Использование количественной оценки значимости, позволяет сравнить несколько различных вариантов информационных систем и определить какой из них является более функционально полным. Эта оценка, рассчитанная для реальной системы, может использоваться в качестве нижней границы информационной насыщенности при сопоставлении различных вариантов информационных систем конкретным условиям их функционирования.
Процедура анализа. Для реализации сравнения множество сравниваемых информационных систем-претендентов обозначим Перечень всех функций и функциональных операций приведен в таблице 15 (фрагмент).
№ п./п. |
Наименование функции, функциональной операции |
1 | Планирование проведения приемной кампании |
2 |
Формирование личного дела абитуриента |
3 | Формирование необходимого перечня документов |
4 | Обработка информации о вступительных испытаниях и ЕГЭ |
5 | Формирование рейтингов и списков абитуриентов, рекомендованных к зачислению |
6 | Формирование приказов о зачислении |
7 | Формирование и вывод на печать статистических, аналитических и списочных отчетных форм |
8 | Формирование и учет рабочих учебных планов |
9 | Создание графика учебного процесса |
… |
… |
23 | Формирование контингента обучаемых по учебному плану и дисциплинам |
24 | Формирование правил расчета нагрузки преподавателей |
25 | Формирование структуры обучаемого контингента |
26 | Закрепление нагрузки за преподавателями |
27 | Управление студенческим составом |
28 | Формирование отчетов о ходе сессии |
29 | Автоматизация процессов прохождения практик |
30 | Формирование документов государственного образца об окончании учебного заведения |
31 | Автоматизация процессов трудоустройства |
32 | Обработка информации о воинском учете |
33 | Формирование и вывод на печать статистических, аналитических и списочных отчетных форм |
34 | Формирование приказов и распоряжений |
35 | Возможность самостоятельного определения новых типов приказов и изменения существующих |
36 | Гибкая настройка выходных печатных форм распорядительных документов |
37 | Учет корректности проведения документов |
… |
… |
Для реализации сравнения множество информационных систем-претендентов обозначим (j=1,2,…,n),
(1)
0 |
7 |
15 |
19 |
23 |
17 |
15 |
12 |
18 |
7 |
26 |
0 |
13 |
27 |
28 |
28 |
20 |
20 |
23 |
16 |
24 |
3 |
0 |
20 |
23 |
26 |
23 |
17 |
18 |
14 |
|
8 |
11 |
0 |
19 |
12 |
10 |
15 |
19 |
8 |
18 |
4 |
9 |
14 |
0 |
22 |
21 |
16 |
20 |
10 |
16 |
8 |
16 |
11 |
26 |
0 |
24 |
9 |
18 |
4 |
19 |
8 |
15 |
22 |
28 |
17 |
0 |
10 |
23 |
6 |
21 |
7 |
12 |
22 |
28 |
22 |
20 |
0 |
15 |
11 |
24 |
14 |
22 |
25 |
32 |
22 |
19 |
16 |
0 |
13 |
20 |
12 |
24 |
28 |
30 |
20 |
21 |
18 |
16 |
0 |
Чтобы оценить, какая часть (доля) функций, выполняемых ИС , реализуется также и ИС
, найдем матрицу
элементы которой, определяются по формуле:
, (
);
1 |
0,88 |
0,48 |
0,25 |
0,68 |
0,56 |
0,84 |
0,92 |
0,23 |
0,25 |
0,78 |
1 |
0,46 |
0,46 |
0,57 |
0,53 |
0,53 |
0,82 |
0,96 |
0,32 |
0,86 |
0,93 |
1 |
0,46 |
0,57 |
0,53 |
0,82 |
0,69 |
0,36 |
0,45 |
0,23 |
0,15 |
0,45 |
1 |
0,65 |
0,56 |
0,23 |
0,85 |
0,65 |
0,98 |
0,58 |
0,45 |
0,68 |
0,96 |
1 |
0,87 |
0,45 |
0,12 |
0,58 |
0,54 |
0,32 |
0,65 |
0,98 |
0,45 |
0,56 |
1 |
0,89 |
0,36 |
0,25 |
0,45 |
0,25 |
0,56 |
0,47 |
0,85 |
0,69 |
0,12 |
1 |
0,54 |
0,14 |
0,85 |
0,35 |
0,78 |
0,25 |
0,65 |
0,45 |
0,69 |
0,74 |
1 |
0,87 |
0,65 |
0,34 |
0,74 |
0,52 |
0,36 |
0,85 |
0,68 |
0,36 |
0,54 |
1 |
0,89 |
0,57 |
0,45 |
0,65 |
0,87 |
0,98 |
0,45 |
0,12 |
0,32 |
0,65 |
1 |
По матрице построим граф (рисунок 1). По этому графу можно судить о группах схожих информационных систем.
Рисунок 2 – Граф подобия ИС при =0,6
Если взять пороговое значение =0,7, то матрица
, может быть представлена в виде.
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Построенный по матрице граф подобия (при
=0,7) представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Граф подобия ИС при =0,8
Рисунок 6 позволяет легко выделить группу схожих систем. Это системы 1,2,7,8. Так, с помощью построенного графа пользователь может видеть, что если его интересует система 2, то ему также стоит обратить внимание на системы 8 и 7.
На рисунке 4 изображен граф превосходства ИС, построенный по этой матрице.
Рисунок 4 – Граф превосходства ИС
, (4)
Матрица , рассчитанная для
=0,9 представлена ниже.
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
На рисунке 5 приведен граф поглощения, по матрице , при пороговом значении
=0,9.
Рисунок 6 – Граф поглощения для рассматриваемых ИС
Выводы. Осуществлен сравнительный анализ информационных систем, автоматизирующих движение численности контингента студентов в вузе:
-
Впервые проведен корректный анализ функциональной полноты наиболее известных, сертифицированных информационных систем для автоматизации движение численности студентов в вузе.
-
Выполнена количественная оценка функциональной полноты наиболее известных информационных систем для автоматизации учетно-расчетных задач в коммунальном хозяйстве, на основании которой можно осуществить оптимальный выбор информационной системы применительно к условиям конкретного объекта, в том числе с учетом финансовых возможностей пользователя.
-
Получены следующие новые для исследуемого объекта:
-
составлен полный перечень функций, реализуемых наиболее известными ИС для автоматизации учета движения численности контингента студентов;
-
систематизированы сведения о составе и функциональной полноте рассматриваемых ИС;
-
количественно оценена степень соответствия той или иной ИС требованиям пользователя к функциональной полноте;
-
проранжированы ИС по критерию функциональной полноты.
Перечисленные новые результаты исследований обеспечили возможность:
-
на стадии предварительного анализа исключать из дальнейшего рассмотрения ИС, в которых не реализуются нужные пользователю функции;
-
сформировать группу ИС, имеющих одинаковую функциональную полноту, сопоставить их цены и другие характеристики;
-
расширить для потребителя-пользователя возможности оптимального выбора на рынке ИС, предоставив перечень выполняемых каждой ИС функций, а разработчику ИС показать место его продукта среди существующих систем и одновременно дать первоначальную оценку конкурентным рыночным позициям фирм-разработчиков ИС.
-
На основе анализа нормативной документации был сформирован перечень основных функциональных операций, выполнение которых должно быть обязательным в ИС для автоматизации движения численности контингента студентов в вузе.
-
В результате применения метода групповых экспертных оценок были выделены дополнительные функции, выполнение которых желательно в компьютерных системах, автоматизирующих движение численности контингента студентов в вузе.
Библиографический список
-
Хубаев Г.Н., Щербаков С.М. Особенности использования языка UML для имитационного моделирования // проблемы федеральной и региональной экономики: Уч. записки. Вып. 9/РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д, 2006. – 166 с.