ЭТИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРАКТАТЕ ЦИЦЕРОНА “ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ”

Калинин А.В.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Калинин А.В. Этика хозяйственной деятельности в трактате Цицерона "Об обязанностях" // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/02/6825 (дата обращения: 18.04.2024).

Большое внимание проблеме этики хозяйственной деятельности уделил великий римский философ и оратор Марк Туллий Цицерон (106 – 43 до н. э.). Его перу принадлежит сочинение «Об обязанностях», в котором он излагает суть своей этико-экономической концепции. На взгляды Цицерона сильное влияние оказала греческая философия. Известно, что Цицерон перевел упомянутое выше произведение Ксенофонта «Домострой» на латинский язык.
При ведении экономической деятельности, по мнению мыслителя, необходимо руководствоваться законом. Нормы морали, как и нормы права, должны пресекать посягательство на чужое имущество, которое Цицерон считает злом, даже худшим, чем смерть. Преумножение богатства, если оно достигается без ущерба для других людей, не заслуживает осуждения. Однако алчность заставляет многих людей вставать на путь противозакония. Несправедливость совершается обманом и насилием, которые чужды человеку. Мыслитель называет и другой вид несправедливости, который возникает при ведении хозяйственной деятельности. Эта несправедливость возникает тогда, когда люди, охваченные желанием сберечь и преумножить свое имущество, забывают о своих общественных обязанностях: воспитании детей, участии в делах государства. Уклонение от этих обязанностей не прямо, но косвенно причиняет ущерб третьим лицам.
Философ размышляети о проблеме рабства. Рабы, по мнению Цицерона, также заслуживают справедливого отношения. «Вспомним также, что справедливость надо соблюдать и по отношению к людям, стоящим весьма низко. Самые низкие — положение и участь рабов, и правы те, кто советует обращаться с ними, как с наймитами: требовать от них труда, предоставлять им все положенное» [1].
Особое внимание в своем труде Цицерон уделяет проблеме благотворительности. Благотворительность и щедрость – качества, которые свойственны человеку и очень почитаются в обществе. «Ведь ничто так не свойственно скудному и бедному уму, как любовь к богатствам, и нет ничего более прекрасного в нравственном отношении и более великолепного, чем презирать деньги, если их не имеешь, а если их имеешь — обращать их на благие и щедрые дела»[2].
Философ призывает совершать добрые дела, но соблюдая меру, поскольку излишняя щедрость может нанести ущерб родственникам и друзьям благодетеля. Цицерон считает насправедливым дарить имущество посторонним людям вместо того, чтобы передать или завещать его ближайшим родственникам. К тому же доброта, превышающая возможности благодетеля, может привести к отрицательным последствиям, например, если обедневший благодетель будет вынужден в поисках средств к существованию прибегнуть к безнравственным поступкам. Кроме того, щедрость должна исходить от чистого сердца. Если человек занимается благотворительностью желая прославиться, ради хвастовства, то, как пишет Цицерон, «такое притворство ближе к суетности, чем к щедрости или к нравственной красоте»[3].
Как и многие другие философы античного периода, Цицерон отводит место в своем учении и для рассуждений о видах деятельности, достойных и недостойных человека. Он осуждает получение дохода от сбора пошлин и ростовщического дохода. Презрительными являются заработки поденщиков, «чей покупается труд, а не искусство; ведь в этих занятиях самая плата есть вознаграждение за рабское состояние»[4]. С критикой Цицерон обрушивается и на перекупщиков товаров, доход которых, по его мнению, основаны на обмане покупателя. Ремесленный труд, продукты которого обслуживают наслаждения, также является недостойным занятием. Философ одобряет лишь такие виды занятий, которые требуют обладания большими знаниям и приносят людям пользу, например, врачевание, архитектура, обучение нравственно-прекрасному.
Цицерон рассматривает и справедливость дохода от торговли. Мелкую торговлю мыслитель считает «грязным делом». Крупную торговлю, если она совершается без обмана, он не только не порицает, но даже хвалит, так как она позволяет доставить привозимые отовсюду товары многочисленным потребителям. Касаясь деловой этики торговых отношений Цицерон отмечает, что продавец предоставить покупателю полную информацию о товаре, не умалчивая о его недостатках. Умолчание или же обман, что еще хуже, характеризует продавца как нечестивого человека. Философ признает, что часто возникают ситуации, когда польза вступает в противоречие с нравственностью. В частности он приводит пример о торговце, везущем зерно на Родос во время голода. Должен ли он сказать об идущих других кораблях с зерном на Родос или же умолчать и продать дефицитный товар по максимальной цене? Цицерон утверждает, что честный человек счел бы такое молчание позорным и рассказал бы о положении дел жителям.
Самым же добродетельным видом занятий Цицерон, как и многие другие римские философы, признает сельское хозяйство: «из всех занятий, приносящих некоторый доход, сельское хозяйство — наилучшее, самое благодарное, самое приятное, наиболее достойное человека, и притом свободного»[5].
Таким образом, Цицерон внес значительный вклад в развитие экономической этики. К числу его заслуг следует отнести исследование с этической точки зрения проблем рабовладения, благотворительности, справедливости при ведении хозяйственной деятельности.


Библиографический список
  1. Цицерон. Об обязанностях.// Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. – М.: Наука, 1974. – С. 69.
  2. Цицерон. Об обязанностях.// Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. – М.: Наука, 1974. – С. 75.
  3. Цицерон. Об обязанностях.// Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. – М.: Наука, 1974. - С. 70.
  4. Цицерон. Об обязанностях.// Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. – М.: Наука, 1974. – С. 96.
  5. Цицерон. Об обязанностях.// Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. – М.: Наука, 1974. – С. 97.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Andron»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация