Следует особо подчеркнуть одно из приоритетных направлений развития ГИС и Т – совместное и широкое применение данных высокоточного глобального позиционирования того или иного объекта на воде или на суше, полученные с помощью систем ГЛОНАСС и GPS[1]. Эта системы уже сейчас широко используются в морской навигации, воздухоплавании, геодезии, военной сфере [2]. Применение их в сочетании с ГИС и Т и ДДЗ образует мощную триаду высокоточной, актуальной, вплоть до режима реального времени, постоянно обновляемой, объективной и плотно насыщенной территориальной информации. Спутниковые радионавигационные системы ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система и Глобальная система местоопределения (“Global Positioning System”) – GPS NAVSTAR предназначены для определения текущих координат пользователя на поверхности Земли или в околоземном пространстве. Сигналы получаются приемником GPS от 24 искусственных спутников Земли, которые вращаются по 12 часовым орбитам на высоте около 20 тыс. км. Эта спутниковая GPS-система оплачивается и находится под контролем Департамента обороны США. Орбиты спутников располагаются примерно между 60 градусами северной и южной широты. Этим достигается то, что сигнал хотя бы от некоторых спутников будет приниматься в любой точке земной поверхности и околоземного пространства в любое время при условии прямой видимости спутников. Принцип измерения ГЛОНАСС аналогичен американской системе навигации NAVSTAR GPS.
В РФ ГИС и Т нашли широкое применение в многообразных сферах и направлениях территориальной деятельности силовых ведомств: МО, МВД, МЧС, ФСБ, ФСО и др. Несмотря на разницу в задачах этих структур, их организацию и т.д., все они работают с пространственно-координированными данными, данными дистанционного зондирования, цифровой картографической информацией, причем не только с целью просмотра, но и анализа.
Системы мониторинга автотранспортных средств, опирающаяся на данные, полученные с помощью систем ГЛОНАС и GPSпредназначена для автоматизированного управления транспортными средствами (ТС) со стороны диспетчерского центра (ДЦ).
Основные функции, выполняемые системами мониторинга [3]:
· Передача навигационной и телеметрической информации на ДЦ (по запросу; автоматически с дистанционно задаваемым интервалом; по событию).
· Определение координат места нахождения, скорости и направления движения ТС в привязке к текущему времени в любое время суток при любой погоде с помощью сигналов спутниковых навигационных систем GPS и/или ГЛОНАСС. Среднеквадратичная ошибка (СКО) определения координат – не более 15 м.
· Накопление навигационной и телеметрической информации в энергонезависимой памяти.
· Передача информации из энергонезависимой памяти на ДЦ по сотовому каналу связи или по радиоканалу.
· Представление местоположения ТС в виде условного знака на электронной карте диспетчера.
· Прием, хранение и отображение на рабочем месте диспетчера навигационной и телеметрической информации, получаемой от ТС.
· Ввод и хранение информации о ТС (модель, госномер, автохозяйство и др.).
· Разработка маршрутов следования (в ручном режиме).
· Учет пробега автомобилей и средней скорости движения ТС.
· Учет времени простоя ТС.
· Получение отчетов в бумажном и электронном виде.
· Осуществление голосовой связи между ДЦ и ТС.
Около 80% всей информации содержит геоданные, то есть разнородные сведения о распределенных в пространстве объектах, явлениях и процессах. Обладание такой координатно привязанной информацией и возможность ее быстрого просмотра и анализа играет важную роль в управлении и развитии транспортной инфраструктуры. Работать с такими данными помогают ГИС и Т. Таким образом, современная экономическая ситуация эксплуатации транспортного комплекса показывает, что эффективная деятельность и развитие рынка перевозок невозможны без модернизации производства и внедрения новых инновационных технологий в данной отрасли, преимущественно, в области организации движения, управлении парком транспортных средств, повышении качества обслуживания, реализации комплексной системы безопасности и т.д.
Библиографический список
- Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2007 г. № 638 «Об использовании глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации».
- Навигационная аппаратура потребителей глобальных спутниковых систем «ГЛОНАСС» ИGPS. Эксплуатационная документация КБ навигационных систем «НАВИС». – М.: Воениздат, 2004. – 324 с.
- Навигационная аппаратура потребителей глобальных спутниковых систем «ГЛОНАСС» ИGPS. Эксплуатационная документация КБ навигационных систем «НАВИС». – М.: Транспорт, 2010. – 324 с.