ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО МОНИТОРИНГА СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

Гаглоев Сослан Таймуразович

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гаглоев С.Т. Проблема международного мониторинга соблюдения прав человека в постсоветских государствах // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/12/5718 (дата обращения: 21.03.2024).

Одной из значимых тенденций развития международных отношений в современном мире, их правовой составляющей, является усиление роли международных неправительственных организаций в мониторинге ситуации с правами человека в различных странах мира. В связи с этим необходимо заметить, что проблема международного мониторинга прав человека является одной из важных составляющих эволюции политических систем в странах СНГ на современном этапе их развития. Обращаясь к вопросам мониторинга прав человека в странах бывшего СССР, необходимо отметить, что процесс становления постсоветских государственностей на рубеже XX-XXI вв. изначально сопровождался попытками национальных элит Украины, Азербайджана и Казахстана обозначить свою приверженность «общечеловеческим ценностям» и европейской модели прав человека. Более того, легитимация правящих режимов трех указанных государств протекала в условиях резкого усиления внимания к правам человека на постсоветском пространстве со стороны международного сообщества . Начиная с первой половины 1990-х гг., на территории Украины, Азербайджана и Казахстана активизировалась деятельность зарубежных организаций, специализирующихся в сфере мониторинга прав человека.

Сегодня в отечественной и зарубежной науке существуют различные определения «мониторинга прав человека». На наш взгляд, приемлемым может выступать интерпретация, предлагаемая Хельсинкской федерацией прав человека: «мониторинг прав человека – это запланированное, систематизированное, проводимое по принятой схеме исследование выбранного участка общественной действительности с целью достижения изменений без применения насилия» .
Возросший интерес к проблематике прав человека в постсоветских государствах был обусловлен, как представляется, тремя ключевыми моментами. Во-первых, заинтересованностью международного сообщества (прежде всего, европейских стран и США) в независимой оценке ситуации на постсоветском пространстве, в получении подробной информации о социально-политических процессах, протекающих в странах СНГ, специфике и динамике посткоммунистических трансформаций в этих странах. Во-вторых, открывшейся для международного сообщества возможностью использовать информацию о правах человека (в особенности, их нарушениях) на постсоветском пространстве в инструментальных целях: как один из механизмов политического (в том числе, геоэкономического) давления на правящие режимы. В-третьих, постсоветские политические элиты первоначально стремились к активному сотрудничеству с международными правозащитными организациями с целью продемонстрировать свою открытость, движение к правовому государству и приверженность курсу на сотрудничество с США и европейскими государствами.
Среди организаций, которые в последнее десятилетие регулярно отслеживают ситуацию в области прав человека на постсоветском пространстве, присутствуют такие общеизвестные, как Международное общество прав человека, Human Rights Watch, Freedom House, Международная ассоциация по защите свободы слова, Международная амнистия, Репортеры без границ, Международная Хельсинкская федерация и ряд других неправительственных структур. Не менее важный аспект осуществления международного мониторинга прав человека в странах бывшего СССР связан с периодической деятельностью наблюдателей, представляющих международные политические организации (ПАСЕ, СНГ и др.) и отдельные государства.
Характеризуя специфику осуществления мониторинга прав человека на постсоветском пространстве, можно выделить две его разновидности. Первая (представленная такими крупными международными организациями, как Freedom House, Нuman Rights Watch и др.) предполагает фактически непрерывное наблюдение за динамикой прав человека в различных сферах общества. То есть, представляет собой «широкий» спектр исследований и аналитических процедур, позволяющий выявить основополагающие тенденции политического и социально-экономического развития постсоветских государств, и параллельно – диагностировать обширный комплекс проблем в сфере соблюдения прав человека. Специфика указанного типа мониторингов проявляется в двух моментах: в их нацеленности на обобщенные оценки (отображением которых служат общеизвестные «рейтинги», ранжирование стран по тем или иным показателям), а также в том, что они, претендуя на комплексность, тем не менее, отличается внутренней диспропорциональностью: акцент делается преимущественно на политические права человека, от которых и зависит итоговая «оценка» ситуации в конкретной стране. При этом вынесенными на второй план оказываются проблемы с соблюдением социальных, экономических и культурных прав человека.
Вторая (профильный, «узкий мониторинг») разновидность мониторингов также характеризуется периодичностью, но связана с соблюдением прав человека в определенной сфере (характерный пример: соблюдение политический прав граждан в день голосования). По нашему мнению, профилизация мониторингов, хотя и не позволяет отразить полной картины в сфере прав человека, тем не менее, обладает существенным полюсом в виде более детального изучения ситуации, которая складывается в рамках функционирования отдельных социально-политических институтов, затрагивает конкретные права и свободы человека (например, свободу слова, свободу вероисповедания и т.д.).
Международные мониторинги прав человека на постсоветском пространстве выполняют важную функцию, т.к. являются важным элементом поэтапного становления гражданского общества в этих постсоветских государствах. Следовательно, результаты таких мониторингов могут содействовать оптимизации государственной политики прав человека, в том числе и через выявление наиболее существенных «проблемных точек» в данной сфере.
Однако, первоначально деятельность международных правозащитных организаций рассматривалась и международным сообществом (главным образом, европейскими государствами и США), и постсоветскими государствами не только в контексте реализации их прямой функции – содействовать обеспечению прав человека – но и в инструментальном политическом ключе. Для первых международные правозащитные структуры представляли собой дополнительные ресурс воздействия на внутриполитические процессы и внешнеполитический курс Украины, Азербайджана и Казахстана. Постсоветские элиты этих республик воспринимали присутствие международных организаций как необходимый элемент собственной внешнеполитической легитимации, возможность продемонстрировать приверженность европейским политико-правовым ценностям. В этих условиях международные мониторинги прав человека на постсоветском пространстве обрели политико-ситуативные (отчасти, конъюнктурные) черты. Ситуация с правами человека в Украине, Азербайджане и Казахстане нередко анализировалась не комплексно (с учетом оценки социальных, экономических, культурных факторов), а преимущественно по формально-политическим признакам.
Другими словами, особенность данного политического пространства не позволяет в полной мере мониторингу прав человека осуществлять все свои конструктивные функции. Так, основными проблемами, препятствующими проведению эффективных международных мониторингов в трех рассматриваемых постсоветских государствах (в меньшей степени – в Украине, в большей – в Азербайджане и Казахстане), является закрытость политико-административных практик власти, непрозрачность отдельных государственных структур (в особенности правоохранительной системы), а также неготовность национальных правительств учитывать результаты мониторингов, использовать их в качестве информационно-аналитического потенциала оптимизации государственной политики в сфере прав человека.
Таким образом, можно констатировать, что повышение эффективности и действенности мониторингов в сфере прав человека в Украине, Азербайджане и Казахстане – это взаимно направленный процесс, в основе которого лежит диалог и системное сотрудничество национальных правительств с международными правозащитными организациями. Соответственно, международные организации, осуществляющие процесс мониторинга в сфере прав человека должны активнее вовлекать в свою деятельность представителей политической элиты в странах постсоветского пространства не только в целях получения более объективной информации, но и для повышения продуктивности дальнейшей оптимизации государственной политики в сфере уважения и соблюдения прав человека.


Библиографический список
  1. Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность: науч. изд. /А.С. Автономов. – М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое литературное обозрение, 2009.
  2. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.
  3. Гладышева Л.А. Конфуцианская модель прав человека как нравственно-воспитательная система // Современные проблемы юридической науки. Материалы V Международной научно-практической конференции молодых исследователей (Южно-Уральский государственный университет, 6-7 мая 2009 г.) . – Челябинск: ООО “Полиграф-Мастер”, 2009, Ч. I. – С. 8-9
  4. Глухарева, Л. И.Российская и европейская модели прав человека [Текст]: основы для интеграции /Л. И. Глухарева.//Проблемы европейской интеграции. -СПб. : Астерион, 2007. -С. 20 – 29;
  5. Доклад Госдепартамента о правах человека в разных странах вызвал ответную реакцию. – 12.04.2011. -http://zakonvremeni.ru/news/13-3-/4444-doklad-gosdepartamenta-o-pravax-cheloveka-v-raznyx-stranax-vyzval-otvetnuyu-reakcziyu.html
  6. Доступ к правосудию: Резолюции и рекомендации Комитета министров Совета Европы по вопросу облегчения доступа к эффективному и справедливому правосудию. Страсбург, 1996.
  7. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
  8. История философии права. Под ред. Керимова Д. А. – СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. -с.14
  9. Итоговый отчёт Дополнительного совещания по человеческому измерению ОБСЕ «Правозащитники и национальные институты по правам человека: законодательные, государственные и негосударственные аспекты» (Вена, 30-31 марта 2006 г.). – С.3. – http://www.osce.org/ru/odihr/18961
  10. Малиновский А.А. Злоупотребление правом (основы концепции). М., 2000.
  11. Международный билль о правах человека, Нью-Йорк, 1995
  12. Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными органами по правам человека.
  13. Права человека в СНГ и Балтии. Бюллетень Human Rights Watch №1 (март 2007 г.). – http://www.hrights.ru/sng/sng-bul1.htm
  14. Пугачев В.И., Соловьев А.И. Введение в политологию – М.,2001.
  15. Утяшев М.М. Социальная ценность прав человека// Проблемы обеспечения прав человека в современных условиях. Уфа, 2000.
  16. Что такое мониторинг? (По материалам Польского Хельсинкского Фонда по Правам Человека). – 05.12.2000. – http://www.khpg.org/index.php?id=976004331
  17. Шульженко Ю.Л. О понятии «правовоя охрана Конституции»// Государство и право. 2002 №7.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Yana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация