Конституционно-правовая фикция представляет собой средство юридической техники, при помощи которого конструируется заведомо не существующее положение, признаваемое существующим, и наоборот, закрепляемое в законодательстве и носящее императивный и неопровержимый характер. Конституционно-правовые фикции имеют особое значение в правовой системе любого государства в силу приоритета конституционных правоположений.
Фикции в отрасли конституционного права имеют специфическую природу, отличную от тех, что существуют в иных отраслях права. Они отражают, с одной стороны, волю законодателя, научное познание действительности, с другой стороны – состояние общественного правосознания, черт культуры и традиций.
В настоящее время фикции еще не получили должного внимания в науке конституционного права. При этом актуальность проблемы использования фикций в конституционном праве очевидна, поскольку данная отрасль является ведущей отраслью права, закрепляющей и регулирующей наиболее важные общественные отношения, касающиеся основ общественного строя, государства и правового положения личности.
При исследовании Конституции Республики Беларусь [1] и иных правовых актов, закрепляющих нормы конституционного права, обнаружился целый ряд положений, сформированных при помощи метода правовой фикции («разделение властей», «равенство всех перед законом и судом», «народный суверенитет», «непосредственное осуществление народом своей власти», «территория государства» и т.д.).
Тот факт, что правовые фикции были применены не только при формулировании отдельных норм права, но и при построении конституционных принципов, а также весьма сложных и имеющих большое значение для данной отрасли права институтов, говорит о том, что правовые фикции представляют собой одно из ведущих средств законодательной техники. Конституционные правовые фикции представляют собой тот необходимый нормативный материал, который обеспечивает связанность и эффективность действия всех элементов механизма конституционно-правового регулирования, помогая реализовать букву и дух действующей конституции.
В данной статье будут рассмотрены процессуальные конституционно-правовые фикции, содержащиеся в Конституции Республики Беларусь. До сих пор в рамках отрасли конституционного права такие фикции не выделялись и не рассматривались.
Природа процессуальных правовых фикций в конституционном праве, на наш взгляд, имеет свои особенности. Данные правовые фикции предлагают альтернативные способы осуществления некоторых процедур и применяются, к примеру, для недопущения затягивания законодательного процесса.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 100 Конституции Республики Беларусь «закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным – десяти дней со дня внесения, он не был рассмотрен Советом Республики» [1].
Нетрудно заметить, что нерассмотрение закона верхней палатой Парламента Республики Беларусь – Советом Республики в течение определенного законодательством срока в данном случае искусственно приравнивается к одобрению этого закона Советом Республики большинством от его полного состава. Данная правовая фикция сознательно вводится законодателем с целью недопущения затягивания законодательного процесса из-за отказа либо невозможности рассмотрения законопроекта верхней палатой Национального собрания Республики Беларусь. Законодатель исходит из того, что Совет Республики извещен надлежащим образом о содержании законопроекта и согласен с таким содержанием, хотя в действительности это могло и не иметь места. Без применения правовой фикции невозможным будет дальнейший ход законодательного процесса и окончательное принятие закона.
Аналогичное назначение у правовой фикции, содержащейся в ч. 6 ст. 100 Конституции Республики Беларусь. По общему правилу закон представляется Президенту на подпись в десятидневный срок. Если Президент согласен с текстом закона – он его подписывает. «Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным» [1].
Полагаем, что правовые фикции в приведенных примерах, прежде всего, направлены против недисциплинированности субъектов законотворчества, что выражается в недопущении затягивания или препятствования реализации рассмотрения законопроектов и принятия законов. Однако данное правило содержит исключение: «Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии» [1], что создает определенные гарантии для превращения не соответствующих реалиям, «сырых» законопроектов в законы.
Процессуальная правовая фикция содержится также в ст. 88 Конституции Республики Беларусь. Так, Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Он считается смещенным с должности, если за это решение проголосует не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения [1].
Неопределенность в политическом процессе не может продолжаться бесконечно долго: это создает ряд проблем различного характера, может привести к политическому кризису и обострению социальной напряженности в стране, поэтому, несмотря на фактическое отсутствие решения о смещении Президента с должности, оно считается принятым не в пользу такого смещения.
Таким образом, можно утверждать, что процессуальные конституционно-правовые фикции вносят определенность в политический процесс, способствуют экономии средств и сил, сокращая время на принятие закона либо же являясь своеобразной санкцией за невыполнение субъектами права своих обязанностей. Их закрепление в является очевидной необходимостью, поскольку такие конституционно-правовые фикции устраняют неопределенность в правоотношениях, упрощают подход к сложным правовым явлениям и обеспечивают оптимизацию правовых процедур.
Библиографический список
- Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.