ИССЛЕДОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЦЕИСТА
(из опыта работы МАОУ «Лицей №10» г.Перми)
Лободова Е.Н, Шибакова И.А.
В условиях введения нового федерального государственного стандарта образования многие образовательные учреждения сталкиваются с проблемой оценки результативности образовательного процесса, т.е. качества образования.
Как правило, результаты качества работы образовательного учреждения отслеживаются по формальным показателям (количеству участников и победителей олимпиад, медалистов, 100-бальников и т.д.). При этом практически не рассматривается вопрос, насколько и как образовательная среда влияет на развитие индивидуальности растущего человека, формирование его личности.
Учитывая тот факт, что в новом стандарте установлены четкие требования к результатам освоения учебной программы (личностные, метапедметные и предметные), мы в своем образовательном учреждении сместили акцент с оценки количественных показателей достижений учащихся на систему качественной оценки развития личности учащихся. Так как именно ЧЕЛОВЕК с его индивидуально-личностными особенностями, ценностными установками, проявляющимися в его отношении к реальности (а не набором знаний, умений и навыков), является самым важным результатом образовательного процесса, и, следовательно, основным показателем качества образования в целом.
Мы пришли к необходимости представить и описать предполагаемый портрет выпускника нашего Лицея, потенциального студента, будущего профессионала, гражданина, Человека. Идеальный образ личности лицеиста – желаемый конечный «продукт» деятельности всей образовательной среды в целом. Для нас – это своеобразный эталон, в соотнесении с которым можно выявить основные тенденции индивидуально-личностного развития лицеистов и на основании этого оценить качество образования в Лицее.
В основу создаваемой нами модели выпускника был положен компетентностный подход, с точки зрения которого личность лицеиста была представлена через призму базовых компетенций. Таким образом, цель настоящего исследования – разработка модели базовых компетенций Лицеиста. Задачи исследования решались поэтапно.
1 этап – разработка гипотетической модели базовых компетенций лицеиста.
С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования, поскольку выпускник Лицея – это будущий профессионал, обладающий способностями, свойствами и качествами личности, необходимыми для успешного осуществления деятельности.
В результате анализа теоретических аспектов компетентностного подхода в образовательной системе нами разработана гипотетическая модель базовых компетенций лицеиста. Данная модель включает в себя 9 основных компетенций. Каждой компетенции соответствует ряд измеряемых диагностическими методами показателей (переменных) (Таблица 1).
Таблица 1
Модель базовых компетенций лицеиста
Название компетенции |
Содержание компетенции |
1. Здоровьесбережение |
Знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора здорового образа жизни |
2. Ценностно-смысловая ориентация в мире и обществе |
Ценности бытия, жизни, иерархия ценностных установок |
3. Интеграция |
Структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний |
4. Гражданственность |
Знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн) |
5. Самосовершенствование, саморегулирование, саморазвитие |
Личностная рефлексия и личностный рост, стрессоусточивость |
6. Социальное взаимодействие |
Взаимодействие с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол) |
7. Коммуникация |
Умение выражать свои мысли в устном, письменном диалоге, монологе, создание и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесс-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента |
8. Познание |
Постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность |
9. Информационные технологии |
Прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией |
2 этап – эмпирическое исследование базовых компетенций лицеиста.
В исследовании участвовало 167 учащихся 10-11 классов. В качестве диагностического материала учащимся предлагался набор специально подобранных в соответствии с задачами исследования стандартизированных опросников (всего 19 методик). Для определения модели (структуры) базовых компетенций в выборке лицеистов был проведен факторный анализ изучаемых переменных с последующим Varimax вращением.
В результате факторизации мы получили семь основных компонентов базовых компетенций лицеиста (Таблица 2).
Таблица 2
Факторная структура показателей базовых компетенций лицеистов
Показатели |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
Фактор 4 |
Фактор 5 |
Фактор 6 |
Фактор 7 |
Принятие себя |
0,11 |
0,79 |
0,02 |
-0,07 |
0,00 |
-0,13 |
0,01 |
Принятие других |
-0,07 |
0,73 |
0,13 |
-0,11 |
-0,14 |
0,23 |
0,12 |
Внутренний контроль |
0,21 |
0,66 |
-0,13 |
0,23 |
0,06 |
0,07 |
0,20 |
Уникальность (креативность) |
0,00 |
0,26 |
0,31 |
-0,27 |
0,48 |
-0,40 |
0,23 |
Продуктивность (креативность) |
-0,06 |
0,34 |
0,22 |
-0,35 |
0,57 |
-0,30 |
0,03 |
Обучаемость |
0,04 |
0,01 |
-0,22 |
0,07 |
0,36 |
0,18 |
0,25 |
Мыслительные способности |
-0,09 |
-0,07 |
0,09 |
0,07 |
0,57 |
0,01 |
0,05 |
Наслаждение прекрасным |
-0,09 |
-0,07 |
0,10 |
0,66 |
0,07 |
0,01 |
0,05 |
Помощь другим |
-0,06 |
0,12 |
-0,01 |
0,45 |
-0,17 |
0,34 |
-0,16 |
Познание нового |
0,03 |
0,09 |
0,17 |
0,53 |
0,03 |
0,21 |
0,10 |
Признание других |
-0,06 |
0,01 |
-0,20 |
0,40 |
0,39 |
0,12 |
-0,13 |
Стремление к общению |
0,19 |
0,02 |
-0,13 |
0,58 |
-0,09 |
-0,12 |
0,01 |
Стрессоустойчивость |
0,65 |
0,19 |
-0,07 |
0,16 |
-0,08 |
0,12 |
0,06 |
Стремление к соблюдению норм |
-0,07 |
0,14 |
0,20 |
-0,08 |
0,01 |
0,69 |
0,01 |
Непринятие зависимого поведения |
0,03 |
-0,17 |
0,06 |
0,08 |
-0,09 |
0,75 |
-0,17 |
Устойчивость к противоправным действиям |
0,08 |
-0,14 |
0,05 |
0,00 |
0,02 |
0,88 |
-0,03 |
Потребность в достижении |
-0,19 |
-0,15 |
-0,07 |
0,05 |
0,26 |
0,06 |
0,74 |
Автономность в учебной деятельности |
-0,09 |
0,30 |
-0,33 |
0,05 |
-0,30 |
-0,08 |
0,64 |
Сотрудничество |
-0,28 |
0,02 |
0,48 |
-0,10 |
-0,15 |
-0,17 |
-0,05 |
Учет мнения других |
-0,16 |
0,06 |
0,41 |
-0,03 |
0,24 |
0,42 |
-0,29 |
Независимость |
0,76 |
0,01 |
-0,05 |
0,03 |
-0,04 |
-0,08 |
0,09 |
Общительность |
0,12 |
0,11 |
0,50 |
0,15 |
-0,18 |
-0,15 |
-0,10 |
Принятие борьбы |
0,72 |
-0,35 |
-0,06 |
-0,03 |
0,04 |
-0,21 |
-0,07 |
Целеполагание |
0,21 |
0,14 |
0,21 |
-0,04 |
0,00 |
-0,06 |
0,39 |
Умение находить ресурсы |
0,59 |
0,10 |
0,24 |
-0,18 |
-0,29 |
-0,34 |
-0,03 |
Любознательность |
-0,11 |
0,09 |
-0,12 |
0,60 |
0,04 |
-0,27 |
0,33 |
Воображение |
-0,09 |
-0,14 |
0,21 |
0,64 |
-0,15 |
-0,12 |
0,25 |
Сложность |
0,01 |
0,27 |
0,18 |
0,10 |
-0,14 |
0,00 |
0,71 |
Генерация идей |
0,10 |
-0,02 |
0,49 |
0,41 |
0,07 |
0,06 |
0,13 |
Организаторские склонности |
0,11 |
0,38 |
-0,30 |
0,21 |
-0,25 |
0,08 |
0,45 |
Собственные числа |
3,84 |
3,74 |
3,38 |
3,49 |
2,87 |
3,44 |
3,29 |
Дисперсия |
8% |
8% |
7% |
7% |
6% |
7% |
7% |
В первый фактор с наибольшими нагрузками вошли показатели: независимость, принятие борьбы, устойчивость к стрессовым ситуациям, умение находить и использовать ресурсы. Данный компонент нами обозначен как жизнеспособность.
Во второй фактор с наибольшими нагрузками вошли следующие переменные: стремление к принятию других, принятие себя как личности и способность к внутреннему контролю. Компонент можно назвать как адаптивность.
В третий фактор с высокими нагрузками вошли переменные: общительность, способность генерировать идеи, отбирать их и стремление к сотрудничеству. Мы определили данный фактор как сотрудничество.
Четвертый фактор включает в себя: поиск и наслаждение прекрасным, воображение, любознательность, познание нового, стремление к общению, помощи другим, признание и уважение других людей. Фактор был назван стремление к самореализации.
В пятый фактор с высокими нагрузками вошли показатели: продуктивность, уникальность, собственно мыслительные способности и обучаемость. Компонент можно назвать интеллектуально-творческий потенциал.
Шестой фактор включает в себя такие показатели, как стремление к соблюдению норм и правил, непринятие зависимого поведения, устойчивость к противоправным действиям и умением учитывать мнения других. Полученный фактор мы называем законопослушность.
Седьмой фактор включает в себя: потребность в достижении, стремление к сложности, автономность в учебной деятельности, целеполагание, сложность, организаторские склонности. Компонент мы называем мотивация на достижение успеха.
Таким образом, гипотетическая модель, состоявшая из 9 компонентов, была трансформирована в эмпирическую модель базовых компетенций лицеиста, включившую в себя 7 основных компонентов (компетенций): 1) жизнеспособность, 2) адаптивность, 3) сотрудничество, 4) стремление к самореализации, 5) интеллектуально-творческий потенциал, 6) законопослушность и 7) мотивация достижения успеха.
В целом полученная модель базовых компетенций не противоречит гипотетическим разработкам. Компоненты получили интегрированный характер: отдельные компоненты гипотетической модели объединились, трансформировались в компоненты базовых компетенций эмпирической модели. Согласно сравнительному анализу выявлено невысокое развитие таких показателей, как «принятие других», «воображение», «рефлексия», «роль завершителя в групповой работе». Так как данные показатели вошли в структуру модели базовых компетенций, появляется возможность целенаправленного развития данных качеств личности лицеистов.
Этап разработки модели базовых компетенций, на наш взгляд, является стартовой площадкой для дальнейшего исследования развития базовых компетенций в условиях образовательного процесса. На ближайшее время перед специалистами социально-психологической службы стоят следующие задачи:
во-первых, возникла необходимость оптимизировать и скорректировать диагностический инструментарий согласно его надежности и валидности;
во-вторых, в соответствии с уже имеющейся моделью возникла потребность в разработке моделей базовых компетенций лицеистов начальной и основной школы;
в-третьих, появилась возможность проследить особенности развития и изменения базовых компетенций лицеистов на разных возрастных этапах и ступенях общего среднего образования на протяжении всего периода обучения.
Мы считаем, что изучение базовых компетенций лицеистов является приоритетным в работе социально-психологической службы Лицея, так как анализ полученных результатов позволяет разрабатывать и применять на практике обоснованные, актуальные, целенаправленные развивающие программы психологического сопровождения. Кроме того, обсуждение выявленных тенденций в личностном развитии Лицеистов позволит педагогическому коллективу скорректировать программы преподавания и воспитания, уделяя особое внимание развитию «дефицитных» личностных качеств учащихся согласно модели выпускника.
Таким образом, полученная в ходе исследования информация, на наш взгляд, будет полезна учащимся (способствует расширению представлений о самих себе, может дать новый виток в процессе саморазвития), родителям (помогает взглянуть на личность ребенка объективно, без стереотипов), педагогическому коллективу (способствует выявлению проблемных точек в учебно-воспитательном процессе и выстраиванию перспектив в дальнейшей педагогической практике). Кроме того, по результатам исследования администрация образовательного учреждения может принимать новые управленческие решения с целью постоянного повышения качества образования.