024).

ИКТ-компетентность участников образовательного процесса

Сообщение на педсовете школы №342 в 2010-2011 учебном году

“Всё течет, всё изменяется” –
Быт, культура, языки…
Пусть нам нравится, не нравится –
Изменяемся и мы.

Наталья Богданова

Эти фразы имеют отношение к каждому человеку, так как его жизнь меняется ежесекундно. По-моему, данное высказывание напрямую относится к школе и к тем, кто  решил стать  учителем. В нашей профессии,  есть много сложностей. Одна из них – необходимость постоянно самообразовываться, самосовершенствоваться, стремиться идти в ногу со временем, сколько бы тебе ни было лет, каково бы ни было состояние твоего здоровья, сколько бы лет ты не проработал в школе. Учитель должен идти впереди, потому что от этого зависит, будет ли с ним интересно детям.

В последнее время произошли существенные изменения роли и мета информационных технологий. Человек, который эффективно владеет  информацией и современными технологиями обработки информации, рационально подходит к оценке возникающей проблемы, к организации ее решения. Задача школы научить  детей  умело, применять навыки обработки информации, эффективного решения задач с помощью современных технических устройств.

Компьютер становиться необходимым инструментов в работе учителя и учащегося. Педагог может значительно разнообразить процесс обучения используя электронные библиотеки, виртуальные музеи, коллекции цифровых образовательных ресурсов. Современный мультимедийный урок  строится по тому алгоритму: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. На каждом этапе учитель может использовать различные возможности ИКТ.  Ученик при подготовке домашних заданий, тестовых работ, обязан владеть минимальным набором навыков использования ПК и средствами телекоммуникаций.

Достаточные условия применения ИКТ на уроках:

  1. наличие и доступность компьютерной техники и мультимедийных ресурсов,
  2. ИКТ – компетентность участников образовательного процесса,
  3. видение преимущества мультимедийных ресурсов перед другими средствами обучения.

Что касается первого условия, в нашей школе 2 компьютерных класса, 8 проекторов, 5 интерактивных досок, что, к сожалению,  обеспечивает не полный охват учителей-предметников. В этом году мы оформили техническое задание на поставку 10 проекторов и 5 компьютеров, что на 80% оснастит ОУ техникой.

По вопросу преимущества ИКТ перед другими средствами обучения учительство традиционно делится на две категории: «противники», их основные доводы такие:

  • техника не может заменить «живого» слова преподавателя;
  • · информация с монитора воспринимается хуже, чем печатная, при обилии на экране текстовой информации повышается нагрузка на глаза;
  • · ТС ограничивает инициативу и творчество;
  • · компьютеры отучают человека  логически рассуждать, производить в уме элементарные математические вычисления;

и «сторонники». Основными доводами они называют:

  • · ИКТ позволяют каждого ученика  включить в процесс самостоятельной деятельности;
  • · ИКТ позволяют осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
  • · ИКТ позволяют расширить сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Второе условие – ИКТ-компетентность или медиакомпетентность участников образовательного процесса. Каждому учителю – заставить себя самообразовываться, даже если на данный момент, на рабочем месте нет полного технического оснащения. Развитие медиакомпетентности педагога – неотъемлемый фактор, оказывающий влияние на формирование медиакультуры обучающегося. Решающим фактором изучения ПК и обязательным для всех – стало внедрения в образовательный процесс электронного дневника. Теперь каждый учитель понимает, что освоить ПК в минимальном объеме – это необходимость. К концу 2010-2011 учебного года у нас каждый учитель владеет ПК.

По различным источникам, можно предложить следующие уровни готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе:

  1. ИКТ-грамотность
  2. ИКТ-компетентность
  3. информационная культура,

Для  верного определения уровня готовности, было проведено анкетирование учителей школы по ИКТ – компетентности. Каковы его результаты? У 29 из 32 опрошенных, дома компьютер имеется, у 30 есть доступ в Интернет. Только 17 учителей отметили, что в совершенстве умеют использовать возможности компьютера. Анкета включала и вопросы по 5 разделам: Windows, Word, Excel, PowerPoint, Internet.

Данная градация уровней готовности учителей рассматривается как основа для определения направления методического сопровождения учителей в области ИКТ.

Первое направление – это курсы повышения квалификации. Эффективность обучения на курсах неоднозначна. Некоторые педагоги прошли не одни курсы повышении квалификации и в различных учебных заведениях, но так и не владеют свободно ПК. На методическом объединении учителей было предложено педагогам, после окончания курсов, необходимо презентовать полученные знания, предоставить 3 конспекта уроков с разработками. А педагоги, которые успешно закончили курсы, и активно применяют знания для преподавания предмета – выступить на педагогическом совете ОУ,  по обмену опытом.

Второе направление  – это тьютерсво или шефство между учителями в МО. Каждый учитель освоивший, какой-то небольшой раздел ИКТ знаний (например, Excel или др.)  помогает это сделать коллеге, показывает базовые операции, консультирует по возникающим вопросам.

Третье направление – это организованные в школе тематические семинары. Они могут быть одноразовые или системные по различным возникающим вопросам. Например, двудневный семинар «Создаю линую страничку на 2.berega.ru»

Методическая поддержка педагогам должна быть направлена на обновление профессиональных компетенций учителей и активное вовлечение всех  в информационное образовательное пространство. Для этого на заседаниях МО мы обсуждаем вопросы современного образования, заостряем  внимание на проблемах и методах их решения, в том числе и в вопросах использования ИКТ в образовательной деятельности педагога.  Сейчас существует множество сайтов, дисков образовательного характера. Очень сложно разобраться в этом многообразии одному человеку. На каждом заседании МО мы делимся интересными находками, а опробованные материалы  архивируем и помещаем в папку общего доступа на школьном сервере – «Электронный банк ОУ».

Для личного общения и общения с коллегами других школ по предметам 19 учителей нашей школы зарегистрировались на сайте  2berega.spb.ru – социальной сети педагогов Невского района Санкт-Петербурга и активно ведут свои странички.

Школа взаимодействует с Отделом образования,  и другими образовательными учреждениями, по электронной почте. В этом учебном году начали осваивать такой вид связи как Интернет-конференция  на основе программного продукта Microsoft Office Live Meeting.

В заключение можно определить  «барьеры» в освоении ИКТ учителями, которые надо преодолеть:

  1. незнание возможностей современных ИКТ – часто педагоги даже не знают о том, что можно сделать или как можно  сэкономить время при помощи ИКТ и Интернет-сервисов;
  2. отсутствие навыков  использования инструментов ИКТ – нехватка времени на самостоятельное освоение;
  3. отсутствие готовых  методических  разработок учебников с  применением ИКТ и т.д.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Liri»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация