Конец XX века характеризовался вступлением человечества в новый этап своего развития – построение информационного общества. Массовая информатизация, развитие и внедрение новейших информационных технологий привели к невиданному прогрессу во всех сферах жизнедеятельности.
Опыт практической деятельности по обучению студентов на основе использования современных информационных технологий позволяет сформулировать некоторые его преимущества:
- обеспечения нового качества образовательного процесса;
- обеспечивает более полные и прочные знания об изучаемом явлении или объекте, способствует повышению качества усвоения учебного материала на основе применения интеллектуальных обучающих и тренинговых программ;
- способствует повышению эффективности индивидуальной образовательной и творческой деятельности студентов, интенсифицирует труд обучаемых, позволяет каждому выбрать собственный темп изучения учебного материала в зависимости от индивидуальных интеллектуальных возможностей;
- способствует активизации познавательной деятельности студентов, повышает наглядность обучения и делает доступным сложный для восприятия и осмысления учебный материал, позволяет управлять и вносить коррективы в процесс обучения;
- увеличивает объем самостоятельной работы студентов, позволяет осуществлять диагностику и самодиагностику усвоения учебного материала с помощью тестирующих программ, экономит время за счет исключения необходимости конспектировать основные положения учебного материала;
- повышает общую готовность к выполнению длительной умственной работы за счет усиления организованности и повышения интереса к изучению учебной дисциплины и т.д.
Перечисленные выше преимущества использования современных информационных технологий позволяют нам готовить специалистов с учетом международного опыта и мировых тенденций развития образования, повышая эффективность организационных форм и методов обучения, внося в учебный процесс новые познавательные средства. В ходе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла мы пытаемся в определенной степени решать задачу подготовки специалиста, способного применять и развивать современные информационные технологии в профессиональной деятельности, совершенствовать использование всех возможностей компьютерных технологий для повышения эффективности и качества обучения и воспитания. Преподавателями факультета разработаны автоматизированные обучающие программы, электронные учебники и учебно-методические издания по психолого-педагогическим учебным курсам, которые с успехом используются в учебном процессе. Помимо аудиторных занятий мы предлагаем студентам выполнить самостоятельную работу за компьютером, осуществить поиск новых знаний через поисковые и справочные системы, изучить самостоятельно определенный объем учебной информации с помощью обучающих программ, электронных учебников и т.д. Это позволяет перевести процесс обучения с репродуктивного уровня усвоения готовых знаний на поисковый, эвристический, развивая исследовательские интересы студентов, их самостоятельность и творческий потенциал.
Среди типичных недостатков и трудностей, с которыми сталкиваются в практической деятельности педагоги, отмечаются следующие:
- отсутствие разработанного программного обеспечения, прошедшего серьезную экспертизу и допущенного к использованию в учебном процессе (электронные учебники, автоматизированные обучающие программы и т.д.);
- вследствие этого – разработка педагогами, не владеющими в должной мере навыками программирования, плохо реализованных в техническом плане авторских программ и электронных изданий;
- при создании программного обеспечения специалистами в области программирования учителя, как правило, не привлекаются к разработке программных продуктов, в результате чего не в должной мере учитываются их практические нужды;
- недостаточность литературы по проблеме создания и применения НИТ в учебном процессе и др.
Решение этих проблем видится нам в совместной разработке программного обеспечения специалистами в области программирования, педагогики и психологии.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Известно, что использование современных форм обучения, которые поддерживаются в компьютерных средствах обучения (КСО), стимулирует творческую деятельность учащихся и во многом обеспечивают их запросы в процессе обучения.
КСО обеспечивают новые дополнительные возможности образовательного процесса, к которым следует отнести:
• индивидуальный подход к обучению и усвоению материала, наиболее выраженный при адаптивных формах КСО;
• при дистанционном образовании – возможность работы учащегося с КСО по гибкому графику в оптимальном для него темпе;
• возможность визуального представления не только наблюдаемых и реальных, но также скрытых и воображаемых объектов, явлений, процессов;
• наглядное представление в анимационном виде изучаемых объектов и происходящих процессов, существенно облегчающих усвоение наиболее трудных тем по сравнению с традиционными средствами их представления;
• возможности создания самими студентами моделей реальных объектов и процессов и их исследования с помощью прикладных программ компьютерного моделирования;
• автоматизированный контроль образовательного процесса учащихся с объективной оценкой приобретаемых знаний и умений;
• быстрота и удобство поиска информации в КСО за счет широких возможностей компьютерных форм поиска и подсказок;
• снижена перегрузка учащихся;
• включены родители в образовательный процесс;
• скорректировано содержание непрофильных учебных предметов;
• монологическая деятельность учителя на учебных занятиях уступает место деятельностным формам организации образовательного процесса.
Следует отметить, что при изучении дисциплин в вузах РФ, недостаток современных электронных средств обучения на основе использования новых информационных и компьютерных технологий сдерживает прогрессивные тенденции образовательного процесса и объясняют актуальность разработки КСО по общепрофильным дисциплинам.
Для наглядного объяснения трудно усваиваемых разделов курса физики, связанных с физическими эффектами и принципом действия лабораторных устройств используются интерактивные двух и трехмерные анимационные модели. Наше сопровождение включает описание лабораторной работы, краткую терию, где даётся разъяснение терминов и ключевых слов, методические указания по выполнению работы с набором контрольных вопросов. Так же работа включает два анимационных ролика, позволяющие наглядно и доступно пояснить физические ньюансы, основные формулы и понятия величин. Электронное сопровождение обеспечивает мониторинг усвоения учебного материала и решения задач.
Как показывает многолетняя практика преподавателей, учащиеся плохо усваивают материал на слух. Но это не говорит о том что уровень знаний упал, это говорит только о том, что в основном нас окружают визуалы и кинестики, аудиалов же – меньшенство. Создавая наше электронное сопровождение мы опирались не только на это. Детям всегда интереснее смотреть на динамическую картинку, ежели на скучно выстроенные в ряд формулы и определения. Этой работой мы мотивируем учащихся к самостоятельному изучению физических процессов, показываем им наглядно, что изучать физику – это не только полезно, но еще и интересно.
Таким образом, этой работой мы наполняем интерактивную доску, помогая не только помогая преподавателю интереснее и доступнее изложить материал, ученикам и студентам лучше его усвоить и заинтересовать в дальнейшем изучении материала.
Итак, цели создания нашего электронного сопровождения состояли в создании образовательной среды, ориентированной на следующие аспекты:
1.Разработку системы мониторинга индивидуальных способностей учащихся (и учителей) с использованием высокотехнологичных компьютерных программ;
2.Создание системы межпредметного взаимодействия, обеспечивающего формирование системного мышления учащихся, которое является основой для развития и мобильности их «творческого потенциала»;
3. Использование обучающих технологий, обеспечивающих реализацию в образовательной деятельности базовых процессов развития творческого потенциала учащихся (и учителей) на принципах здоровьесбережения: (информационно-проектных, исследовательских, деятельностного обучения, модульного обучения, Интернет-технологий и др.)
4. Преимущественное использование современных компьютерных средств обучения, в том числе Интернет ресурсов в образовательном процессе.
5. Создание банка данных педагогических техник, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.
6. Создание электронной базы развития креативного(творческого) потенциала учителей и учащихся.
7. Формирование умений работать с информацией (то есть неадаптированным знанием) с использованием современных технических информационных средств, результатом чего является фундаментальность знаний в избранной области деятельности ( интеллект);
8.Развитие проективной, конструктивной, мобильной силы ума ( технологичности образования);
9. Наполнение интерактивной доски.
Образовательный процесс при условии использования инновационных технологий и средств обучения будет способствовать реализации личностного потенциала учащихся, если:
- учителя будут ознакомлены с инновационными моделями обучения и технологиями, в том числе и информационными;
- будет своевременно и качественно проведена диагностика личностного потенциала учащихся и спроектированы индивидуальные траектории обучения;
-в содержании предметов естественно-научного цикла будет обеспечиваться раскрытие гуманитарных аспектов изучаемых учебных дисциплин;
- содержание предметов гуманитарного цикла будет способствовать овладению учащимися методами научного познания;
- в процессе обучения учащиеся освоят основные методы и способы познания и будут мотивированы на результат;
- перевести образовательный процесс на более высокий технологический уровень: обеспечить образовательный процесс техническими средствами обучения (ПК, мультимедиа, электронными учебниками, Интернет);
- предоставить каждому ученику и учителю проблемную область и сферу деятельности в соответствии с их образовательными и личностными интересами, позволяющими самореализоваться в том числе одаренным детям;
- совершенствовать психологическую подготовку всех педагогов гимназии в целях повышения профессионального мастерства педагогов;
- построить управление образовательным процессом на демократических принципах, когда каждый берет часть ответственности на себя;
- организовать наблюдение и мониторинг за особенностями развития личностного потенциала каждого обучающегося и своевременную коррекцию индивидуальной траектории.
Выполнение данных условий, с нашей точки зрения, неизбежно повлечет за собой изменения содержания, организации образовательного процесса и управления им.
Библиографический список
- Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: «Филинъ», 2003. – 616 с.
- Бордовский Г.А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования//Подготовка специалистов в области образования (структура и содержание) – СПб.: Образование, 1994. – С. 3-8.
- Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Дис. … д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 1995. – 364 с.
- Макарова Н.В. Научные основы системы обучения новой ИТ: Автореф. дис… д-ра пед. наук. – СПб, 1992.
- Роберт И.В. Уч. курс «Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании» // Информатика и образование. – 1998. – № 8.
- Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. – М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. – 255 с.
- Мильберн К., Крото Д. Внутренний мир Flash 5 для дизайнера. – К.: «Диасофт», 2000.
- Храмцов П.Б. Лабиринт интернет: практическо руководство. – М.: «Элетронинформ», 1996.
- Рейнбоу В. Энциклопедия: Компьютерная графика. – СПб.: «Питер», 2003.