Опережающее обучение направлено на повышение конкурентной способности работников и повышение квалификации для расширения трудовой мобильности [1]. Это позволяет человеку чувствовать себя уверенным, компетентным и успешным в своей трудовой деятельности; развиваться как личность. Непрерывное обучение – это процесс пожизненного образования, т.е. «образование всю жизнь» [2]. В этот процесс входит самостоятельное образование и обучение с помощью образовательных учреждений, программ. Основой непрерывного образования является приобретение человеком дополнительных знаний [3]. Это важный элемент высшего образования. Понятия опережающего и непрерывного обучения взаимосвязаны.
По закону Мура, каждые 18 месяцев информация удваивается, поэтому работникам необходимо получать дополнительное образование, чтобы не отставать от изменений в современном мире.
Одной из ведущих тенденций развития современной образовательной ситуации является ориентация на подготовку профессионалов нового уровня, самостоятельных, творческих, самодостаточных [4].
В книге Джек Стэка «Большая Игра в Бизнес» говорится о непрерывном и опережающем обучении. В компании SRC 30 % работы заключается в обучении. Обучаясь, работники узнают компанию изнутри, её систему, структуру, взаимосвязь своей работы с работой других. В результате этого работа сотрудников направлена на достижение общих целей компании, что ведёт к значительному увеличению прибыли.
В соответствии с областной Программой дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области открылась программа опережающего профессионального обучения в апреле 2009 года. В соответствии с этой программой Корпоративный институт совместно с кафедрами ВлГУ организовали обучение по программам повышения квалификации по заказу ОАО «Завод «Автоприбор» в целях обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков, изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности работников, на договорной основе. В 2010 году обучено 369 человек – каждый второй руководитель и специалист ОАО «Завод «Автоприбор», 26 человек – ООО «АРК», освоено 5,5 млн.руб. По сравнению с 2009 г. количество обученных увеличено в полтора раза, объем освоенных средств – вдвое [5].
Обучение сотрудников на основе партнерства предприятия и ВУЗа имеет свои плюсы. Предприятию не нужно будет открывать специальные отделы для обучения персонала; позволяет компании обучать своих сотрудников по специально выработанной программе; данное сотрудничество позволяет переобучать рабочие кадры по мере необходимости. Для уменьшения расходов возможно объединения нескольких предприятий с ВУЗом на основе одной образовательной программы. Чтобы добиться этого требуется изменить систему взглядов на профессиональное образование рабочих кадров.
Рекомендуется сотрудничество между значимыми для города предприятиями («Автоприбор», «ВЭМЗ», «Точмаш», Тракторный завод и т.д.) и Владимирского государственного университета. В рамках ВлГУ предлагается открыть институт PEU (The Partnership of enterprise and university), который будет работать по двум направлениям – это обучение студентов на основе организаций (Start up, то есть стартовая площадка для начала профессиональной деятельности студентов); второе направление – опережающее обучение, позволяющее обновить знания квалифицированных работников, это направление будет называться Professional education. В институте PEU станет возможным проводить, лекции, семинары, тренинги, которые будут вести люди, достигшие успеха в бизнесе; люди, которые хотят поделиться своим накопившимся опытом. В нём будут обучать специальностям, в которых нуждается организация. Практика, лабораторные, курсовые, дипломные и пр. работы будут готовиться на основе этих организаций. Студенты, обучаясь, научатся применять свои навыки на практике. У сотрудников предприятий появится возможность обновлять знания и повышать квалификацию, осуществлять непрерывное и опережающее обучение. В итоге сотрудничества предприятие получает высококвалифицированные кадры, работники получают возможность карьерного роста.
Список использованных источников:
[1] www.kubzan.ru.
[2] Маслов, В. И. Непрерывное образование: подходы к сущности / В. И. Маслов, Н. Н. Зволинская, В. М. Корнилов /Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник.– М., 1993 – С. 102–117.
[3] Купцов, О. В. Непрерывное образование: подходы и решения/О.В.Купцов/Теория и практика физической культуры, 1987. – № 9. – С. 37.
[4] В. Н. Белкина, Г. В. Сергеева, Актуальные проблемы непрерывного профессионального образования будущих педагогов, Ярославский педагогический вестник, 2011, № 1, Том II (Психолого-педагогические науки), С. 159.
[5] www.ci.vlsu.ru.