РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ БЛАГОПРИЯТНОЙ БИЗНЕС-СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ

Галинская Н.Н.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Галинская Н.Н. Разработка организационной структуры и механизма управления формированием благоприятной бизнес-среды в Республике Адыгея // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/11/5460 (дата обращения: 29.03.2024).

Первым этапом в данном направлении является выделение различных, с управленческой точки зрения, подсистем. В настоящем исследовании предлагается рассматривать следующие их виды:

1)        подсистема целеполагания, представляющая собой важнейшую составную часть реализации мониторинговой концепции региональной системы формирования благоприятной бизнес среды;

2)        выработки управленческих решений;

3)        реализации и поддержки решений;

4)         информационная подсистема;

5)        подсистема анализа;

6)        подсистема аккумулирования потенциала региона;

7)        подсистема реализации и контроля мероприятий;

8)      подсистема организации и координации структур регионального управления и мониторинга.

В своей работе отдельные составляющие данной подсистемы тесно взаимодействуют с другими подсистемами, чем определяется их особая роль в предлагаемом подходе к управлению состоянием бизнес среды региона. Разнородность задач вызывает необходимость включения в данную подсистему различных подразделений организационной структуры органов управления субъектом Федерации (в данной работе приводятся применительно к Республике Адыгея, в других субъектах РФ может быть адаптировано на основе анализа аналогичных существующих структур), принадлежащим в иерархической структуре управления разным министерствам, управлениям, комитетам:

- управление информации и документации,

- территориальный орган Федерального агентства государственной статистики,

- фонд имущества РА,

- департамент федеральной службы занятости населения,

- лицензионно-регистрационная служба РА,

- Комитет РА по земельным ресурсам и землеустройству,

- отдел экономики и финансов и др.

Функциональное наполнение выделенных в рамках рассматриваемой системы блоков систематизировано в табл. 1.

Таблица 1. Систематизация функций элементов системы формирования бизнес среды в регионе

 

Наименова-ние блока системы Наименование элемента системы Характеристика функций
1 Подсистема целеполага-ния Адыгейское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, аппарат Президента РА, Министерства экономического развития и торговли, финансов, труда и социального развития, управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по РА, территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РА Формирование стратегичес-ких ориентиров развития региона, включающих, наряду с экономическими, социальные, экологические цели; определение принципов и методов регулирования социально-экономической сферы; разработка  программ социально-экономического развития, промышленной и инвестиционной политики, инфраструктуры, поддержки предпринимательской деятельности;
2 Подсистема выработки управленче-ских решений Кабинет Министров Республики Адыгея, Комитет по инвестициям и внешнеэкономической деятельности РА в сфере инвестиционной политики, Министерство Финансов РА в сфере формирования схем распределения бюджетных средств, Министерства образования и науки РА, экономического развития и торговли РА Разработка и реализация государственной политики в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг, регулирование рынка потребительских товаров и их поставок по территориям Республики Адыгея, товарообмена с другими регионами Российской Федерации; разработка инвестиционной политики, разработка схем распределения бюджетных средств, Увязка программ государственной поддержки малого предпринимательства с федеральными программа-ми и прогнозами социально-экономического развития Республики Адыгея
3 Подсистема реализации и поддержки решений Адыгейское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, отдел малого предпринимательства Министерства экономического развития и торговли РА, торгово-промышленная палата РА, Фонд поддержки малого предпринимательства и др Обеспечение эффективного использования средств федерального, республиканс-кого и местного бюджетов, направляемых на стимулиро-вание и развитие малых предприятий, оказание мето-дической помощи экономии-ческим службам муници-пальных образований  горо-дов и районов республики  и предпринимателям в разра-ботке целевых  программ, бизнес-планов, обеспечение участия субъектов предпри-нимательства в  реализации государственных программ и проектов в области бизнеса
4 Информационная подсистема Управление информации и документации,территориальный орган Федерального агентства государственной статистики,фонд имущества РА,департамент федеральной службы занятости населения,лицензионно-регистрационная служба РА,Комитет РА по земельным ресурсам и землеустройству,

отдел экономики и финансов и др

пропагандистско – разъясни-тельная и информационная работа, направленная на демонстрацию экономии-ческой и социальной значимости предпринима-тельства, формирование позитивного общественного мнения и вовлечение широких слоев населения в предпринимательскую дея-тельность, популяризацию мер государственной поддержки малого предпри-нимательства, обеспечение процедур выработки и обоснования управленческих решений, учет и обобщение мнений субъектов предпри-нимательства путем прове-дения исследований, обеспе-чение своевременного дове-дения до субъектов предпринимательства норма-тивных документов Федер-ального и регионального уровня.
5 Подсистема анализа Министерство экономического развития и торговли,  Комитет Республики Адыгея по делам печати, информации и общественно-политическому прогнозированию общий анализ социально-экономического состояния Республики Адыгея, результаты исполнения регионального бюджета и пр., построение формализован-ных моделей экономического развития региона в целом и различных отраслей, в частности, и формирование на их основе различных сценариев развития эконо-миической системы региона
6 Подсистема аккумулиро-вания потенциала региона Кабинет Министров Республики Адыгея, Министерство Финансов РА, Министерство экономического развития и торговли,  Комитет по имущественным отношениям,  Комитет РА по земельным ресурсам и землеустройству,отдел экономики и финансов Определение инвести-ционной политики, в том числе мер по стимулированию инвестиции-онной активности, привле-чению и регулированию инвестиций, отбор инвести-циионных проектов, осущест-вляемых за счет респуб-ликанского бюджета Респуб-лики Адыгея и федерального бюджета; подготовка матери-ально-экономической базы развития бизнеса в регионе; разработка предложений  о  предоставлении  субъектам предпринимательства в аренду или собственность нежилых помещений, земельных участков и не завершенных строительством объектов, разработка и организация осуществление мер по созданию инфраст-руктуры поддержки предпри-нимательства в целях полу-чения субъектами предприни-мательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологи-ческой  и иной информации и обмена между ними такой информацией
7 Подсистема реализации и контроля мероприятий Адыгейское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, отдел малого предпринимательства Министерства экономического развития и торговли РА, торгово-промышленная палата РА, Фонд поддержки малого предпринимательства,Центр стандартизации, метрологии и сертификации, территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РА анализ состояния предпринимательства и бизнес среды в Республике Адыгея в разрезе отраслей деятельности и территорий по объему выпускаемой продукции, выявление тен-денций развития отдельных отраслей предпринима-тельства, причин, сдерживающих его развитие.
8 Подсистема организации и координации структур регионального управления и мониторинга Министерство Финансов РА, Министерство экономического развития и торговли,  Комитет по имущественным отношениям,  Комитет РА по земельным ресурсам и землеустройству, отдел экономики и финансов, Комитет Республики Адыгея по делам печати, информации и общественно-политическому прогнозированию совершенствование системы управления на малых предприятиях, повышение квалификации руководиелей, специалистов и персонала; разработка и реализация мер по обеспечению занятости, нормальных условий труда и социальной защиты работни-ков, реализация способности системы мониторинга в обеспечении выработки, принятия и поддержки управленческих решений по управлению формированием региональной бизнес среды; подстройка под конкретные условия среды (внутренней, внешней, изменения в целях регионального развития, сформированные подсис-темой целеполагания, учет и обобщение мнений субъектов малого предпринимательства путем проведения монито-ринга.

Таким образом, предлагаемая организационная структура реализации предлагаемого подхода к повышению эффективности региональной экономики посредством формирования благоприятной бизнес среды позволяет обеспечить возможность управления региональным развитием на основе стимулирования бизнес процессов.

Распределение информационной нагрузки между уровнями системы обусловлено спецификой состояния современного регионального рынка, который  характеризуется низким уровнем монополизации.

На нем преимущественно представлены малые, средние предприятия и частные предприниматели. Однако реализация стратегического плана развития экономики региона и проведение оценки тенденций и перспектив формирования благоприятной среды требуют значительных финансовых затрат, которые непосильны для представителей малого и среднего бизнеса.

Эффективная реализация стратегического подхода к управлению формирования благоприятной бизнес-среды во многом зависит от качества информационного обеспечения субъектов системы на всех ее уровнях.

Сложность, подвижность и неопределенность внешней среды определяет необходимость использования диагностических систем, основанных на организационной гибкости и планировании с учетом непредвиденных обстоятельств. В связи с этим, диагностика по слабым сигналам является незаменимым инструментом стратегической диагностики и широко применяется в практике. Одним из наиболее целесообразных направлений организации информационного обеспечения является мониторинг.

Перспективы развития экономики региона во многом будут зависеть от того, насколько успешно специалисты – практики овладеют методами управления информационными процессами,  средствами производства, накопления, обмена, анализа, переработки и практического использования информации в целях достижения общественно значимых результатов.

Таким образом, предлагаемая организационная структура реализации предлагаемого подхода к повышению эффективности региональной экономики посредством формирования благоприятной бизнес среды позволяет обеспечить возможность управления региональным развитием на основе стимулирования бизнес процессов.

Распределение информационной нагрузки между уровнями системы обусловлено спецификой состояния современного регионального рынка, который  характеризуется низким уровнем монополизации.

На нем преимущественно представлены малые, средние предприятия и частные предприниматели. Однако реализация стратегического плана развития экономики региона и проведение оценки тенденций и перспектив формирования благоприятной среды требуют значительных финансовых затрат, которые непосильны для представителей малого и среднего бизнеса.

Эффективная реализация стратегического подхода к управлению формирования благоприятной бизнес-среды во многом зависит от качества информационного обеспечения субъектов системы на всех ее уровнях.

Сложность, подвижность и неопределенность внешней среды определяет необходимость использования диагностических систем, основанных на организационной гибкости и планировании с учетом непредвиденных обстоятельств. В связи с этим, диагностика по слабым сигналам является незаменимым инструментом стратегической диагностики и широко применяется в практике. Одним из наиболее целесообразных направлений организации информационного обеспечения является мониторинг.

Перспективы развития экономики региона во многом будут зависеть от того, насколько успешно специалисты – практики овладеют методами управления информационными процессами,  средствами производства, накопления, обмена, анализа, переработки и практического использования информации в целях достижения общественно значимых результатов.


Библиографический список
  1. Гапоненко Л.А. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. – М.: РАГС, 2001.
  2. Гранберг А.Г. Разработка стратегии территориального развития и региональной экономической политики Российской Федерации // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2001. № 3.
  3. Кетова Н.П. Региональная экономика / Н.П. Кетова. – Ростов н/Д: Гефест, 1998. – 175 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Natasha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация