Налоги – основной источник доходов бюджета не только в России, но и зарубежных стран. Как в РФ, так и в зарубежных странах налоги не должны создавать дополнительных препятствий налогоплательщикам, как юридическим лицам, так и физическим лицам.
Налоговые системы каждого государства обладают значительным своеобразием и характерными отличительными чертами, поэтому сказать, что в настоящее время сложилась единообразная система налогообложения нельзя. В каждой стране существуют свои налоговые системы, которые существенно отличаются друг от друга.
Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения, как в России, так и зарубежных странах является достижение оптимальной величины собираемости налогов и сборов. По оценкам ряда экономистов в зарубежных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов в бюджет достигает 93-95%. В российской экономике этот показатель намного ниже – он составляет 85-90%.
Во Франции действует Налоговый кодекс как целостный документ, который используется при подготовке Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что в России НДС был введен по образцу французской налоговой системы.
Во Франции действует сложная система налоговых деклараций. По данным налоговой инспекции Франции проверяется примерно 60 тыс. деклараций в год: 54 тыс. – от юридических лиц и 6 тыс. – от физических. Имеющаяся в базе данных информация сравнивается с представленной декларацией, если на этом этапе обнаруживаются расхождения, то налоговый инспектор обращается к налогоплательщику, требуя соответствующих объяснений. Если эти объяснения не удовлетворяют налоговую инспекцию, она может потребовать доплаты налогов, но если налогоплательщик игнорирует требование, то налоговые органы проводят более тщательную налоговую проверку с выездом на место. Контроль с выездом на место обычно осуществляется при наличии серьезных оснований для подозрений в сокрытии крупных сумм доходов. Налоговая проверка осуществляются за три предшествующих года. Отдельных положений или нормативно законодательной базы о частоте проверок нет. Во Франции в соответствии с нормативно-законодательной базы повторные проверки в отношении одного периода обычно не проводятся.
Во Франции, как и других зарубежных странах при выборе предприятия, подлежащего налоговой проверке, основываются критериям налогового риска. Выбираются те предприятия, которые являются потенциальными нарушителями и используется информация от осведомителей или третьих лиц.
Налогообложения в сфере образования Великобритании требует особого внимания. В Великобритании налогоплательщикам предоставляют различные налоговые льготы, как образовательным учреждениям, так и участникам образовательных учреждений:
- пониженная процентная ставка налога на недвижимое имущество образовательных учреждений;
- родителям (в форме определенных налоговых вычетов и налоговых скидок по налогу на доходы как работникам и как организациям);
- фондам и иным юридическим лицам связаны с сектором образования (в форме освобождений и вычетов по налогу на доходы корпораций, НДС, налогам на недвижимость и некоторым другим налогам);
- студентам (в форме налоговых скидок в размере процентных ставок по образовательным кредитам, вычетов по налогу на доходы, освобождений от налогообложения подоходным налогом стипендий и выплат по грантам, выделенным на научные исследования).
Таким образом, специфика налогообложения в Великобритании обусловлена применением пониженных процентных ставок и предоставление различных налоговых льгот не только для образовательных учреждений, но и для участников образовательных учреждений.
На Западе налоговое законодательство более детализировано, отсутствуют основания для разных толкований и интерпретации. Положительным моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств. Но как в России, так и в зарубежных странах главной проблемой в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов и сборов. По оценкам ряда экономистов в ведущих странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 93-95%. В российской экономике этот показатель намного ниже – он составляет 85-90%.
Следует отметить, что, сколько бы ни велось споров о применении тех или иных мер по повышению эффективности работы налоговых органов, изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания в нашей стране, стоящей на пути реформирования налоговой системы.