Атмосфера творчества, которая утверждается во всех областях жизни общества, оказывает благотворное влияние на школу, стимулирует учительский поиск, пробуждает активность и интерес учащихся к учению.
«Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нём есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества» (К.Д. Ушинский).
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных предметных областях подтвердила мысль о том, что творческое мышление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным развитие как отдельной личности, так и человечества в целом.
Как правило, учителю литературы отводится особая роль в создании нравственного микроклимата класса и школы.
Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу и призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература.
Одним из основных видов творческих работ является сочинение. Эта работа учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в сочинении, в формулировке его темы, в изложении своих переживаний, намерений и суждений проявляются творческие способности учащихся.
Немаловажная роль на уроках литературы и русского языка отводится организациям творческих мастерских в форме литературной гостиной, тематических вечеров, авторских вечеров музыки, поэзии, встреч, бесед с интересными людьми и специалистами. Так, ребята проявляют активную заинтересованность в изучении поэзии А.Ахматовой, Б.Ахмадуллиной, Б.Окуджавы идр., после проведения на наших уроках творческих мастерских, посвященных жизни великих авторов и их творениям.
К лейтмотивам уроков русского языка и литературы следует отнести творческие зачеты. Например, творческий зачет по произведениям АЛ. Чехова, цель которого заключалась в помощи ученикам проникнуть в духовный мир Чехова – человека, Чехова – писателя, раскрыть его литературно-эстетические взгляды и идеалы, расширить художественный кругозор старшеклассников, привлекая внепрограммные произведения писателя и его современников – композиторов и художников.
Обратимся к программе зачета:
- Литературно-эстетические взгляды Чехова.
- Мобильные поэты и писатели Чехова.
- Музыка в жизни и творчестве Чехова. Чехов и Чайковский.
- Что поют герои Чехова.
- Чехов и Левитан.
- Инсценировка чеховских произведений (2 произведения). Выразительное чтение («Письмо к ученому соседу», «Юбилей»).
- В мире мудрых мыслей Чехова.
- Тематические альбомы, иллюстрации к произведениям Чехова.
- Чехов в воспоминаниях современников.
- Юмористические рассказы учащихся.
- Викторина.
Для понимания эстетических взглядов Чехова большое значение имеют его интересные и значительные высказывания об искусстве и литературе, театре и игре актеров. Особенно интересны в этой связи выступления учащихся, подготовивших зачет по теме «В мире мудрых мыслей», на примерах отдельных «аксиом», сравните:
- Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.
- Писатель должен много писать, но не должен спешить.
- Кто хочет писать, изображать людей и жизнь, должен ее знать и постоянно лично, а не по книгам изучать.
- …художественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. Только то прекрасно, что серьезно.
- Искусство тем особенно и хорошо, что в нем нельзя лгать…
- Краткость – сестра таланта…
- Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни.
- В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…
- Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
- Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
- Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
- Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
- (Об учителях) Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.
Любопытными, на наш взгляд, являются подведения итогов подобных творческих зачетов. Так, на рассмотрение учащихся выдвигаются подготовленные доклады их товарищей. Ребята пытаются дать оценку отдельным выступлениям, аргументировано делают выводы, бывают категоричны в своих суждениях – все это служит объективной оценкой ответов учащихся и позволяет в целом подвести итоги творческого зачета.
Таким образом, одна из важных задач обучения – развитие литературно-творческих задатков, речевого творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи. Как видим, именно русский язык и литература призваны научить ребят умению мыслить творчески.
Библиографический список
- Доманский Ю.В. Статьи о Чехове. – Тверь, 2001. URL: http://www.my-chekhov.ru/kritika/domansky/content.shtml
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: Рад. шк” 1985.-557 с.
- Ушинский К. Д. Изб. Пед. соч.: В 2-х т. ГОСУЧПЕДГИЗ. Мин Просв. РСФСР. М.: 1953. Т.1.
Автор статьи затронул актуальную тему и на сегодняшний день, действительно на уроках литературы и русского языка ребята учатся говорить и высказывать свои мысли и чувства, вокруг нас есть талантливые дети, стесняющиеся сказать об этом, а творческие задания – хорошее подспорье учителю. Здесь важную роль(и на это сделан акцент в статье) играют правильно подобранные задания, которые помогут ребятам раскрыться, преодолеть стеснение и автор на конкретных примерах это доказывает.