С того момента, как Россия окончательно встала на путь рыночного развития, в экономике страны важную роль стало играть малое предпринимательство. По окончанию университета встанет выбор: чем заниматься дальше. Возможно, стоит попробовать заняться своим бизнесом?
2 ноября 2011г. во Владивостоке состоялась конференция «Конкуренция, эффективность, оптимизация, новые возможности для бизнеса». Существенная часть экономики в Приморском крае- малый бизнес. Доля ВРП, произведенного малым бизнесом, оставляет около 23 процентов. В ходе конференции администрация Приморского края поставила одну из задач, как вовлечение 50 процентов экономически активного населения в сектор предпринимательства. По словам Николая Дубинина, директора департамента экономики, поддержки предпринимательства, развития конкуренции, инвестиций и контроля подготовки к саммиту АТЭС Приморского края, сегодняшняя позиция власти по отношению к бизнесу- это стимулирование и оказание поддержки предпринимательской деятельности, а не ее контроль [1].
Из всего этого можно сделать вывод, что в настоящее время данная тема является актуальной и занятие собственным бизнесом может в дальнейшем приносить доход и развиваться.
Специалисты в области экономики выделяют следующие проблемы, которые происходят в инвестиционных процессах малого бизнеса:
• изменчивость законодательной базы и отсутствие единого механизма поддержки малых предприятий;
• слабая развитость услуг страхования;
• несовершенная конкурентная среда;
• наличие существенного сектора «теневой» экономики.
В настоящее время инвестиционные процессы малого бизнеса имеют определенные особенности, которые обеспечивают преимущество перед инвестиционными процессами крупных предприятий[2]:
• малые предприятия в большей мере, чем крупные, способны к нововведениям;
• необходимость быть в первых рядах технического прогресса заставляет мелких предпринимателей чаще прибегать к инвестициям (по сравнению с крупными предприятиями);
• малые предприятия обеспечивают более быстрый срок окупаемости инвестиций;
• малые предприятия по сравнению с крупными требуют меньшего объема капитальных вложений;
• нехватка капитала ориентирует малые предприятия на быструю прибыль;
• менее явная, чем у крупных и средних предприятий зависимость от финансовых рынков(валютных, фондовых и т.д.).
Формирование стартового капитала является одной из важных проблем при открытии нового бизнеса. По результатам опросов, проводимые в данной сфере, выяснилось, что источником первоначальных инвестиций у новых предпринимателей являются заемные денежные средства у родственников и друзей.
В качестве инвестора могут выступать банки. Но проблема в том, что не каждый банк готов обеспечивать денежными средствами новый бизнес. В основном они кредитуют уже действующие предприятия, таким образом, страхуясь от невозврата денежных средств, взятых в кредит. Малый бизнес на стадии создания для банков не представляет интереса, так как у такого бизнеса нет четкой структуры для возврата процентов по кредиту.
В настоящее время существуют крупные компании, владеющие свободными денежными средствами, которые они могут инвестировать в малый бизнес, для реализации перспективных проектов. Инвестиции оправдывают себя тогда, когда проект будет приносить прибыль ,если наоборот, то затраты со стороны инвестора будут небольшими и он не понесет значительных убытков.
Наряду с крупными компаниями существуют частные инвесторы, которые так же инвестируют перспективные проекты малого бизнеса. Но их инвестиции находятся в зоне особого риска- если проект будет убыточным, то частный инвестор может потерять довольно крупную сумму денег.
Существует возможность обращения в фонды содействия малому бизнесу. Они могут быть частными и государственными, но финансируют они не всех. Для получения капитала для своего проекта необходимо составить бизнес-план и выиграть тендер, в котором могут участвовать около сотни представителей малого бизнеса. Такой способ финансирования используется редко.
Из всех вышеперечисленных вариантов можно выделить два наиболее подходящих – использование инвестиций крупных компаний или привлечение частных инвесторов.
Из всего этого можно сделать вывод, что в настоящее время данная тема является актуальной и занятие собственным бизнесом может в дальнейшем приносить доход и развиваться.
Специалисты в области экономики выделяют следующие проблемы, которые происходят в инвестиционных процессах малого бизнеса:
• изменчивость законодательной базы и отсутствие единого механизма поддержки малых предприятий;
• слабая развитость услуг страхования;
• несовершенная конкурентная среда;
• наличие существенного сектора «теневой» экономики.
В настоящее время инвестиционные процессы малого бизнеса имеют определенные особенности, которые обеспечивают преимущество перед инвестиционными процессами крупных предприятий[2]:
• малые предприятия в большей мере, чем крупные, способны к нововведениям;
• необходимость быть в первых рядах технического прогресса заставляет мелких предпринимателей чаще прибегать к инвестициям (по сравнению с крупными предприятиями);
• малые предприятия обеспечивают более быстрый срок окупаемости инвестиций;
• малые предприятия по сравнению с крупными требуют меньшего объема капитальных вложений;
• нехватка капитала ориентирует малые предприятия на быструю прибыль;
• менее явная, чем у крупных и средних предприятий зависимость от финансовых рынков(валютных, фондовых и т.д.).
Формирование стартового капитала является одной из важных проблем при открытии нового бизнеса. По результатам опросов, проводимые в данной сфере, выяснилось, что источником первоначальных инвестиций у новых предпринимателей являются заемные денежные средства у родственников и друзей.
В качестве инвестора могут выступать банки. Но проблема в том, что не каждый банк готов обеспечивать денежными средствами новый бизнес. В основном они кредитуют уже действующие предприятия, таким образом, страхуясь от невозврата денежных средств, взятых в кредит. Малый бизнес на стадии создания для банков не представляет интереса, так как у такого бизнеса нет четкой структуры для возврата процентов по кредиту.
В настоящее время существуют крупные компании, владеющие свободными денежными средствами, которые они могут инвестировать в малый бизнес, для реализации перспективных проектов. Инвестиции оправдывают себя тогда, когда проект будет приносить прибыль ,если наоборот, то затраты со стороны инвестора будут небольшими и он не понесет значительных убытков.
Наряду с крупными компаниями существуют частные инвесторы, которые так же инвестируют перспективные проекты малого бизнеса. Но их инвестиции находятся в зоне особого риска- если проект будет убыточным, то частный инвестор может потерять довольно крупную сумму денег.
Существует возможность обращения в фонды содействия малому бизнесу. Они могут быть частными и государственными, но финансируют они не всех. Для получения капитала для своего проекта необходимо составить бизнес-план и выиграть тендер, в котором могут участвовать около сотни представителей малого бизнеса. Такой способ финансирования используется редко.
Из всех вышеперечисленных вариантов можно выделить два наиболее подходящих – использование инвестиций крупных компаний или привлечение частных инвесторов.