Потребность в специалистах в области информационных технологий растет неуклонно. В течение последних лет в Росси наблюдается ситуация кадрового голода. Эта ситуация характерна как для бюджетной сферы, так и для коммерции. Практически все технические вузы выпускают IT –специалистов. Набор по соответствующим специальностям растет, однако в ближайшее время разрыв между потребностью общества в таких специалистах и предложением на рынке труда будет только увеличиваться. Информатизация стала неотъемлемой частью всех сфер жизни. Необходимость информатизации общества отмечена и на правительственном уровне. В ближайшее время все федеральные органы исполнительной власти должны будут перейти на электронное межведомственное взаимодействие.
В чем же специфика подготовки специалистов в области информационных технологий? Из опыта организации образовательного процесса можно отметить несколько ключевых аспектов:
– оснащенность.
– соответствие учебных программ современным требованиям
– квалификация преподавателей специальных дисциплин
– взаимодействие с работодателями
Оснащенность оборудованием в современном техническом вузе, а это в основном компьютеры, соответствует современным требованиям. В нашем вузе хорошо налажена техническая поддержка компьютеров во всех аудиториях. Очень часто эта работа выполняется студентами профильных кафедр, что позволяет получать дополнительные навыки поддержки компьютеров. Пока, к сожалению редко можно встретить специализированные комплексы и стенды. Такое оборудование можно использовать при изучении специальных курсов, к примеру – сетевые технологии, защита информации, проектирование компьютерных сетей и т.д. Другая сторона вопроса оснащенности – современное программное обеспечение. Вот далеко неполный список программного обеспечения, используемого на кафедре информатики и прикладной математики:
- Microsoft Office 2007: Word, Excel, Access, PowerPoint, Outlook, Project, Visio, SharePoint Designer;
- Microsoft SQL Server 2008;
- IBM Rational;
- 1C Предприятие 8.0 (учебная версия);
- Total Commander;
- Amaya;
- Borland Developer Studio 2006;
- FileZilla FTP Client;
- Microsoft .NET Framework SDK v1.1;
- Microsoft Visual C++ 2008 Express Edition;
- Microsoft Visual Basic 2008 Express Edition;
- Microsoft Visual C# 2008 Express Edition;
- Microsoft Visual Web Developer 2008 Express Edition
- Oracle VM VirtualBox;
- Scilab-4.1.2 (5.2.2);
- Windows PowerShell 1.0;
- Adobe Reader 9;
- Photoshop Portable;
- pgAdmin III 1.8;
- PostgreSQL 8.4;
- Far Manager 2;
- PortTunnel;
- Eureka.
Список представляет широкий спектр ПО, что позволяет получить студентам практические навыки в различных областях информационных технологий. Перечислим некоторые из них:
- Программирование,
- Базы данных,
- Компьютерная графика,
- Математическое моделирование,
- Интеллектуальный анализ данных,
- Интернет-технологии
- Мультимедиа-технологии
- Проектирование информационных систем
- Администрирование в информационных системах
- Бухучет в информационных системах
- Информационные системы в управлении предприятием
- Управление данными
Кроме перечисленных выше программных продуктов, установленных на локальных компьютерах, имеется программное обеспечение, установленное на серверах. Это сервер Apashe, СУБД(система управления базами данных) MySQL, программа администрирования MySQL- phpmyadmin. Студенты имеют возможность создавать интернет-сайты и размещать их на http-сервере.
В настоящее время вузы, в частности Казанский национальный исследовательский технологический университет хорошо оснащены специальной литературой. Однако, студенты с каждым годом больше предпочитают электронные источники информации.
Рассмотрим второй аспект - соответствие учебных программ современным требованиям. Информационные технологии развиваются бурными темпами. Учебные программы часто не соответствуют современным потребностям информационного общества. Частично эта проблема решается за счет вузовского компонента. Но в целом учебные программы, как и в прежние годы, ориентированы на подготовку научных кадров, не смотря на то, что большинство студентов(90% и более) не ориентированы на научную или преподавательскую деятельность. Рассмотрим несколько возможных вариантов улучшения данной ситуации:
-
Привлечение специалистов в облати ИТ к разработке образовательных программ
-
Изменение структуры программ в пользу специальных предметов и практических занятий
-
Более частый пересмотр учебных программ
Другой, не менее важный аспект подготовки специалистов – преподавательский состав. Хорошо зарекомендовало себя привлечение преподавателей – практиков, работающих в IT – компаниях и технических отделах предприятий. Таким образом, обучение идет с поправкой на современные требования информационного общества. Все преподаватели регулярно проходят курсы повышения квалификации. В последние годы в Казанском национальном исследовательском технологическом университете многие преподаватели прошли стажировку в других странах. Взят на вооружение опыт передовых зарубежных вузов по организации учебного процесса, методике преподавания дисциплин для IT – специалистов. Особенно интересен опыт университетов США, Германии. Преподаватели, прошедшие стажировку устраивают семинары на кафедрах, тем самым распространяя передовой опыт.
Важной составляющей подготовки IT – специалистов является взаимодействие с работодателем. Студенты должны быть готовы после окончания вуза решать не учебные, а реальные задачи. Поскольку студенты имеют разный уровень подготовки, при составлении заданий важно применять дифференцированный подход. На примере курса “Интернет-технологии”, изучаемом на четвертом курсе, следует заметить, что часть студентов к началу изучения курса имеют большой практический опыт создания или поддержки сайтов. Многим студентам предлагаются индивидуальные задания, сложнее обычных заданий. Распространенной стала практика выполнения дипломной работы у будущего работодателя. Такая работа чаще всего выполняется в рамках проекта компании или предприятия. В последнее время очень часто работодатели сами ищут способных студентов старших курсов. Такое взаимодействие позволяет работодателю заранее присмотреться к будущему сотруднику, а студенту оценить свой реальный уровень практической подготовки.
В решении проблемы подготовки квалифицированных кадров должны принимать участие все заинтересованные стороны – коммерческие и бюджетные организации, нуждающиеся в специалистах IT – сферы, технические вузы, занимающиеся подготовкой студентов, разработчики образовательных программ.
Количество просмотров публикации: Please wait