ЧЕРЕПАНОВ Е.В. МОДЕРНИЗАЦИЯ, СТАБИЛИЗАЦИЯ И «БУЛОНСКОЕ» ОБРАЗОВАНИЕ


ЧЕРЕПАНОВ Е.В. МОДЕРНИЗАЦИЯ, СТАБИЛИЗАЦИЯ И «БУЛОНСКОЕ» ОБРАЗОВАНИЕ


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/04/11000 (дата обращения: 18.04.2024).

МОДЕРНИЗАЦИЯ, СТАБИЛИЗАЦИЯ И «БУЛОНСКОЕ» ОБРАЗОВАНИЕ

  Е.В. Черепанов, к.т.н.

 Последнее двадцатилетие стало для России временем тяжких испытаний. За короткое время Великая Держава превратилась во второстепенную страну. Мы потеряли передовую науку (как академическую, так и отраслевую) и, как следствие, наукоемкую промышленность. Ныне страна погрязла в тотальной коррупции и всеобщей безответственности. Общее настроение большей части думающих русских людей – безысходность. Следствие – многие покончили с собой. Сейчас феномен массового суицида переходит на совсем юную часть молодежи, а причины те же – безысходность и ненужность обществу. Зато огромная часть нужных обществу людей, обладающих знаниями и опытом, ушла из активной общественной и производственной сфер. Кто-то на покой, в силу возраста, многие эмигрировали, причем большинство – в силу все того же разочарования в неверия в будущее.

Страной сегодня руководит кучка некомпетентных коррупционеров, ничего не смыслящих в специфике порученного им дела. «Возрождать» Россию чиновникам помогает группа олигархов в особо крупных размерах. Ворюги тоже ничего не понимают в работе украденных ими предприятий. Но власти считают и называют их «эффективными менеджерами». «Эффективность», по-видимому, ныне измеряется в количестве вывезенных из страны миллиардов, а также скупленных поместий в Испании и дворцов в Англии. В правительстве практически не осталось людей, профессионально знающих работу «возглавляемых» ими ведомств (единственное исключение, пожалуй, – глава МИД С. Лавров). Армию радикально «модернизирует» бывший завмаг мебельного магазина. Здравоохранением ведает бухгалтер-финансист. За оборонный комплекс теперь отвечает мелкий политический делец, «проваливший» все, без исключения, порученные ему мероприятия. Даже футбольное ведомство возглавил человек, никогда не имевший к этому виду спорта никакого отношения.

Любой неквалифицированный дурак, как показывает опыт, дорвавшись до власти, первым делом начинает громко петь: «…до основанья! А затем, мы наш, мы новый мир построим…». Нынешняя власть не исключение. От радикальной модернизации Армии до столь же радикальной смены порядка дел в футболе. Кстати, о футболе. Мы теперь играем по европейской системе «осень-весна». Это значит, что футболисты месят грязь со снегом до декабря и с начала марта. На поле, больше похожем на зимнее болото. Но июнь-июль футболисты отдыхают. В самом деле, к чему бегать в жару по такому длинному полю. А у главного футбольного идиота журналисты спрашивали: как же в сугробах играть в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке? «Не фига, – отвечал новоиспеченный футбольный мэтр, – мы  везде построим крытые, теплые и вместительные стадионы!» Ну, прям коммунизм к 80-му году! Ты вначале построй, а потом переводи футбол на новый регламент…

 Общий кризис экономики не мог не сказаться и на уровне всей системы образования – от начальных школ до аспирантур университетов и академий. В 90-е гг. страна жила на подачки в виде западных кредитов (большая часть которых «влет» разворовывалась). Значительная часть профессуры высшей школы и элитные ученые из АН и отраслей ВПК торговали в Лужниках китайским барахлом, кое-кто из них покончил с собой, большая часть талантливой молодежи бежала за рубеж.

Последнее - страшно. Разрушенную промышленность и науку, разоренное сельское хозяйство Россия за свою тысячелетнюю историю восстанавливала многократно. Последний раз (под руководством неэффективного собственника, как априори считают наши экономисты-либералы», – государства) в 45-60 гг. Но сейчас возникла уникальная угроза – разрыв в передаче знаний от старого новому поколению ученых и преподавателей высшей школы. Если нынешняя «модернизация» продлится еще пяток лет, этот разрыв станет неизбежен. И в науке, и образовании, как было в конце 20-х гг., России придется начинать практически «с нуля».

Причем, все это выглядит очень странно на фоне заявлений обоих лидеров страны о приоритетных направлениях развития науки и отраслей ВПК. «Сверху» декларирован, например, приоритет в развитии авиакосмической отрасли. При этом мой приятель, кандидат физмат наук и ваковский доцент, преподающий в Национальном исследовательском университете МАИ, получает месячную зарплату 10 тыс. рублей. И никаких премий! За эти деньги он по нормативу министерства образования должен «провести» более 700 (!) учебных часов в год. Для далеких от ВУЗовской деятельности людей поясню – это очень много, если добросовестно готовиться к проведению каждого занятия. Причем сюда не входят работы по курсовым и дипломным, проведение практик и т.п. мероприятия. И все это на фоне того, что менеджер среднего звена в среднем московском коммерческом банке получает в месяц от 100 до 200 тыс. рублей. Ну как тут, в этих замечательных условиях, не обеспечить приоритетное развитие авиакосмической отрасли. Конечно, обеспечим, легко. Только молодежь почему-то на ведущие факультеты МАИ не идет, все больше на экономический, даже на платные места.

На ведущие факультеты МИФИ, МГУ, МАИ, МИЭМ и ряда др. наблюдается недобор поступающих даже на бюджетные места. А нынешние выпускники этих факультетов резко уступают по уровню подготовки выпускникам 60-80 гг. Некоторое исключение составляет «физтех», но и то лишь потому, что большинство выпускников МФТИ по окончанию  образования немедленно оказываются в «силиконовой долине» и других комфортабельных местах, где имеется хорошо оплачиваемая творческая работа. Зато в стране наблюдается потрясающий переизбыток социологов и экономистов, управленцев и стоматологов, адвокатов и журналистов. Правда, многие из этих экономистов не знают, чем отличается полезность товара от его ценности, а большинство социологов не читали Ог. Конта и полагают, что Питирим Сорокин жил во времена Екатерины II. Но это не беда, для общества потребителей – сгодятся!

Более всего настораживает сугубо потребительское отношение молодежи к получению высшего образования. Что не ново, это отношение пришло к нам с Запада, где сформировалось во второй половине ХХ в. По этому поводу один из великих психологов и педагогов, основоположник неофрейдизма Эрих Фромм писал [1]: «Существующая система образования, как правило, направлена на то, чтобы научить людей приобретать знания как некое имущество, более или менее соразмерное тому общественному положению, которое они обеспечат им в будущем». Но, подчеркивает он, «обладание знанием означает приобретение и сохранение имеющейся информации. Но знать –  не означает «владеть истиной», а значит, сохраняя критическую позицию, стремиться приблизиться к истине» [1].

В современной России, увлеченной «модернизацией» и «стабилизацией» достигнутого уровня «модернизации», до истины, похоже, никому нет дела. Удивляет лишь то, что даже из чувства элементарного самосохранения наши государственные мужи ничего не делают для остановки процесса глобального разрушения системы образования. Через пяток лет техника, составляющая наследие советских ученых и конструкторов, полностью морально устареет, а физически просто рассыплется. И кто сделает «изделия», способные сдержать «супостата»? Адвокаты и «эффективные управленцы»? Это, как говорил товарищ Сухов, вряд ли.

Разруха в стране достигает своего апогея. Я имею в виду ту разруху в головах, о которой говорил проф. Преображенский в «Собачьем сердце». И в полной мере это относится к головам руководителей нашего министерства образования и науки. Куда делись традиции русского просвещения, трепетно взращенные еще императорскими министрами просвещения. А среди них «серости» никогда не было. Русские императоры понимали, что просвещение – важнейшая функция государства, поручая ее выполнение людям образованным, ответственным и влиятельным. Среди них были графы Д.А. и И.И. Толстые, князья А. Голицин, К. Ливен и П. Ширинский-Шихматов, графы А. Разумовский, Е. Путятин, И. Делянов, П. Игнатьев и С. Уваров. К слову, последний из перечисленных впервые сформулировал внятную и логичную русскую национальную идею (см., например, [2]). Понятно, что министрами просвещения Российской империи были не только интеллектуальные титулованные особы, но и выдающиеся педагоги и ученые, не относящиеся к числу знати. Да и советские министры образования и просвещения, от А. Луначарского до Г. Ягодина, по моему мнению, очень сильно отличались от В. Филиппова и А. Фурсенко.

Отдельно следует выделить «заслуги» 90-х гг. работников министерства образования РФ и лично министра В. Филиппова. Из направлений их бурной и деструктивной деятельности необходимо особо отметить следующее:

  • Попытки создания в России ВУЗов чисто западного типа (например,  Высшая школа экономики Е.Ясина, Международный университет в Москве и т.п.). Практика показала, что их выпускники в равной степени не приспособлены ни для работы в России (специфика западного образования пока трудно адаптируется в наших условиях), ни для работы (в качестве представителей российских фирм) на Западе, менталитет выпускников остался российским.
  • Создание массы негосударственных ВУЗов. Уровень подготовки в большинстве из которых таков, что не соответствует даже уровню хороших техникумов советских времен. В своем большинстве эти учебные заведения, с одной стороны, за плату обеспечивают дипломами лиц, которые попросту не подготовлены для получения нормального высшего образования. С другой стороны, они служат «кормушкой» для преподавателей высшей школы. В чем этих преподавателей трудно винить. Путем совместительства в местах преподавания они хотя бы частично смогли уйти от нищенского существования, на которое их обрекла ельцинская администрация. А ведь по сути, платные ВУЗы должны давать более высокий уровень образования, чем общедоступные государственные, что и наблюдается во всем мире.
  • Попытки «американизации» российского образования, с 90-х гг.  последовательно проводящиеся Министерством образования РФ, не просто нелепы, а пагубны для будущего страны. Нелепы они уже потому, что американская система образования (а речь идет именно о ней, не об английской или немецкой) – всегда была и ныне остается одной из наихудших в мире.

На этом стоит остановиться чуть подробнее. Один из двух великих (за весь ХХ век) президентов США  с трибуны Сената публично заявил: «Битву за Космос мы проиграли русским за школьной партой!». И Джон Ф. Кеннеди был прав: вся система образования СССР достигла своего максимального расцвета именно в 60-70-е гг. В стране была система «колмогоровских» интернатов и тотальная система олимпиад для выявления наиболее талантливых школьников, были гигантские конкурсы именно в те ВУЗы, выпускники которых обеспечивали успех в соревновании двух сверхдержав. Была престижность и достойная оплата труда физиков, химиков, конструкторов авиационной и ракетно-космической техники, специалистов электронной и радиопромышленности.

А что было и есть с народным образованием в США?

В 1997 г. Билл Клинтон в своем обращении к нации поставил задачу научить читать и писать всех 10-летних американцев [3]. После прихода к власти Дж. Буша-мл. эти «грандиозные» планы были скорректированы – новый президент США обязался научить элементарной грамоте всех, но уже 12-летних американцев. Но проведенные по всей территории США проверки показали, что более 77 % американских восьмиклассников (!!!) не способны сдать экзамен по чтению [4].

Блестящий образец американской образованности неоднократно демонстририровал и сам Дж. Буш-мл. Например, Ю. Мухин [5], ссылаясь на западные информационные агентства, пишет, что на встрече двух президентов Джорджа Буша (США) и Фернандо Кардозу (Бразилия), Буш привел в замешательство своего бразильского «коллегу» вопросом: «А что, у вас в Бразилии тоже есть негры?» Позже Ф. Кардозу отмечал, что «в части Латинской Америки Бушу еще учиться и учиться». К слову, Ю. Мухин отмечает, что «американцы проголосовали за Дж. Буша, как утверждают некоторые американские психологи, именно потому, что он дурак, потому, что он «приятный малый», т.е. такой, как они сами» [5].

Чем была во все времена сильна система российского образования? Да прежде всего тем, что детей (и в царских гимназиях, и в советских ВУЗах) учили думать, прививали навыки творчества, а не требовали простого запоминания некоего минимума положенной информации. Целью, грубо говоря, было научить молодежь решать задачи, а не запоминать сотню-две теорем. Целью было научить понимать суть процессов (в физике, химии, истории, биологии и т.п.), понимать психологию и этику социума (через добротные курсы литературы и истории), а не зубрить псевдодогмы из таких «фундаментальных» наук, как экология и безопасность жизнедеятельности. В советской школе существовала развитая система олимпиад по основным предметам обучения, создавались специализированные классы и школы. Вершиной этой деятельности было создание «колмогоровских» интернатов при ведущих университетах, куда со всей страны  отбирались (на дополнительной конкурсной основе!) ученики из числа победителей областных олимпиад.

Сейчас же Министерство образования и науки РФ ввело «всеобщее тестирование», иначе говоря, конечным контролем уровня образования школьника должна стать не проверка его творческих навыков, а умение, подобно подопытному шимпанзе, нажимать кнопки компьютера, угадывая правильные ответы на простые вопросы. Но ведь это уже даже не образование – это шоу, наподобие телеигры «Слабое звено», где под маркой истинных знаний люди демонстрируют степень забитости своей головы разным информационным мусором, для хранения которого существуют справочники, энциклопедии и компьютерные базы данных.

В настоящее время президент и федеральное правительство крайне озабочены тем, чтобы «детки» из старших классов не слишком «вспотели» от непомерных занятий. Бред или лицемерие! Как человек, в свое время с отличием закончивший колмогоровский интернат и университетский физфак, и к.м.с по борьбе самбо, могу ответственно заявить: большая нагрузка на мозги исключительно полезна. И ни в коей степени не мешает физическому развитию подростков и молодежи. Свидетельствую, что среди выпускников колмогоровских интернатов были не только десятки победителей международных олимпиад, но и огромная масса спортсменов-разрядников.  А усиленная учебная нагрузка во всех общеобразовательных школах крайне полезна еще и тем, что у недорослей останется меньше времени на пиво «Клинское», ночные клубы, тусовки и наркотики.

К слову, только человек, никогда не сталкивавшийся с реалиями занятий на уроках физкультуры в средней школе, может наивно полагать, что увеличение часов физкультуры в старших классах (за счет всяких ненужных предметов – физики, истории, литературы и т.п. излишеств) может способствовать повышению уровня здоровья нашего юношества. А все нормальные люди, не отгороженные от жизни стенами бюрократических учреждений, знают: от школьной физкультуры польза абсолютно нулевая. Хочешь стать здоровым, сильным и ловким – иди в спортивную секцию. Любую. Там будет толк. Правда, нынче эти секции стали платными.

Кстати, в условиях, когда усилиями (то ли олигофрена, то ли западного агента влияния) А. Фурсенко сотоварищи общедоступная российская школа превращается в отстойник для умственно недоразвитых детей, либерал и олигарх О. Дерипаска, как свидетельствуют многочисленные документальные материалы из Интернета, тратит миллиарды (украденных у народа) рублей для создания системы еврейских национальных школ. Я абсолютно не антисемит, но мне интересны два момента: зачем в России система образования для не столь уж многочисленной национальности и насколько в этих школах озабочены тем, чтобы вместо преподавания предметов натаскивать учеников для «сдачи» ЕГЭ по ним?

Что же касается деятельности Андрея Фурсенко, то цели свои он полностью «расшифровал» еще на ежегодном молодежном форуме на Селигере 23 июля 2007 г. Здесь он сказал, что, по его мнению, «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного пользоваться результатами творчества других». В общем-то, ничего принципиально нового А. Фурсенко не сказал, позиция министра была известна и ранее. По материалам РИА Новости в интервью министра «Первому каналу» в 2006 г., А. Фурсенко сказал, что «учить людей использовать существующие знания и достижения не менее важно, чем готовить «творцов», создающих что-то новое». Не уточнил, правда, от какой сырости это “новое” у нас в России, лишенной “творцов”, заведется.

Но, однако, молодец министр, новатор! Правда Нобелевскую премию Мира ему вряд ли вручат. Не он первый «доказал» преимущества общества потребителей перед обществом созидателей. Например, Й. Швейк может считаться прямым «предтечей» нашего образовательного министра. «Описывая впоследствии свое пребывание в сумасшедшем доме, Швейк отзывался об этом учреждении с необычайной похвалой: «…Там такая свобода, что и социалистам не снилась… Был там такой, который… ничего не делал, только жрал, да еще, извиняюсь, кое-что делал, что рифмуется со словом жрал» [6, с.49]. Да и братья Стругацкие малость опередили нашего министра, извините, образования. Описали, фантасты непомерные, идеального потребителя в своем пасквиле «Подельник начинается в субботу». Какой-то он у Выбегаллы несимпатичный получился…

Очевидно, министр Фурсенко уверен, что основная масса народонаселения России, низведенная до состояния быдла и владеющая разве что «отверточными» технологиями сборки, сумеет по чужим чертежам и схемам возродить наукоемкую и точную промышленность. А новейшие технологии, особенно инновационные и оборонные, нам, вне всякого сомнения, охотно поставят по сходным ценам наши новые европейские и заокеанские друзья. Как же иначе, мы ведь «интегрировались» в цивилизованный мир, нас даже пустили в ВТО. Самое время, опираясь на усилия всех этих фурсенок, «уходить от сырьевой зависимости в экономике страны», как нам повелел гарант стабильности и оплот модернизации нашего общества. Вперед, потребители!

Ссылки

1.         Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

2.         Черепанов Е.В.  К вопросу о современном осмыслении идеологической «триады» графа Уварова. // Современные     научные исследования и инновации. Электронный научный журнал. Январь, 2012. (https://web.snauka.ru/issues/2012/01/6410)

3.         Газета «Дуэль», 1997, № 10.

4.         Газета «Дуэль», 2001, № 30.

5.         Мухин Ю.И.  За Державу обидно !   М.: ЭКСМО, 2004.

6.         Гашек Я.  Похождения бравого солдата Швейка.  М.:  Правда, 1979.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Черепанов Евгений Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация