Социализация с одной стороны является и стихийным, а с другой стороны направленным процессом, так как это вхождение в общество. Одна из важнейших сторон социализации человека в обществе, без которой он не может существовать это его социализация в рамках института образования. Это наиболее сложная и важная часть социализации, так как помимо того, что идет усвоение норм и ценностей идет усвоение знаний. Успешность социализации школьников определяются уровнем их социальной адаптированности, социальной автономности, социальной активности, обусловленным социокультурным развитием общества.
Можно выделить две социально-психологические задачи школы как института социализации. Первая – усвоение учащимися норм и правил поведения, вторая – построение своей собственной позиции, по отношению к усваиваемым нормам и ценностям. Мы видим две стороны вхождения ребенка в общество. С одной стороны он должен уметь включаться в уже существующие социальные связи, и в какой то мере подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время важным является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции, умение ее доказать и отстоять.
Несомненно, образовательное учреждение, в том числе и школа, является первой моделью социального мира. В школе ребенок осваивает законы взрослого мира, примеряет на себя различные роли, самоутверждается и т.д.
Традиционная школа это школа воспроизводства неких уже существующих социальных отношений, социальных установок. В настоящее время идет глубокая перестройка всей сферы образования и она не может не затронуть социального аспекта. На ряду с обычным воспроизводством стоит не менее важная задача – творчество. От ребенка требуется все больше не только воспроизводство полученных ранее навыков, но и личная ответственность, заинтересованность, созидание.
На помощь приходит проектная деятельность, которая и позволяет с одной стороны расширить рамки восприятия ребенком окружающего его мира, с другой стороны дает возможность обучающемуся найти именно то, что интересует непосредственно его в каждой дисциплине.
Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения, знание центристского типа к личностно-ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культурно-воспитательного типу обучения.
Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения работать с информацией.
Проектная методика – актуальное инновационное направление в теории обучения в современной школе.
В настоящее время проектная деятельность является наиболее актуальным, в русле международных требований, направлением в системе российского среднего образования.
Тогда как проектная деятельность может быть отнесена к инновациям в системе образования, социальную информатику можно считать способом развития образования, Целый ряд специалистов-педагогов высшей и средней школы, в т.ч. в области педагогической информатики, исследуют проблемы проектирования в сфере информатизации образования, являющемся наиболее оптимальным вариантом креативного подхода в образовании (В.И.Слободчиков[1], Н.А.Дука[2], Т. М.Ермакова[3], И.С.Сергеев[4] и др.)
В проекте, Государственной программы развития системы образования города Москвы, на период 2012-2016г.г., которая будет являться инструментом реализации городской политики в сфере образования, много уделяется внимания социализации школьников. Данная программа разрабатывается исходя из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г., плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы. Программа разрабатывается на основе комплексного анализа текущего состояния сферы образования города Москвы, результатов реализации программы «Столичное образование – 5», национального проекта «Образование», учитывает градостроительные перспективы, демографические тенденции, опирается на прогноз социально- экономического развития города, трансформации социального заказа к образованию. В целях данной программы заложено усиление ориентации системы образования на поддержку учебной и социальной успешности каждого школьника и студента. В ожидаемых результатах значится существенное расширение роли общественности в решении задач обучения и социализации детей, управлении и оценке качества образования. Одни из задач, которые планируется решить для достижения поставленных целей, звучат следующим образом:
- внедрение программ и технологий, обеспечивающих развитие компетентностей социального и межкультурного взаимодействия обучающихся
- введение «креативных предметов», развитие проектной деятельности в начальной и основной школе,
- внедрение моделей индивидуализации образовательных траекторий для обеспечения максимальной учебной успешности разных групп учащихся,
- развитие открытой информационной среды, облегчающей деятельность учеников, педагогов и управленцев («умная школа») и т.д.
В социальном смысле социальную информатику трактует школа РГСУ (И.В.Соколова[5], Л.С.Онокой.[6] и д.р.). Соклова И.В. неоднократно в своих трудах говорит о том, что проектная деятельность в области информатики, имея лишь технократическую составляющую, это тупиковая ветка.[5]
Исследователями-социологами также начинает отмечаться, например, необходимость проведения социологического мониторинга, обобщающего опыт организации проектной деятельности в учреждениях образования. М.В.Денисенко своими исследованиями выявил необходимость развития коллективных межшкольных проектов, связанных с решением социально значимых проблем, уровень которых снижает информационная ограниченность.[7]
Социологические исследования, проведенные автором, показывают, что необходимость совершенствования проектной деятельности в области информатики начинает осознаваться педагогами, которыми начинают осмысляться также и подходы к развитию этой деятельности.
Из анализа Таблицы 1 видно, что проектирование дает возможность педагогу реализовать свой научный, творческий потенциал, предоставляет возможность заниматься исследованиями и аналитикой.
Таблица 1. Результаты ответа на вопрос: «Что дает проектирование?» (в процентах от общего числа опрошенных)
№ |
Что Вам дает проектирование |
Количество ответов |
|
Мотивирует к предметному знанию |
7,1% |
|
Знакомит с новыми педагогическими технологиями |
22,6% |
|
Новый тип взаимодействия |
36,8% |
|
Статус |
1,9% |
|
Возможность заниматься аналитикой и исследованиями |
26,4% |
|
Профессиональное сообщество |
5,2% |
В Таблице 2 приведены результаты ответа учащихся на вопрос «Как вы думаете, Вам поможет тот опыт, который вы получили в ходе работы над проектом в дальнейшей жизни?» Мы видим, что большинство учащихся склоняются к тому, что опыт, полученный в ходе работы над проектом, может пригодиться им в дальнейшей жизни. 321 респондент ответили положительно на этот вопрос, 52 ученика сказали, что затрудняются с ответом и только 43 опрошенных считают, что работа над проектом это впустую потраченное время и в дальнейшей жизни им это никак не сможет пригодиться.
Таблица 2. Результаты ответа на вопрос: «Как вы думаете, Вам поможет тот опыт, который Вы получили в ходе работы над проектом в дальнейшей жизни?»
да | 321 |
не знаю | 52 |
нет | 43 |
Ответы учащихся на вопрос «Помогла ли Вам работа над проектом в выборе Вашей будущей специальности?» демонстрируют целесообразность работы над проектами, особенно в условиях, когда резко сократилось количество экскурсионных услуг нацеленных на профорентацию учащихся в учебных учреждениях. 46% учащихся считают, что работа над проектом помогла им тем или иным способом в осуществлении выбора будущей специальности.Некоторые учащиеся утвердились в своем решении, что выбранная профессия это именно то чем они хотят заниматься в будущем, а некоторые изменили свое мнение и нашли применение своим знаниям и умениям в другой профессиональной среде. 34% респондентов считают, что работа над проектом никак не сказалась на выборе их будущей специальности.
Следовательно, мы можем говорить о том, что почти половине обучающихся проектная деятельность помогла сделать первые верные шаги во взрослую жизнь и оказала весомую помощь выборе будущей специальности. Несомненно, все участники процесса проектирования ощутили на себе эффекты социализации. Обучающиеся смогли примерить на себя новые ранее неизвестные им роли. Ведь именно в процессе работы над проектом они смогли более глубоко узнать об интересующем их предмете и разобраться в своих ощущениях и дальнейшему отношению к данной области знаний.
Библиографический список
- Слободчиков В.И. Антропологический принцип в психологии развития В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев Вопросы психологии. 1998. №6. 13.
- Дука Н.А. «Педагогическое проектирование как условие подготовки будущего учителя к инновационной деятельности». АКД. Омск, 1999
- Ермакова Т. М. Анализ процесса социализации учащихся средней школы: особенности и основные тенденции развития., 1998
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 80 с.
- Соколова И.В. Социальная информатика – С 59 Социальная информатика – М.: Издательство МГСУ, 2002.
- Онокой, Л. С. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования Текст./ Л. С. Онокой// СОЦИС.- 2004.- 8.-1. C. 32-45. 135.
- Третьяков П.И. «Школа: проектирование развития образовательной среды», Москва, МИОО ОАО «Московские учебники»,2007 г.
Количество просмотров публикации: Please wait