ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКОЛОГИИ

Шумская Элина Николаевна
БМКОУ СОШ №1 г.Екатеринбург
учитель
Shumskaya Elina Nikolaevna
School №1 of Ekaterinburg
teacher

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шумская Э.Н. Внеурочная работа по русскому языку при изучении лексикологии // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/12/5744 (дата обращения: 19.04.2024).

Изучение раздела «Лексикология» в курсе русского языка 6 класса невозможно без привлечения энциклопедического наследия В. И. Даля. И хотя тематическое планирование не обязывает учитывать вклад известного русского лексикографа, писателя, врача, ученого, автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка», не обратиться к научным и художественным трудам, которые изучаются в курсе истории и теории языка, русской диалектологии, устного народного творчества и литературы XIX века, невозможно. Знаменательным является и тот факт, что в 2011 году исполняется 210 лет со дня рождения В. И. Даля.
Привлечение дополнительных материалов к урокам по лексикологии и фразеологии продиктовано интересом учащихся к изучению синонимов и антонимов, диалектных и устаревших слов русского языка, а также необходимостью расширения информационного поля знанием устойчивых сочетаний. Изменение культурной парадигмы привело к тому, что многие тексты, будучи хорошо известными и понятными многим поколениям людей, жившим в XX веке, совершенно лишены смысла для современных школьников. Учителя сталкиваются с проблемами при изучении диалектизмов и устаревших слов: учащиеся не видели фильмы и не читали книги, где диалектное слово или историзм живет «естественной жизнью» в своем окружении. Им сложно представить, что могут означать слова «десница» и «шуйца», и в какой период истории языка они были общеупотребительными, а в какой – устарели. Все это обусловило подготовку и проведение внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе на тему «Небывалое в былом или Былое в небывалом? (В гостях у В. И. Даля)».
Необходимо отметить, что объем и состав отводимого на рассмотрение материала корректировался и изменялся под влиянием интересов школьников: на подготовительном этапе одни учащиеся искали интересные биографические факты, малоизвестные тексты, интересные для анализа языковые явления; другие учащиеся производили отбор; третьи предлагали формы организации познавательной деятельности. Определенную роль при отборе содержания мероприятия сыграл и программный материал по литературе – именно в шестом классе изучается мифологическая и фольклорная картины мира у разных народов, что в окончательном варианте сценария было реализовано в инсценированной импровизации по мотивам книги Даля «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа».
Тема: Небывалое в былом или Былое в небывалом?
(В гостях у В. И. Даля)
Цели: 1. способствовать развитию потребности в разностороннем и полном охвате программного материала, в самостоятельном поиске, анализе и отборе информации, ее комбинировании и представлении;
2. обогащать представления учащихся о способах и возможностях освоения знаний, умений и навыков, развивать организаторские качества;
3. содействовать реализации индивидуальных задатков и способностей.
Вид деятельности: проблемно-поисковая, познавательная, творческая.
Форма организации деятельности: филологическая гостиная, викторина, инсценирование.
Материалы и оборудование: мультимедийный комплекс, презентация Microsoft PowerPoint, фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», иллюстрирующие отношение к фольклору как к источнику народной мудрости и богатства и разнообразия языковых форм, музыкальное сопровождение, реквизит сценок.
Ход мероприятия:
1. Объявление темы и целей мероприятия. (Здесь и далее – сопровождение презентацией: фото и иллюстрациями к разным периодам жизни В. И. Даля).
2. Ведущие:
– Сегодня наша гостиная открыла свои двери тем, кто не равнодушен к слову, кто говорит и осознает значение произнесенного, и кому этих слов мало, кто хочет овладеть языком в совершенстве…
– Один из героев классической русской литературы сказал: «Для меня невозможного мало…». Пусть наша встреча пройдет под этим девизом, и мы обогатим свой словарный запас, раздвинув границы возможного.
– А объединил нас всех здесь сегодня… Отгадайте, кто? Эта стихотворная загадка была подготовлена учащимся 6 класса специально для вас:
Хирург талантливый, чиновник по особым порученьям…
Но средь филологов другим он знаменит:
Словарь толковый языка Живого
(В нем 200 тысяч слов) ему принадлежит…
– Владимир Иванович Даль. В этом году исполняется 210 лет со дня рождения известного ученого и писателя. Каким он был?
3. Сообщение-презентация «Биография В. И. Даля» (В. И. Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Морской офицер, врач, писатель, он исколесил русскую землю вдоль и поперек. Прожил 71 год. Из них 50 лет отдал изучению родного языка. Собирание слов – главное дело его жизни. В своем словаре Даль объяснил более двухсот тысяч слов. Наряду с лексикой литературного языка первой половины XIX века здесь представлены областные слова, терминология разных профессий и ремесел. Кроме толкования значения слов словарь Даля включает тридцать тысяч пословиц). Особое внимание уделяется Словарю и толкованию устаревших (старославянизмов) и диалектных слов, используется раздаточный материал.
4. Учащиеся, подготовившие сообщение и презентацию, знакомят присутствующих с книгой В. И. Даля «Пословицы русского народа», обучают толкованию пословиц. (Даль утверждал, что пословица состоит из двух частей: общего суждения и из толкования). Задают вопросы:
- Как растолковать смысл пословиц «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка», «от пословицы не уйдешь»?
- О чем поговорки «Без труда не выловить и рыбку из пруда» и «Работа дураков любит» (пословицы противоречивы, потому что они порождались разными жизненными обстоятельствами)?
- Каков смысл пословицы «Не выноси сор из избы» и как ей следовать, если воспринимать буквально? (В сборнике В. И. Даля есть рассказ о том, как крестьяне раньше обходились с сором в избе – «Крестьяне copy не метут на двор или улицу, а мечут в печь, когда затопят ее, потому что по copy, как по следу, знахарь может наслать порчу»).
- Что знаменует собой поговорка «собаку съел», и есть ли у нее продолжение? (Даль напоминает нам, что существовала пословица: «собаку съел, а хвостом подавился», смысл которой заключается в том, что человек с трудным делом справился, а на пустяке споткнулся).
- Что создает «лад и склад» в пословицах? Например, в таких: «не под дождем, подождем», «Годы не уроды»?
5. Ведущие:
– Да, изучать наследие В. И. Даля не только интересно, но еще и полезно. Вот только…
– Что?
– Меня завтра спрашивать будут по литературе. О славянской мифологии… Я пошел готовиться.
– Не торопись, В. И. Даль долгое время изучал поверия и суеверия русского народа, так что о домовых, знахарях, оборотнях, ведьмах и ведуньях ты узнаешь, не сходя с этого места.
6. Инсценированная импровизация, навеянная книгой Даля «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа». «Ночь перед экзаменом». (Две ученицы безуспешно пытаются за ночь выучить персонажи русского фольклора, одна из них предлагает устроить спиритический сеанс, чтобы воочию увидеть представителей темных и светлых сил… Перед ними по очереди предстают Домовой, Ведьма, Знахарка-ведунья и Привидение (персонажи выбраны в соответствии с материалами Даля, при желании можно выбрать другие).
Домовой заводит разговор о приметах – учащиеся выражают свое скептическое отношение к ним, и тогда Домовой показывает мультик, задает вопросы о приметах, дарит книгу, где они записаны, и угощает всех печеньем с «неожиданностями» – солью, перцем, горохом и т. д.
Ведьма прилетает на метле и прорицает будущее: из берестяного туеска с песком любители погадать извлекают: денежку – к богатству, колечко – к замужеству, гвоздик – к уколам судьбы, пилюлю – к поправке здоровья, деревянную щепку или ключик – к новому дому или переезду…
Знахарка показывает книгу Судеб, раздает заговоры на богатство и любовь, дарит травяные снадобья, а потом собирает за все свои дары по монетке и складывает их в копилку.
Привидение вихрем влетает в зал, пугает своим видом присутствующих и в Неподкупное зеркало показывает всем желающим их истинную сущность. Когда оно улетает, гаснет свет, а когда вновь зажигается, школьницы дают обещание готовиться к уроку заранее, а не в последний момент.
7. Подведение итогов. Заключительное слово о необходимости для современного школьника обладания широким информационным полем, примером чего может послужить деятельность Владимира Ивановича Даля.


Библиографический список
  1. Бессараб М. Я. Владимир Даль – М.: Московский рабочий, 1968. – 264 с.
  2. Бессараб М. Я. Владимир Даль: Книга о доблестном гражданине России и великом борце за русский язык – М.: Современник, 1972. – 288 с.
  3. Булатов М. А., Порудоминский В. И. Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале – М.: Детская литература, 1966. – 224 с.
  4. Грот Я. К. Воспоминания о В. И. Дале (С извлечением из его писем) // Грот Я. Воспоминания о В. И. Дале и П. П. Пекарском. СПб., 1873. С.41
  5. Даль В. Повести и рассказы. – М., 1983.
  6. Даль В. Пословицы русского народа, тт. 1-2. – М., 1984.
  7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. – М., 1978 (репринт изд. 1880 –1884).
  8. Матвиевская Г. П., Зубова И. К. Владимир Иванович Даль, 1801–1872 / Отв. ред. д-р биол. наук Э. Н. Мирзоян. Российская академия наук – М.: Наука, 2002. – 224 с.
  9. Порудоминский В. И. Даль – М.: Молодая гвардия, 1971. – 384 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «elastica»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация