РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Гарифуллин Руслан Фанилевич
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева

Аннотация
В статье рассмотрена роль применения инновационных стратегий в развитии потенциала предприятий машиностроения Республики Татарстан. Выявлены проблемные вопросы и рассмотрены долгосрочные цели развития машиностроительного комплекса.

Ключевые слова: инновационное развитие, инновационные стратегии, машиностроительный комплекс, стратегии развития


THE ROLE OF INNOVATIVE STRATEGIES FOR CAPACITY DEVELOPMENT MACHINE BUILDING COMPANIES OF THE REPUBLIC TATARSTAN

Garifullin Ruslan Fanilevich
Kazan State Technical University named after A. N. Tupolev

Abstract
The article considers the role of innovative strategies for developing the capacity of engineering enterprises of the Republic of Tatarstan. Identified problematic issues and considered the long-term development of machine-building complex.

Keywords: development strategy, innovation strategies, innovative development, machine-building complex


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гарифуллин Р.Ф. Роль инновационных стратегий для развития потенциала предприятий машиностроения Республики Татарстан // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/02/6778 (дата обращения: 19.04.2024).

Машиностроительный комплекс Республики Татарстан (РТ) включает в себя более двадцати отраслей тяжелого, среднего и точного машиностроения. К ключевым отраслям можно отнести судостроение, авиационную промышленность, энергомашиностроение, нефтегазовое машиностроение, приборостроение и др.

Стихийный переход к рынку в конце прошлого века, безусловно, положительно повлиял на развитие добывающих отраслей – как наиболее доходных, но пагубно сказался на обрабатывающих отраслях промышленности. В первую очередь – машиностроительной. Одними из главных проблемных вопросов машиностроения следует считать:

1. Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, устаревших, и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание.

2. Морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей.

3. Критический моральный и физический износ оборудования и технологий.

4. Дефицит денежных ресурсов (низкая кредитная и инвестиционная привлекательность предприятий) для реализации программ стратегических преобразований.

5. Неэффективная производственная кооперация промышленных предприятий.

6. Дефицит квалифицированных кадров.

Согласно данным статистики, до 70% оборудования в отечественном машиностроении имеет средний возраст 20 и более лет. Это означает, что подавляющая часть основных фондов устарела не только морально, но и физически.

В своем современном состоянии машиностроительные предприятия могут осуществлять производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов мирового рынка. Современное состояние отрасли не отвечает целям и задачам повышения долгосрочной конкурентоспособности экономики и занятия устойчивых рыночных ниш на мировых рынках наукоемкой продукции.

С учетом того, что машиностроение призвано играть ведущую роль в экономике страны (а также присущего данному отраслевому комплексу свойства давать импульс для инновационного развития практически всех отраслей), объективной и безотлагательной задачей является инновационное развитие отечественного машиностроения. При этом необходимо учитывать, что исходя из текущего уровня технологического развития и существующих тенденций осуществить одновременный подъем всех отраслей отечественного машиностроения и технологическое перевооружение всех входящих в них ключевых производств является крайне сложной задачей.

Одним из основных факторов инновационного развития машиностроительного комплекса является активное участие государства. Главной задачей государства является содействие развитию машиностроению исходя из необходимости обеспечения национальных приоритетов научно-технологического развития и той различной роли, которую играет государство в реализации приоритетов различного рода. При этом даже в рамках какого-либо конкретного приоритета полностью обеспечить его реализацию исключительно за счет отечественного машиностроения даже в среднесрочной перспективе не представляется возможным. Следовательно, речь идет о выборе в рамках конкретного приоритета ограниченного перечня ключевых компетенций, необходимых для его реализации и о развитии соответствующих машиностроительных производств для приобретения этих ключевых компетенций.

Исходя из такого подхода усилия государства должны быть в первую очередь сосредоточены на технологическом развитии ключевых производств в тех отраслях машиностроения, которые связаны с решением задачи достижения технологического лидерства в области ракетно-космической техники, гражданского авиастроения и атомной энергетике, так как в реализации данных приоритетов государство играет доминирующую роль.

Вторым ключевым фактором инновационного развития предприятия является обоснованный выбор инновационной стратегии. Инновационная стратегия – это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данного предприятия и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного управления. К таким условиям относятся:

1. Повышение уровня неопределенности результатов.

2. Повышение инвестиционных рисков проектов.

3. Усиление потока изменений на предприятии в связи с инновационной деятельностью.

Существует множество различных видов инновационных стратегий: наступательная, оборонительная, промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др. Практически все стратегии успешно комбинируются и дополняют друг друга на различных этапах жизненного цикла предприятия и применяются в соответствие с влиянием внешней и внутренней среды, а также в зависимости от цели которую преследует предприятие.

Для РТ в качестве долгосрочных целей развития сектора машиностроения можно выделить следующие:

- сохранить позиции на рынке по текущим технологиям и оборудованию с постепенным наращиванием доли собственного потребления;

- создать новые и развивать действующие совместные предприятия;

- создать новые рынки и новое оборудование и производства гражданского назначения для перелома тенденции импорта;

- занять значимую позицию на глобальном рынке в статусе экспортера по ряду прорывных технологий,

- развитие кадрового потенциала машиностроительного комплекса.

На долю промышленности в структуре валового регионального продукта РТ в настоящее время приходится около 50% и, следовательно, данная отрасль реального сектора экономики является основным структурным элементом макроэкономического климата, определяющим индустриальный профиль экономики РТ, а ее успешное развитие – залогом дальнейшего устойчивого развития РТ в составе единого экономического пространства Российской Федерации.

Отраслевая структура промышленности РТ характеризуется приоритетом химической, нефтехимической промышленности, приборо-, самолето- и автомобилестроения. Анализ динамики темпов роста производства отдельных видов промышленной продукции позволяет сделать вывод, что практически по всем видам производимых товаров наблюдается рост, что свидетельствует о весьма позитивной динамике в данной сфере региональной экономики.

Одной из крупных составляющей промышленности РТ, определяющей ее производственную специализацию и состоящей из ряда машиностроительных предприятий является самолето- и двигателестроение. Ярким примером предприятия, относящегося к данной отрасли, является ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение» (ОАО «КМПО»).

В соответствии с «Программой развития гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» в ОАО «КМПО» был создан новый авиационный винто-вентиляторный двигатель НК-93 для аэробусов, средних магистральных и транспортных самолетов. Двигатель НК-93 не имеет отечественных и зарубежных аналогов, обладает высокой топливной экономичностью и удовлетворяет экологическим нормам ИКАО.

На данный момент ОАО «КМПО» не занимается производством авиадвигателей. В связи с этим выявлено несколько направлений  инновационного развития двигателестроения в РТ:

1. ОАО «КМПО» возвращается на рынок авиатехники – включение в кооперацию по производству двигателей Д-436.

2. ОАО «КМПО» возвращается на рынок авиатехники не только с работами по двигателю Д-436, но и с другими разработками в области двигателестроения, например турбовального двигателя ВК-800, имеющего хорошие перспективы на установку на вертолет «Ансат».

3. ОАО «КМПО» продолжает линию отказа работ по авиационной тематике.

Первый и второй вариант позволяют создать в республики мощный комплекс  авиапроизводителей через кооперационные связи КМПО-КАПО, или КАПО-КМПО-КВЗ. Все это позволит включить ОАО «КМПО» в кооперационную цепочку производителей авиадвигателей. Будет проходить постоянное обновление кадров, внутриотраслевая кооперация разовьется соответствующие потребностям времени, обновление основных фондов будет своевременным.

Третий же вариант предусматривает разработку и создание конкурентоспособных энергетических агрегатов и, в первую очередь, газовых турбин как наиболее сложных изделий, невозможны без разработки новых материалов и их покрытий, современных  4-х мерных газодинамических расчетов, высокоэффективных систем охлаждения и многовариантных многомерных прочностных расчетов и других инновационных технических решений.

Выше описанным инновационным направлениям способствует то, что развитие машиностроительного комплекса происходит на фоне следующих положительных тенденций:

- консолидации активов производителей машиностроительной продукции и создании крупных интегрированных структур в отраслях машиностроения;

- увеличения объемов государственной поддержки высокотехнологичных секторов экономики, а также развития производственной инфраструктуры.

При этом негативными тенденциями развития машиностроительного комплекса являются:

- агрессивная ценовая политика крупных транснациональных компаний, выходящих на отечественный рынок;

- неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, сказывающаяся на снижении рентабельности выпускаемой продукции;

- высокий уровень использования импортных комплектующих в производстве продукции отдельных отраслей машиностроения.

Наличие и совершенствование инновационных стратегий является ключевым фактором, влияющим на эффективность инновационного сценария. От уровня развития машиностроения зависят материалоёмкость, энергоёмкость валового внутреннего продукта, производительность труда, промышленная безопасность и обороноспособность государства.


Библиографический список
  1. Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010 – 2020 годы и на перспективу до 2030 года
  2. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика: учебное пособие / Из-во “Академия Естествознания”, 2011.
  3. Сурин А.В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / А.В. Сурин. – М.: Инфра-М, 2009.
  4. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент / А.М. Мухамедьяров. – М.: Инфра-М, 2008.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гарифуллин Руслан Фанилевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация