Ю.В.Данюшина
д. филол.н., профессор ГУУ (Москва)
В современных условиях новых геополитических, социально-экономических и технологических вызовов, встающих перед российским обществом, в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий неизбежно формируется социальный заказ на качественно новый уровень коммуникативной подготовки будущих руководителей и специалистов в рамках вузовского образования.
Предлагаемая концепции предусматривает создание комплексной системы интегрированной коммуникативной подготовки студентов всех управленческих специальностей в вузе («Менеджмент», «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом» и др.), с учетом требований организационной структурированности и методологического единства в осуществлении профессиональной коммуникативной подготовки студентов управленческих специальностей: от базовых общетеоретических – к высоко специализированным дисциплинам, в единой последовательной системе.
Концепция основывается на принципах системного подхода к формированию коммуникативных компетенций будущих управленцев и предполагает последовательное изучение комплекса коммуникативных дисциплин на всех курсах бакалавриата, магистратуры и специалитета всех управленческих (менеджерских) специальностей, а именно:
1-й курс бакалавриата: Основы теории коммуникаций,
2-й курс бакалавриата, специалитета: Деловое общение и риторика,
3-й курс бакалавриата, специалитета: Коммуникации в управлении (управленческая коммуникология),
4-й курс бакалавриата, специалитета или 1-й курс магистратуры: Коммуникационный менеджмент, инжиниринг и аудит.
Ниже представлено краткое тематическое содержание блоков дисциплин.
Блок 1. Основы теории коммуникаций включает в себя следующие темы:
Теория коммуникаций в современной научной парадигме
Основные этапы развития теории коммуникаций
Социологические и психологические модели коммуникации
Семиотические модели коммуникации
Модели психотерапевтической коммуникации
Модели мифологической и аргументирующей коммуникации
Современные теоретические концепции коммуникаций
Коммуникативный процесс
Вербальная коммуникация
Невербальная коммуникация
Межличностная коммуникация и технологии межличностных коммуникаций
Коммуникации в группах
Массовые коммуникации
Корпоративные коммуникации
Политические коммуникации
Публичные коммуникации
Межкультурные коммуникации
Блок 2. Деловое общение подразумевает изучение следующих тем:
Введение в деловое общение. Основные характеристики общения
Анализ структуры делового общения
Личность в деловом общении
Типологические характеристики личности в деловом общении
Изучение личности делового партнера по невербальным признакам
Основные формы делового общения
Споры и конфликты в деловом общении
Стрессы в деловом общении
Психологическая составляющая делового общения
Универсальные этические нормы и психологические принципы делового общения
Этикет в деловом общении
Документационное обеспечение делового общения
Деловое общение и карьерный успех
Деловое общение при обслуживании клиентов
Современная российская и международная деловая риторика и культура деловой речи
Аргументация и полемическое мастерство
Коммуникативная и функциональная риторика.
Блок 3. Коммуникации в управлении (управленческая коммуникология) включает в себя следующие темы:
Предмет и базовые аспекты управленческой коммуникологии. Деловая коммуникация, ее сущность и характеристики
Исторические вехи возникновения и развития коммуникологии. Развитие теорий информации и коммуникации
Прикладные модели коммуникации в управлении. Коммуникативная структура организации.
Типы, виды, функции, средства коммуникаций. Средства делового коммуникативного взаимодействия. Структура коммуникативного процесса.
Устные и письменные деловые коммуникации. Публичное выступление руководителя. Невербальные коммуникации в бизнесе
Управление коммуникативным процессом. Социологические доминанты коммуникации. Переговоры и убеждение.
Руководитель как коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты в контексте управления. Психология деловых коммуникаций.
Структура и содержание управленческой коммуникации. Семиотика языка / дискурса руководителя. Восприятие.
Деловая лингвопрагматика. Аудитория в управленческих средах и процессах. Воздействие и взаимодействие в общении руководителя.
Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах. Коммуникации в управлении персоналом. Принятие решений и организация эффективной обратной связи. Современные ИКТ как инструмент руководства.
Факторы эффективности коммуникации в управлении. Проблемы коммуникативной компетентности руководителя. Коммуникативное лидерство
Кризисные и конфликтные коммуникации. Этические и правовые основы управленческих коммуникаций
Коммуникация в различных сферах общественной жизни. Международные и межкультурные деловые коммуникации.
Методы исследования коммуникации.
Стратегические, интегрированные, маркетинговые коммуникации.
Информационные операции как метод управления. Работа пресс-службы
Понятия и основные категории коммуникационного менеджмента и аудита, коммуникативного консалтинга и инжиниринга.
Блок 4. Коммуникационный менеджмент, инжиниринг и аудит охватывает следующие темы:
Менеджмент как сфера и контекст деловой коммуникации.
Сущность коммуникационного менеджмента и его роль в стратегии управления организаций.
Организационные условия деловых коммуникаций. Коммуникационная политика организации. Корпоративная идентичность
Принципы и закономерности коммуникационного менеджмента
Особенности коммуникационного менеджмента в коммерческих и некоммерческих организациях
Мотивация в коммуникационном менеджменте. Комплекс коммуникаций в системе маркетинга
Служебная документация и документооборот
Аналитические исследования и письменные доклады
Управление информацией
Межкультурные аспекты коммуникационного менеджмента.
Теории и практики коммуникативного инжиниринга
Коммуникационный аудит в системе управления коммуникациями
Методы и цели работы с информацией. Информационный мониторинг и аудит
Аналитические и диагностические процедуры. Обзор основных информационных источников
Формирование поисковых запросов. Медийный, статистический, структурный и содержательный компоненты комплексного анализа информационных ресурсов.
Принципы, цели и методики измерения эффективности коммуникационных проектов. Выявление и анализ аксиологических и оценочных компонентов
Интеграция технологий коммуникационного менеджмента, инжиниринга, мониторинга и аудита в систему стратегических (интегрированных) коммуникаций
Каждый блок-курс продолжается 17 недель (1 семестр, т.е. 2 модуля), рассчитан на 108 академических часов, что равно трем кредитным единицам; включает в себя 34 часа интерактивных лекций и семинаров-тренингов (по одной паре в неделю) + 4 часа на тест и зачет/экзамен, + 70 часов на самостоятельную работу и подготовку кейсов, проектов, написание рефератов и эссе.
Перечисленные дисциплины могут быть включены в учебные планы всех специальностей как «дисциплины по выбору вуза», и полученная единая система коммуникативного управленческого образования станет первой, уникальной на российском рынке высшего образования, позволит занять перспективную нишу и даст вузу и его выпускникам дополнительное конкурентное преимущество.
Дополнительно, наряду с изучением профессионально-ориентированного иностранного языка, эффективным подспорьем в формировании руководителей и специалистов мирового класса станет введение двух (общеуниверситетских) факультативов на английском языке: для бакалавриата и специалитета – Business Communication (бизнес-коммуникации), для магистратуры и программ МВА – Managerial Communication (управленческие коммуникации).
В результате освоения предлагаемого комплекса коммуникативных дисциплин студент сможет сформировать следующие компетенции, предписанные Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования для управленческих специальностей:
для бакалавров –
- общекультурные компетенции:
владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность;
умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;
способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации;
- профессиональные компетенции:
организационно-управленческая деятельность:
способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций;
способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;
способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;
знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде;
информационно-аналитическая деятельность:
владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы;
умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте;
умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;
предпринимательская деятельность:
способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов);
для магистров –
- общекультурные компетенции:
способность развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования;
обладание навыками публичных деловых и научных коммуникаций,
- профессиональные компетенции:
в области организационно-управленческой деятельности
способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями;
способность разрабатывать корпоративную стратегию;
в области аналитической деятельности:
способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами;
способность готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности.
в области научно-исследовательской деятельности:
способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы;
способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;
способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада.
Материально-техническое обеспечение коммуникативных дисциплин включает в себя стандартно оборудованные лекционные аудитории для проведения интерактивных лекций: ноутбук, видеопроектор, экран настенный.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины основаны на применении современных эффективных образовательных технологий, используемых при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями компетентностного подхода предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных формах проведения занятий (имитационные технологии: ролевые и деловые игры, тренинг, игровое проектирование, компьютерная симуляция, кейс; неимитационные технологии: проблемная лекция, лекция-дискуссия и др).
Литература:
- Основы теории коммуникаций. Под ред. проф. М.А. Василика. Учебник рек. МО РФ. М.: Гардарики, 2006.
- Поцепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-Бук, 2006.
- Зарецкая Е.Н. Деловое общение: в 2 т. (3-е изд.) М.: Дело, ГОУ АНХ, 2008.
- Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение. М.: КноРУс, 2012.
- Эффективное деловое общение. Серия «Классика Harvard Business Review». М.: Альпина бизнес букс. 2006.
- Роджерс Э. Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. М., 2000.
- Шарков Ф. Коммуникология. Основы теории коммуникации: Учебник доп. МО РФ. М: Дашков и Ко, 2011.
- Крылов А. Н. Менеджмент коммуникаций. Теория и практика. М.: Изд-во НИБ, 2002.
- Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент. М.: Гардарики, 2005.
- Шалак В.И. Современный контент-анализ: приложения в области политологии, социологии, психологии, культурологии, экономики и рекламы. М.: Омега-Л, 2004.
- Шепель В. Коммуникационный менеджмент.М.: Гардарики, 2004.
- Grunig J.E. Exellence in Public Relations and Communications Management. Hillsdale (New Jersy): Lawrence Erlbaum Ass. Publ., 1992.
- Pauley, Judith A., and Joseph F. Pauley. Communication: the Key to Effective Leadership. Milwaukee, Wis.: ASQ Quality, 2009.