Использование информационных технологий в форсайт-проекте по организации здорового питания студентов.
Здоровье людей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является высочайшей ценностью, а проблема его сохранения – предметом первоочередной важности. Этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, поэтому наряду с другими демографическими показателями это один из важных показателей развития страны. Особенно проблема сохранения и укрепления здоровья остра в системе образования.
Образование и общество – два взаимосвязанных компонента. С одной стороны, изменения в обществе отражаются на развитии системы образования, на требованиях к учащимся, их здоровье и нравственности. Нестабильность жизни в России за последнее столетие породила серию бурных и противоречивых реформ отечественного образования. С другой стороны образованность населения, его здоровье определяют качество жизни его.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье учащихся. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
Однако, в последнее десятилетие состояние здоровья населения, особенно молодежи, характеризуется негативными тенденциями. Продолжительность жизни населения в России на 20 лет меньше, чем в большинстве развитых стран. Выявлено, что увеличение сердечнососудистых и онкологических заболеваний в определенной степени связано с некачественным питанием. Большинство подростков страдают хроническими заболеваниями пищеварительной, кроветворной, костно-мышечной, эндокринной систем, связанными с алиментарными факторами. Большинство населения России имеет неполноценное питание, которое обусловлено как недостаточным содержанием витаминов, макро- и микроэлементов (кальция, йода, железа, фтора, селена и др.), полноценных белков, так и нерациональным их соотношением. Приведём некоторую статистику:
• только 2-3% населения Земли не имеют отклонения от микроэлементного баланса. 50% имеют умеренное отклонение. 30% страдают выраженными микроэлементозами – заболеваниями, связанными с недостатком того или иного питательного вещества;
• в России в результате несбалансированного питания и несоблюдения его режима у 20% детей отмечены обменные нарушения; 10% детей старше года имеют признаки железодефицитной анемии; до 15% детей старших возрастных групп страдают заболеваниями органов пищеварения;
• по данным американских исследователей, среди детей и подростков, испытывающих хронический дефицит микронутриентов (минералов и витаминов), в 3 раза чаще встречаются курильщики и наркоманы.
• более чем у 300 миллионов человек во всем мире наблюдаются развитые проявления йодного дефицита. Каждый десятый их них страдает тяжелой формой, приводящей к нарушению функций интеллекта и кретинизму;
• более 250 миллионов детей в мире страдает от недостаточности витамина А, которая приводит не только к нарушению зрения, но и к повышению процента смертности;
• только в России ежегодно у 500 тыс. человек диагностируется рак. Из них 35% случаев связано с нерациональным питанием;
• Австралийские ученые подтвердили, что каждый второй случай раковых заболеваний у человека вызван неправильным питанием. Курение становится причиной 30% случаев рака, тогда как питанию обязаны от 40 до 60% случаев онкологических заболеваний.
Анализ используемых рационов питания выявил их несоответствие современным представлениям о здоровом питании и множество нерешенных организационных вопросов.
Следовательно, вопросы здорового питания уже достаточно давно требуют глубокого изучения и разработки. Для укрепления здоровья требуется сохранять здоровье, за счет повышения компетентности работников общественного питания и молодежи. Новые возможности этого открывают современные информационно-коммуникационные технологии. Можно развить форум на основе сетевого взаимодействия участников образовательного процесса по решению проблемы здорового питания.
Сказанное выше доказывает актуальность и своевременность нашего исследования, обосновывающего применение информационных технологий в разработке форсайта организации здорового питания студентов.
Целью наших научных разработок является обоснование потребности организационных и информационных и технологических ресурсов форсайта для организации правильного питания студентов. Нами предлагается рабочая гипотеза: участие студентов в таком форсайте будет способствовать снижению их заболеваемости и улучшению успеваемости.
Мы предлагаем в рамках форсайта:
1) Создать систему просветительской работы, пропагандирующую здоровое питание, путем проведения интерактивных семинаров и дискуссий студентов, врачей, родителей, работников общепита, преподавателей;
2) Разработать рекомендации по улучшению материально – технического и технологического оснащения студенческого пищеблока в соответствии с современными требованиями;
3) Оптимизировать компьютерное меню, которое будет показывать состав и калорийность каждого блюда. Рекомендации по выбору блюд, с учетом времени суток, пола, возраста, заболеваний, вкусов и религиозных постов студентов.
Мы считаем, что в результате реализации этого форсайт – проекта необходимо:
• систематизировать информацию по здоровому питанию применительно к студенческой столовой;
• предусмотреть в этой программе возможность персонифицированного заказа;
• разработать программу составления электронного меню, которое могло бы корректировать студента;
• создать профилактические пакеты информационных материалов для ознакомительной и пропагандистской работы со студентами по вопросам здорового питания;
• организовать сайт-форум для общения студентов с диетологами, преподавателями, врачами, работниками общественного питания;
• установить информационные стенды в столовой;
• разработать студентам и работникам общественного питания рекомендации по приготовлению блюд;
Хотелось бы, чтобы в студенческой столовой было организовано диетическое здоровое питание, пища готовилась на пару с применением новейшей техники, используемой в отрасли общественного питания, блюда готовились с использованием минимального количества масла, или без него, сохраняя максимальное количество витаминов и питательных веществ, так как готовятся «на пару».
Также учитывая ограниченность денежного бюджета студентов, необходимо разработать безналичную систему оплаты за питание «Универсальная электронная карта учащегося», которая позволит студентам оплачивать питание в столовой без использования наличных денег.
Что даёт Карта питания?
Студент:
- сможет потратить деньги, предназначенные для питания, только в столовой и буфете университета;
- будет огражден от покупки фаст-фуда, неразрешенных для употребления продуктов; будет правильно питаться и сохранять свое здоровье.
- оплачивая с помощью электронной карты, будет получать скидки: 5% на буфетную продукцию и на горячее питание.
Кроме того на каждого учащегося можно открыть личный кабинет, в котором он может увидеть:
• «покупки и платежи» позволяющий просмотр покупок и платежей. Следует предусмотреть электронную форму чеков при оплате по карте. Отражается вся история по движению средств на карте (пополнения и списания);
• «узнать меню» , где можно узнать меню, которое предлагает столовая (не более чем на неделю вперед);
• «оплата в банке» адреса отделений банков, которые предоставляют минимальные комиссии на прием платежей. Можно распечатать квитанцию банка, который предоставляет минимальные условия по комиссии;
• «оплата он-лайн», данная возможность предоставляет владельцам банковских карт для проведения карты учащегося не выходя из дома;
• «личные данные» в этом пункте можно посмотреть личную информацию по карте и настройкам (включение/выключение СМС оповещения и т.д.).
• Прочитать рекомендации по питанию, именно для конкретного студента.
Таким образом, питание играет одну из ведущих ролей в укреплении, развитии психической и жизненной энергии. С помощью питания можно эффективно влиять на ум, эмоции и настроение человека. Жизнь современного студента очень разнообразна и насыщенна, отличается наличием серьезных перенапряжений нервной системы и отсутствием желания студентов следить за своим здоровьем. Искусство вести здоровый образ жизни необходимо и доступно каждому студенту для улучшения своего здоровья и получения достойной профессии. Представленные разработки помогут улучшить организацию общественного питания в столовой и повысить уровень здоровья студентов.
Список литературы:
[1] Выдревич Г.С. 50 правил здорового питания /Выдревич Г.С. — М.: Эксмо;2007. – 64 с.
[2] Семенов А.К. Этика менеджмента: Учебное пособие /Семенов А.К.— М: Дашков и К° ; 2007.-272с.
[3] Канке В.А. Современная этика/Канке В.А.-М: Омега-Л;2009.-400 с.
[4] Стрельникова Н. Еда, которая дает иммунитет/ Стрельникова Н.-М:Веды;2010.- 256 стр.