СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЖИССЕРОВ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Жук Ирина Васильевна
Челябинская государственная академия культуры и искусств
кандидат педагогических наук
Zhuk Irina Vasilevna
Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts
PhD

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жук И.В. Структурно-функциональная модель развития коммуникативной культуры режиссеров в социально-культурной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/10/3207 (дата обращения: 23.09.2024).

В нашем исследовании потребность в моделировании возникла в связи с необходимостью развития коммуникативной культуры начинающих режиссеров в социально-культурной деятельности, выделения существенных элементов и сторон этого процесса, получения новой информации, знаний о его возможностях. Исследование модели позволяет нам сохранить представление об изучаемом предмете как о целостном явлении и облегчает проникновение в его сущность.

Модель необходима для того, чтобы понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы развития и взаимодействия с окружающим миром; научиться управлять объектом или процессом и определить наилучшие способы управления при заданных условиях, целях и критериях; прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации заданных способов и форм воздействия на объект [3, с.12].

Построить модель – значит провести материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. Модель в эксперименте выполняет двоякую роль: она одновременно и объект изучения (поскольку она замещает другой, подобный ей объект), и экспериментальное средство (поскольку она является средством познания этого объекта). Она используется для получения таких данных об оригинале, который затруднительно или невозможно получить путем непосредственного исследования оригинала.

Проанализировав имеющиеся типы моделей, мы пришли к выводу, что наиболее отвечает целям нашего исследования модель структурно-функционального типа. Эта модель задает структуру и нормы деятельности по развитию коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей на уровне общего теоретического представления о коммуникативной деятельности, структуры личности режиссера, творческого процесса реализуемого в социально-культурных мероприятиях. Целостность нашей модели обеспечивается единством структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных (факторы, принципы, содержание, этапы, методы, критерии, уровни) компонентов.

В соответствии со сказанным выше, процесс развития коммуникативной культуры начинающих режиссеров, представляет собой последовательную смену этапов, направленных на достижение цели исследования. В это же время динамика данного процесса носит спирально-восходящий характер, предполагает его коррекцию в ходе осуществления.

Сконструированная нами структурно-функциональная модель развития коммуникативной культуры режиссеров в социально-культурной деятельности рассматривается как целостное образование, включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки: целеполагающий, организационно-содержательный, диагностико-результативный.

Главным основанием моделирования развития коммуникативной культуры выступает социальный заказ – потребность общества в инициативной, творчески активной личности режиссера театрализованных представлений и праздников, обладающей коммуникативной культурой. Специалист должен быть готов осуществлять художественно-творческую, художественно-воспитательную, художественно-педагогическую, научно-исследовательскую, экспертно-консультационную деятельность. В квалификационной характеристике выпускника режиссер характеризуется как специалист, который по собственному замыслу создает сценарий и на его основе осуществляет постановку целостного произведения концертно-зрелищного или художественно-спортивного представления, реализуя при этом художественно-теоретические и социально-воспитательные цели. Режиссер организует творческий процесс по созданию различных театрализованных или праздничных форм, как в закрытых помещениях (дворец культуры, киноконцертный зал, дворец спорта и т.п.), так и на открытом воздухе (городская площадь, парк культуры, стадион, архитектурный ансамбль, природный ландшафт и т.д.).

Целеполагающий блок модели обеспечивает направленность изучаемого процесса, определение стратегических и тактических целей, задач, ожидаемые результаты. В качестве цели в процессе моделирования нами рассматривалось развитие коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей в социально-культурной деятельности.
Поставленная цель, ее теоретическая разработка позволили выдвинуть в качестве основных задач модели следующие:
– определить уровень сформированности коммуникативной культуры студентов, будущих режиссеров;
– обеспечить условия для решения социально-психологических проблем в коммуникативной деятельности студентов при проведении праздничных социально-культурных мероприятий;
– развитие коммуникативной компетентности, способствующей успешному проведению праздничных мероприятий.

Организационно-содержательный компонент предлагаемой нами модели обеспечивает управление процессом развития коммуникативной культуры. Его характеризуют используемые и учитываемые в развитии коммуникативной культуры: основные факторы развития коммуникативной культуры; принципы компетнтностного, деятельностного, культурологического, аксиологического подходов; содержание, реализуемое в социально-культурной деятельности; этапы процесса развития коммуникативной культуры; функции, методы. Перейдем к их рассмотрению.

Движущей силой педагогического процесса выступают факторы. В процессе развития коммуникативной культуры студентов, в виду его сложности и многоаспектности, возникает множество связок между внутренним состоянием личности и внешними условиями, поэтому может появиться множество факторов, как основных (ведущих), так и не основных (частных). Исходя из того, что частные факторы носят субъективный характер, мы остановимся лишь на ведущих. В своем исследовании мы опираемся на взаимодействие четырех основных факторов: социальных (заказ общества на социально-культурные мероприятия), социально-педагогических (профессиональные качества режиссера ТПП), педагогических (требования к выпускнику – режиссеру театрализованных представлений и праздников) и психолого-педагогических (интеллектуальный, эмоционально-волевой, действенно-практический факторы, способствующие успешной творческой деятельности).

В качестве критериев уровня развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей выделены: мотивационный (потребность в новой информации о праздничной культуре, потребность в профессиональной коммуникативной деятельности), когнитивный (знание коммуникативных систем культурно-досуговой деятельности, владение профессиональной терминологией), функциональный критерии (прогнозирование вариативности коммуникативных ситуаций в социально-культурной деятельности, готовность к импровизации в праздничной коммуникативной деятельности). К уровням развития коммуникативной культуры относятся: адаптивный (низкий), продуктивный (средний), креативный (высокий) уровни.

Учитывая используемые нами в качестве методологического основания исследования проблемы деятельностный, компетентностный, культурологический, аксиологический подходы, мы выделяем основные принципы развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей: предметность, активность, учет адаптивных и неадаптивных проявлений личности; диагностичность, комплексность, многофункциональность; антропоцентричности, личностной направленности, личностной самоценности, приоритета творчества в становлении личности. Указанные принципы развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей выполняют в нашем исследовании следующие функции: гностическая (исследование содержания и способов воздействия на других людей, в частности: заказчиков, возрастных и индивидуально-психологических особенностей исполнителей и зрительской аудитории, особенностей коммуникативного процесса и результатов собственной коммуникативной деятельности, её достоинств и недостатков), интегративная (внедрение ценности культуры в общество), прогностическая (позволяет предсказать результаты педагогического процесса при формировании определенных норм коммуникативного поведения, которые оцениваются как социально-необходимые, предвидение того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы успешно осуществлять социально-культурную деятельность), регулятивная (регуляция поведения будущего режиссера в различных коммуникативных ситуациях в социально-культурной сфере) и ценностно-ориентационная (влияние на сознание массовой праздничной аудитории, исполнительских и технических групп).

Развитие коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей, как показало наше исследование, должно обеспечиваться соответствующим содержанием социально-культурной деятельностью будущих режиссеров. Специфика используемого содержания определяется социально-психологическими особенностями режиссерской коммуникативной деятельности и уровнем коммуникативной компетентности и осуществляется в сфере праздничной культуры.
Отметим, что развитие коммуникативной культуры будущих режиссеров в социально-культурной деятельности – управляемый процесс. Для нашего исследования принципиально важно утверждение Ю. А. Конаржевского [6], С. Янга [8], других исследователей о том, что управление педагогическим процессом – этапный процесс. Исходя из теории управления педагогическим процессом, мы выделяем в модели целеполагающий (прогностический), организационно-содержательный (стимулирующий), диагностико-результативный (итоговый) этапы развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей в социально-культурной деятельности.
Первый – целеполагающий этап. Основным содержанием данного этапа выступают: анализ коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей. Для этого нами были выявлены критерии определения уровня развития коммуникативной культуры, уточнены методики определения уровня коммуникативной культуры; целеполагание, включающее в себя формирование, осмысление цели экспериментальной работы, ее задач и этапов; планирование педагогических воздействий с целью повышения организации и координации деятельности участников педагогического процесса и социально-культурной деятельности.
Второй – организационно-содержательный этап управления включает в себя: реализацию содержания процесса развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей, управление педагогическим процессом и социально-культурной деятельностью студентов, коррекцию взаимодействия участников педагогического процесса в ходе внеучебной концертно-творческой деятельности.
Третий – диагностико-результативный этап управления развития коммуникативной культуры студентов включает диагностику и анализ результатов педагогического процесса, социально-культурной деятельности, сравнение результатов с поставленной целью и определение необходимых мер коррекции с целью повышения эффективности функционирования модели развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей.
Таким образом, все три этапа образуют замкнутый цикл, направленный на развитие коммуникативной культуры режиссеров.
При выборе оптимального сочетания методов социально-культурной деятельности мы руководствовались идеями таких исследователей, как Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, и др., которые утверждали, что выбор и сочетание методов зависит от конкретных целей; уровня развития и уровня знания; условий, в которых находится вуз или кафедра; материально-технического оборудования; от творческих возможностей самого преподавателя; содержания. Мы основываемся на определении, применяемом в педагогике, что метод – способ достижения образовательно-воспитательных целей в результате упорядоченной педагогической деятельности [2, c. 76-81].

Нами выбраны следующие методы, которые должны способствовать эффективности развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей:
– объяснения (проблемно-культурологическое изложение материала о ценностях праздничной культуры, о социально-психологических особенностях режиссерской коммуникативной деятельности);
– иллюстрации (режиссерский коммуникативный тренинг);
– визуализации (анализ видеоматериалов праздничных мероприятий из фонда академического телевидения «ЧАТ», из видеофонда кафедры РТПП);
– эмоционально-волевое воздействие – прогнозирование и поиск контакта в эмоционально-чувственном переживании режиссера театрализованных представлений и праздников (создание сценария и сценического продукта, включающих эмотивную функцию воздействия на потенциальную аудиторию).
Указанные методы взаимосвязаны и взаимодополняемы. В совокупности оказывают эффективное воздействие на развитие коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей.

Важным вопросом для нашего исследования является определение критериев развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей. В литературе, посвященной педагогическим исследованиям, фиксируются различные подходы к проблеме критериев, что связано со сложностью и многообразием проявлений педагогических явлений. Так, Г. М. и А. Ю. Коджаспировы под критерием понимают признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; меру суждения, оценки какого-либо явления [5, с. 67]. В качестве критериев обычно рассматривают какие-либо эталоны, показатели, признаки, свойства, качества, которые выступают в виде образца для сравнения или выделения чего-либо, с целью установить соотношение какого-либо объекта с принятым эталоном. Под показателем мы будем понимать «данные, по которым можно судить о развитии или ходе чего-либо» [7, с. 317]. Исходя из этого, к критериям коммуникативной культуры у студентов–будущих режиссеров мы отнесли: мотивационный, когнитивный и функциональный.
Мотивационный критерий коммуникативной деятельности студентов режиссерских специальностей включает в себя коммуникативные потребности студента. На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка. В основе ряда мотивационных теорий, изучающих природу мотивов человеческой деятельности, лежит положение о приоритете личностных потребностей. Можно полагать, что мотивированность является тем компонентом структуры коммуникативной личности, который обеспечивает успешность ее коммуникативной деятельности уже на начальном этапе.
Когнитивный критерий включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах. Среди когнитивных характеристик, отмеченных в языковой личности, для коммуникативной личности существенным является знание коммуникативных систем (кодов), обеспечивающих адекватное восприятие смысловой и оценочной информации, и воздействие на партнера в соответствии с коммуникативной установкой. Чрезвычайно важной характеристикой коммуникативной личности является способность наблюдения за своим «языковым сознанием» (интроспекция), а также рефлексия – осознание не только этой способности, но и оценка самого факта такого сознания.
Характеристики когнитивного параметра коммуникативной личности: способность адекватного восприятия информации; способность воздействия на партнера; оценка и самооценка когнитивного диапазона и знание социально обусловленных норм вербальной и невербальной коммуникации. Когнитивный критерий является связующим звеном между мотивационным и функциональным критериями. С одной стороны, он определяет уровень коммуникативной потребности, ее обусловленность различными аспектами познавательного опыта индивида, с другой стороны, дает возможность выбора наиболее эффективного способа использования этого опыта в конкретных условиях коммуникативной деятельности.
Функциональный критерий включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность студента режиссерских специальностей: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением коммуникативных ситуаций и условий; построение беседы, обсуждения в соответствии с нормами кода и правилами этикета. Будущий режиссер должен постоянно сознательно осуществлять функцию: направление внимания на код и процесс коммуникативной деятельности, коррекция его хода.

Итак, можно сделать следующие выводы, что все обозначенные выше блоки модели развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей образуют целостную систему, направленную на решение поставленных в нашем исследовании задач; успешная реализация модели развития коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей в социально-культурной деятельности возможна при наличии и реализации комплекса педагогических условий: ориентации студентов режиссерских специальностей в ценностях коммуникативной культуры в процессе внеучебной социально-культурной деятельности; формирование у студентов установки на активное расширение коммуникативного потенциала; успешная самостоятельная работа будущих режиссеров в социально-культурной среде вуза и города, которая обеспечивается непрерывностью развития коммуникативной культуры на основе осуществления интеграционных взаимосвязей педагогического процесса и культурно-досуговой деятельности [4].


Библиографический список
  1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.
  2. Баскаков, А. М. Педагогика [Текст]: учебное пособие / А. М. Баскаков. – Челябинск: ЧГАКИ, 2007.
  3. Горстко, А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием [Текст] / А. Б. Горстко. – Знинае, 1991. – 160 с.
  4. Жук И. В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры у студентов режиссерских специальностей вуза во внеучебной деятельности [Текст] / И. В. Жук // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2011. – №1 (25). – С. 111-114.
  5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
  6. Конаржевский, Ю. А. Некоторые вопросы перестройки внутришкольного управления [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – Курган: ИПК, 1989. – 105 с.
  7. Новиков, А. М. Методология образования [Текст] / А. М. Новиков. – М.: Эгвес, 2002. – 320 с.
  8. Янг, С. Системное управление организацией [Текст] / С. Янг. – М.: Экономика, 1972. – 289 с.


Все статьи автора «Irina Zhuk»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: