Введение
Разработка и внедрение новых информационных технологий в систему подготовки кадров для инновационной сферы является необходимым и закономерным условием, позволяющим повысить качество подготовки и переподготовки специалистов, вовлеченных в инновационную деятельность, повысить эффективность всех форм учебного процесса, довести ее до уровня, соответствующего международным стандартам. Интеграция локальных информационных ресурсов в единое общедоступное информационное образовательное пространство является важным составным элементом образовательного процесса. Сегодня усилия многих крупнейших исследовательских организаций и фондов сосредоточены именно на проектах представления, поддержки и использования информации. Особенную актуальность приобретают эти проблемы в сфере дистанционного обучения, когда преподаватели и обучаемые разделены в пространстве и времени. При соответствующей организации решение таких задач может в существенной степени положительно повлиять на интенсивность и качество обучения. В связи с этим важнейшую роль при формировании и использовании ресурсов играют средства представления и обработки данных. Суть предлагаемого подхода заключается в использовании набора метаданных для описания информационных ресурсов. Под понятием “метаданные” в данном случае понимается информация следующего характера: автор, который создал данный ресурс; дата публикации; биографические данные; ключевые слова; место этого ресурса в контексте дистанционного обучения и т.д. В дальнейшем это предоставит возможность интеграции создаваемых ресурсов с другими видами информационных образовательных ресурсов Internet. 1. Организация хранения информационных ресурсов Предложено организовать хранение информации в трех базовых разделах. Первый предназначен для хранения структурированных информационных ресурсов на основе реляционной СУБД. Второй предназначен для хранения служебной, сервисной информации, фактографических данных ( данные учетных записей пользователей, персональная информация зарегистрированных пользователей системы, иерархия тематических разделов и т.д.) на основе реляционной СУБД. Третий (контентное хранилище документов) предназначен для хранения слабо структурированных информационных ресурсов (рисунков, фотографий, анимаций, текстовых документов и т.д.) на основе файловой системы. Модель данных документов системы может иметь сложную структуру, которая естественным образом поддерживается схожими моделями XML – стандарта и объектной моделью данных системы [2]. Хранилище имеет иерархическую структуру. В нем на логическом уровне выделяются коллекции документов и документы. Для этого в схеме БД выделяются вершины, соответствующие коллекциям, и вершины, соответствующие корневым элементам документов. Структура – корень документа выделяет в схеме БД поддерево, которое и отождествляется с моделью данных документа. Каждому типу документа ставится в соответствие набор форм редактора для просмотра и редактирования данных. Редактор позволяет создавать коллекции для хранения документов. Пользователь задает тип новых документов и определяет набор форм, соответствующих данному типу; при этом автоматически модифицируется схема хранилища. После чего редактор позволяет создавать, редактировать и осуществлять экспорт/импорт документов нового типа. Редактор не зависит от конкретного типа БД, работая с данными документов через интерфейс источника структурированных данных и с хранилищем через интерфейсы объектной модели хранилища документов. Реализация таких интерфейсов условно называется драйвером. Внутренним драйвером для редактора является драйвер подсистемы управления контентом. В качестве формата обмена данными используется XML. Для использования данных других систем реализованы интерфейсы объектной модели хранилища документов.Разработан также специализированный модуль экспорта/импорта данных между подсистемой управления контентом и SQL совместимыми СУБД. Центральным компонентом коллекции информационных ресурсов для дистанционного обучения является система метаданных. Подобно тому, как библиотечный каталог организует все множество единиц хранения в систему библиотечных фондов, вокруг которой строятся все библиотечные технологии, система метаданных организует совокупность электронных информационных ресурсов. Соответственно, предлагается вокруг системы метаданных и на ее основе строить основные технологические процессы работы с информационными ресурсами.
- навигация в информационном пространстве;
- поиск отдельных цифровых объектов (информационных ресурсов) или их совокупностей;
- ввод, обработка и организация хранения цифровых объектов, а также их исключение (изъятие);
- управление правами доступа к цифровым объектам, включая защиту авторских прав, организации доступа и пр.
Наборы метаданных соответствуют стандартам и технологиям обучения, предложенным глобальным образовательным консорциумом (IMS), что позволяет в процессе разработки систем дистанционного обучения ориентироваться на принятые во всем мире принципы стандартизации в области открытого образования. Учебный контент, который скомпонован стандартным способом, может более полно удовлетворять потребностям сетевого обучения. Предложено использовать новый формат, который дополняет XML семантикой, существующей в области электронных образовательных ресурсов, а также с учетом методов их использования [2].Этот формат представляет собой подмножество XML-схем, что обеспечивает с одной стороны возможность работы с файлами в данном формате стандартным XML-инструментарием, а с другой стороны упрощает разрабатываемые программы для импорта/экспорта структурированных данных в этом формате. В каталоге образовательных ресурсов используется следующий набор полей ( * – обязательное поле, их 10):
- URL (уникальный идентификатор) *
- название *
- аннотация *
- ключевые слова *
- авторские права
- платный/бесплатный (словарь) *
- автор
- издатель
- язык ресурса (словарь) *
- тип ресурса (линейный рубрикатор)
- аудитория (линейный рубрикатор)
- уровень образования (линейный рубрикатор)
- предметная область *
Дополнительными полями являются технические параметры
- тип операционной системы, необходимой для использования ресурса (словарь);
- формат ресурса (MIME).
2. Организация управления информационными ресурсами Алгоритмы управления каталогами информационных ресурсов основаны на использовании следующих модулей. Модуль управления, который осуществляет выбор по каким- либо критериям конкретной позиции каталога, задание способа отображения информации и взаимодействия с пользователем. Модуль базы данных, в которой хранится вся необходимая информация и структура каталога. Модуль отображения разделов каталогов в виде групп определенного списка позиций каталога в соответствии с параметрами, заданными в модуле управления.
Выбор данных для отображения информации в конкретной группе, формирование самих групп осуществляются путем манипулирования запросами к БД с использованием языка SQL.
Для отображения выбранной информации из БД применяется соответствующий XSL-шаблон, который должен быть подготовлен и помещен в информационное хранилище. В случае, если такой шаблон не задан, то по умолчанию используется табличное отображение результатов обработки запроса.
Информация о структуре каталога и о каждой группе ресурсов расположена в виде отдельных «страниц каталога», связанных между собой определенной структурой.
Для реализации предложенных решений использован язык Java, технология Java Server Page, а также скриптовые языки, которые могут работать как на серверной, так и на клиентской стороне.
В качестве СУБД возможно использовать Oracle или MySQL.
Заключение
Предложенные алгоритмы организации метаданных базируются на основе технологии XML, что позволит в конечном итоге обеспечить интероперабельность информационных ресурсов за счет совместимости с общепринятыми стандартами данных, такими, как DC и LOМ. Такие наборы метаданных соответствуют стандартам и технологиям обучения, предложенным глобальным образовательным консорциумом (IMS), что позволяет в процессе разработки систем дистанционного обучения ориентироваться на принятые во всем мире принципы стандартизации в области открытого образования.
Разработанный программный комплекс обеспечивает реализацию следующих возможностей:
- Использование браузера на ПК конечных пользователей без необходимости установки дополнительного ПО.
- Возможность проигрывания богатого, мультимедийного контента, включая контент, использующий Flash-технологию.
- Модульный, развивающийся сервис с новыми возможностями, добавляемыми по мере его эксплуатации (включая новые типы контента и функциональные возможности среды обучения).
- Высокая производительность и масштабируемость, ориентированная на дифференцированное обслуживание обучаемых.
- Максимально эффективное использование имеющейся телекоммуникационной среды, доступной для образовательных учреждений.
- Совместимость по контенту с другими системами поддержки электронного обучения.
Библиографический список
- Бричковский В.И., Красовский В.И., Остапенко М.С. Создание и поддержка коллекций образовательных ресурсов в информационных сетях на основе алгоритмов извлечения информации // Материалы третьей Международной конференции «Информационные системы и технологии» – Минск, 2006 стр. 168-172.