СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ США

Неборский Егор Валентинович
Удмуртский государственный университет
канд. пед. наук

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Неборский Е.В. Становление системы высшего образования США // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/01/6517 (дата обращения: 29.03.2024).

Становление системы высшего образования в колониальной Америке фактически начиналось с возникновения первых колледжей. Колледжи открывались на финансовые средства и под покровительством английской церкви. Это обусловило и характер обучения – в стенах первых колледжей преподавались теологические науки и богословие.

Огромное внимание уделялось риторике, логике и силлогическим диспутам. Считалось, что будущий священнослужитель должен грамотно и красиво говорить, уметь убеждать, привлекать внимание прихожан и обращать их в свою веру. Языком обучения служила латынь. Беседы на английском языке допускались только за пределами колледжа. Метод обучения сводился к заучиванию и пересказу материала, изложенного преподавателем. Обучение длилось 4 года – все дисциплины являлись обязательными. По окончании колледжа выпускник получал степень бакалавра. Степень магистра присваивалась только в том случае, если студент публично защищал написанные им тезисы по одной из проблем: логике, естественной и моральной философии, арифметике, астрономии, геометрии.

Первый колледж был открыт в 1636 году по инициативе священника эмигранта Джона Гарварда, оставившего в наследство колледжу 800 фунтов и 320 томов книг. Колледж являлся частным. Генеральный суд штата Массачусетс (в тот период был одновременно и законодательным органом штата), поддержал инициативу и утвердил устав колледжа, ставшего впоследствии Гарвардским Университетом. Следом стали возникать и другие колледжи: «Ульям и Мэри» в 1693 году, Йельский колледж в Коннектикуте в 1701 году, Принстонский колледж в Нью-Джерси в 1746 году, колледж Род-Айленда (будущий Браунский Университет) в 1764 году и другие. Все это были частные университеты. Именно они определили, на столетия вперед, матрицу системы высшего образования в штатах.

Первый публичный колледж возник только в 1795 году, спустя 159 лет, с открытия первого частного колледжа. Это был колледж Северной Каролины – первый университет, возникший и существовавший на деньги налогоплательщиков штата с целью удовлетворения их образовательных нужд. Все это время систему высшего образования в Америке определяли именно частные университеты. Это и был ключевой момент. На протяжении долгих лет, не зная конкуренции в лице государственных образовательных учреждений, частные колледжи осуществляли подготовку выпускников, создавали образовательные программы и стандарты.

Изначально колледжи служили инструментом насаждения религиозных взглядов олигархии штатов. В отличие от Англии, в США уже тогда существовал религиозный плюрализм, т.е. право свободы вероисповедания закреплялось за каждым гражданином. Вокруг колледжей разворачивалась ожесточенная борьба. Прибывшие на кораблях вместе с теми, кто учреждал колледжи, священники, были так же, как и все миряне, смертны. Олигархии требовались новые грамотные священнослужители, проводники их идеалов, которые не дали бы иссякнуть вере, как форме управления умами [1, с. 6].

Доподлинно известно, что уже в те времена в колледжи стали проникать и идеи просвещения. Например, президент Гарварда Г. Данстер, стоявший во главе колледжа с 1639 по 1654 гг., приобрел для колледжа книги по юриспруденции и медицине. Другой президент, Л. Хоар, бывший у власти с 1672 по 1678 гг., в письме знаменитому физику Р. Бойлю сообщал о планах создания экспериментального ботанического сада, механической
мастерской и химической лаборатории. Это было потребностью эпохи. Америка представляла собой «tabula rasa», т.е. чистую землю – людям с нуля приходилось возводить города, системы ирригаций, шахты и т.д. Для этого требовались практические знания и навыки. Этот фактор так же сыграл решающую роль в развитии системы высшего образования США.

Важной особенностью колледжей Америки той эпохи, отличающих их от колледжей Англии, являлось наличие советов попечителей. Совет попечителей осуществлял важные задачи: отвечал за поддержание учебного процесса и хозяйственную деятельность. Немаловажно: такие советы учреждались по инициативе ученых и преподавателей, которые занимали в советах далеко не последнее место. Во всяком случае, на первых порах.

Как я отмечал в своей книге «Университеты США: образовательный и научный центр», это обусловило два принципиально важных изменения во всей системе. Первое: устанавливался принцип демократического управления (в решении важных проблем), взамен старого принципа абсолютной власти духовенства и олигархии. Второе: колледж становился самостоятельным, т.е. независимым от других учреждений, в том числе государственных. Это позволяло развивать науку. Именно эти два пункта сыграли ключевую роль в становлении особенностей американской модели высшего образования. Однако постепенно в управлении колледжем усиливалась роль бизнеса,
поскольку независимые колледжи нуждались в деньгах [2, с. 16].

Еще одной особенностью первых колледжей США являлась доступность высшего образования, отличающаяся от политики «закрытого академизма», которой придерживались университеты Старого Света. Это повлияло на социальный состав студенчества. Известно, что из 300 выпускников Гарварда в период с 1640 по 1672 гг. 100 человек были детьми правящей элиты штата, 35 – сыновья священников, 18 богатых торговцев и земледельцев, остальные 147 студентов – выходцы из самых разнообразных слоев населения: пекарей, лесорубов, фермеров, ткачей, ремесленников и т.д. Разумеется, что все они относились к людям со средним и большим достатком, так как за обучение нужно было платить. Часто платой служили продукты питания и услуги родителей по ремонту, почину и т.д.

Подводя некоторый итог, черту, можно сказать следующее. Вопреки тому, что модель системы высшего образования в США, в период становления, хотя и была заимствована из Старого Света, что отчасти было обусловлено и финансовым положением колонии, и верованиями переселенцев, тем не менее, в силу социально-экономических причин была видоизменена, а впоследствии, и вовсе приобрела собственный, уникальный облик. Становление системы высшего образования в США происходило в условиях ожесточенной борьбы местной олигархии за управление колледжами и потребностью населения в новых научных знаниях, которые способствовали бы развитию городов и штатов.


Библиографический список
  1. American Higher Education. A Documentary History: Vol. 1 / Ed. R. Hofstadten, W. Smith. Chicago, 1961. Vol. 1. P. 6.
  2. Неборский Е.В. Университеты США: образовательный и научный центр. Монография. Саарбрюккен: «LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG», 2011. 180 с.: чб. илл.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «neborskiy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация