ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТ РАБОТЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ИСЭРТ РАН

Попова В.И.1, Кельсина А.С.1
1Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук

Аннотация
В данной статье рассматривается экономическое образование школьников в работе Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН.

Ключевые слова: Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН, экономическое образование школьников


ECONOMIC EDUCATION FOR SCHOOL PUPILS: EXPERIENCE OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTRE OF ISERT RAN

Popova V.I.1, Kelsina A.S.1
1Institute of Social and Economic Development of the Russian Academy of Sciences

Abstract
This papaer is about economic education for school pupils in Scientific and Educational Centre of ISERT RAN.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Попова В.И., Кельсина А.С. Экономическое образование школьников: опыт работы Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/10/3032 (дата обращения: 18.04.2024).

Социально-экономические преобразования в России требуют от человека умений инновационно мыслить, решать нестандартные постоянно изменяющиеся задачи, обучаться в течение всей жизни. Формирование и развитие таких умений у молодого поколения требует усилий всего общества, создания специализированных учреждений и использования разнообразных форм работы.

Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН является важным звеном в системе поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Одной из его целей является создание условий для личностной и профессиональной реализации талантливой молодежи [1]. В НОЦ в рамках экономического школьного факультатива, функционирующего в данном направлении с2003 г., накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми.

Учебный процесс в НОЦ обеспечивается учебно-методическим, научно-организационным и социально-психологическим сопровождением.

1. Учебно-методическое сопровождение включает организацию занятий по экономике и элективных курсов, мониторинг качества обучения и его эффективности.

В 2010-2011 учебном году в НОЦ в рамках школьного экономического факультатива функционировало 11 классов (410 школьников 5-11 классов). Основным предметом в рамках Научно-образовательного центра является экономика, дополняют знания в этой сфере элективные курсы (табл. 1). По желанию школьники посещают предлагаемые НОЦ дополнительные предметы: деловой английский, информатика, подготовка к олимпиаде по экономике.

Таблица 1

Преподавание предметов в НОЦ

Класс

Дисциплины

5 класс

Экономика, азбука общения, введение в НИР, финансовая грамотность

6 класс

Экономика, азбука общения, введение в НИР, финансовая грамотность

7 класс

Экономика, азбука общения, введение в НИР, финансовая грамотность

8 класс

Экономика, психология делового общения, введение в НИР, финансовая грамотность, социология

9 класс

Экономика, психология делового общения, введение в НИР, финансовая математика

10 класс

Экономика, психология делового общения, введение в НИР, финансовая математика

11 класс

Экономика, риторика, введение в НИР, финансовая математика, социология

 

С 2010 г. в учебный план были включены новые элективные курсы. В 5-7 классах введена «Финансовая грамотность», цель которой развитие навыков и умений обращения с личными финансами. В 8-11 классах введена дисциплина «Финансовая математика» с целью развития умений решать математические задачи с экономическим содержанием.

В НОЦ стартовал курс «Прикладная экономика. Школьная компания» для учащихся старшего школьного возраста (разработана Межрегиональной общественной организацией «Junior Achievement – Достижения молодых»). Школьная компания – это учебно-деловая игра по экономике, участвуя в которой учащиеся старшего школьного возраста получают знания и практические навыки в области предпринимательства, участвуя в создании и управлении своего собственного дела. По итогам участия в «Эстафете социальных инноваций», организованной МОО «Достижения молодых» для школьных компаний, наши учащиеся вошли в 10 лучших команд по России со своим социальным проектом (всего было представлено 87 проектов).

В рамках Научно-образовательного центра с 2010-2011 учебного года организована деятельность Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН, созданию которой предшествовал двухлетний опыт функционирования курсов дистанционного обучения экономики для учащихся 10-11 классов г. Сокола и г. Грязовца Вологодской области. В течение этого периода были определены направления работы со школьниками (обучение экономической теории дистанционно, организация участия учащихся в конкурсах и олимпиадах), выработан механизм взаимодействия с учащимися, апробирована система «Moodle» в условиях НОЦ, с помощью которой организован образовательный процесс.

Это позволило в 2010-2011 учебном году значительно расширить не только масштабы дистанционного обучения посредством разработки 4 учебных курсов для учащихся 8-11 классов, но и географию привлеченных к изучению экономики в НОЦ, среди которых учащиеся Вологодской области Российской Федерации, Минской и Витебской областей Республики Беларусь.

Для анализа результативности деятельности учащихся с 2010 года введена и апробирована разработанная в НОЦ балльно-рейтинговая система, которая учитывает не только успеваемость по предмету, но и участие в конкурсах и олимпиадах. Согласно разработанной методике выделяется три уровня успешности, которые рассчитываются для нескольких возрастных категорий (5-6 класс, 6-8 класс, 9-11 класс). Данная система является показательной в плане анализа достижений отдельных школьников, а также результативности деятельности класса и НОЦ в целом.

2. Научно-организационное сопровождение учебного процесса реализуется через организацию конкурсов научно-исследовательских работ, олимпиад и конференций по экономическому профилю, экскурсий на предприятия г. Вологды, организацию работы Дискуссионного клуба.

В 2010-2011 учебном году по сравнению с предыдущими годами выросло количество конкурсов и олимпиад и участвующих в них школьников (рис. 2). В период с 2007 по 2011 год их рост составил 2,7 раза (с 7 до 19 соответственно), количество школьников, принявших участие, увеличилось в 11,7 раза (с 71 чел. до 885 чел. соответственно).

Рисунок 2.Количество мероприятий и участвующих в них школьников

В 2010-2011 учебном году школьники НОЦ ИСЭРТ РАН приняли участие в 19 конкурсах, олимпиадах и конференциях: 1 – международного уровня, 6 – российского уровня, 2 – регионального уровня, 5 – городского уровня, 5 – организованные НОЦ ИСЭРТ РАН.

Ежегодно в НОЦ с 2004 года организуются конкурсы научно-исследовательских работ и эссе. За это время в общей сложности в исследовательскую деятельность было вовлечено более 600 школьников. В 2010-2011 учебном году в конкурсе научно-исследовательских работ участвовало 54 школьника НОЦ, в конкурсе эссе – 37.

Открытая Олимпиада по экономике, проводимая НОЦ уже второй год подряд, расширяет не только количество участников, но и их географию. В 2010-2011 учебном году Олимпиада проводилась в два тура, общая численность принявших участие школьников составила 591 человек, в том числе школьники из Республики Дагестан и Республики Беларусь. Возможность участия в очном этапе олимпиады через портал Экономической Интернет-школы НОЦ была предоставлена и тем школьникам, которые не могли лично приехать на олимпиаду.

Олимпиадное направление было дополнено проведением во время летних каникул I Летней олимпиады НОЦ-2011, в которой приняли участие 53 школьника из семи российских регионов: Вологодской, Калининградской, Псковской, Ростовской областей, Республики Бурятия, г. Москвы и Краснодарского края.

По результатам участия школьников НОЦ в конкурсах и олимпиадах в 2010-2011 учебном году можно выделить следующие положительные тенденции:

– выросло количество конкурсов и олимпиад, в которых принимают участие школьники НОЦ;

– увеличилось количество конкурсов и олимпиад, которые организует Научно-образовательный центр, а также численность и география их участников;

– учащиеся НОЦ уверенно занимают призовые места в мероприятиях российского уровня. Результатом участия школьников в Олимпиаде «Интеллектуальный марафон им. Н.Д. Кондратьева» стал диплом II и III степени, во Всероссийской Олимпиаде развития Народного хозяйства России – 5 место и 2 приза за методологический подход, во Всероссийском молодежном форуме «Молодые исследователи – регионам» – 1 место, во Всероссийском молодежном чемпионате – диплом II степени.

Наряду с определенными достижениями в направлении привлечения школьников к участию в конкурсах и олимпиадах необходимо выделить и ряд недостатков. Это и низкий уровень мотивации школьников, что связано с затратами времени на подготовку научных работ и подготовку к олимпиадам, а также недостаток квалифицированных кадров для подготовки к олимпиадам всероссийского уровня.

Для обсуждения наиболее актуальных проблем социально-экономической жизни общества в НОЦ для школьников и студентов с 2006 года функционирует Дискуссионный клуб. В 2010-2011 учебном году было проведено 6 заседаний клуба, а общее количество участников увеличилось на 67% (с 87 в 2006-2007 учебном году до 146 в 2010-2011 учебном году).

Одним из направлений работы НОЦ ИСЭРТ РАН с учащимися является организация экскурсий на предприятия и учреждения г. Вологды, участие в которых не только нацеливает их на непосредственный выбор будущей профессии, но и способствует активизации познавательной деятельности, помогает увидеть взаимосвязь теоретических и практической деятельности, что имеет важное значение при изучении экономики. Так, за период 2007-2011 гг. количество организованных экскурсий в НОЦ увеличилось в 3,4 раза (с 5 до 17).

3. Социально-психологическое сопровождение осуществляется с помощью психологической диагностики и психологического просвещения, развивающей, профилактической и консультационной работы.

В рамках реализации программы социально-психологического сопровождения учащихся проводится мониторинг адаптации (диагностика психоэмоционального состояния), диагностика личностных особенностей школьников, диагностика профессиональных предпочтений учащихся НОЦ, реализация программы развивающих занятий. Цель социально-психологического сопровождения учащихся – обеспечение условий для нормального развития, профориентации и выявление обучающихся с высокой мотивацией и способностями к научной деятельности.

По результатам диагностических исследований было выделено три группы учащихся с разными уровнями личностных показателей:

– высокий уровень (группа «звездочек» – 20% от общей численности учащихся НОЦ) – высокий уровень развития интеллектуальных способностей, высокоразвитые коммуникативные и организаторские способности, высокие показатели предметной эргичности[1], принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности (конкурсы НИР, олимпиады, конференции);

– средний уровень (65% от общей численности учащихся НОЦ) – уровень развития интеллектуальных умений учащихся НОЦ находится в норме, коммуникативные и организаторские склонности выражены не сильно. Учащиеся, вошедшие в эту группу, проявляют слабый интерес к научно-исследовательской деятельности;

– низкий уровень (15% от общей численности учащихся НОЦ) – учащиеся с уровнем интеллектуального развития ниже среднего. Этих учащихся не привлекает научно-исследовательская деятельность, или они не до конца понимают практической значимости их выполнения.

Для личностного развития учащихся в рамках социально-психологического сопровождения организуются тренинговые занятия, которые направлены на овладение приемами эффективного общения и ораторского мастерства через игровые компоненты и технику активного слушания (тренинг «Технологии эффективной учебы», тренинг уверенного поведения, профориентационный тренинг «Мой путь»). На занятиях происходит знакомство с этикой делового общения, ребят учат справляться со стрессовой ситуацией, возникающей при сдаче экзаменов, отрабатываются навыки саморегуляции, самоконтроля, что способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.

Анализируя работу школьного экономического факультатива за 2010-2011 учебный год, можно отметить следующее:

– расширен спектр учебных курсов для учащихся НОЦ, при этом используются не только собственные разработки, но и российские и международные программы экономического образования («Финансовая грамотность», «Прикладная экономика. Школьная компания»);

– эффективно начала работу Экономическая Интернет-школа НОЦ, география участников которой ограничивается не только Вологодской областью;

– организация Дискуссионного клуба, экскурсий, конкурсов и олимпиад в НОЦ является важным дополнением учебного процесса, способствующим углублению и расширению знаний;

– результативность профильного обучения в НОЦ доказывает успешное участие школьников в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а также поступление более 40% выпускников на экономические специальности вузов;

– анализ деятельности учащихся позволяет объективно оценить балльно-рейтинговая система, которая может отслеживать наиболее успешных учащихся. Данная система в процессе дальнейшей адаптации в НОЦ будет совершенствоваться.

Несмотря на продуктивный характер деятельности НОЦ в 2010-2011 учебном году необходимо обратить внимание на ряд моментов, способствующих повышению качества обучения в НОЦ. С этой целью основные усилия следует сосредоточить на таких направлениях работы как повышение результативности участия школьников в конкурсах и олимпиадах, совершенствование организации и проведения Дискуссионного клуба, повышение эффективности функционирования Экономической Интернет-школы, развитие программ психологического сопровождения образовательного процесса.

В ближайшей перспективе в Научно-образовательном центре планируется:

– активное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность путем организации и проведения конкурсов и олимпиад;

– повышение уровня проводимых мероприятий, включение олимпиады НОЦ в Перечень, утверждаемый Министерством образования и науки;

– введение электронного дневника школьника с целью повышения информированности родителей, в котором будет отражена успеваемость учащихся, результаты участия в конкурсах и олимпиадах;

– расширение информационной базы методических материалов, использование в учебном процессе современных технологий, разработка собственных ресурсов;

– увеличение количества внешних контактов посредством набора в Экономическую Интернет-школу и организацию заочных конкурсов и олимпиад;

– привлечение специалистов и заинтересованных лиц для сотрудничества в сфере обмена опытом работы (круглых столов с участием учителей экономики, специалистов), проведения мероприятий (экскурсий, Дискуссионных клубов и др.)

Реализация намеченных планов позволит повысить результативность обучения школьников в НОЦ, а также наиболее полно удовлетворять потребности личности и общества в экономическом образовании и просвещении.


[1] Предметная эргичность характеризует желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил [2].


Библиографический список
  1. Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст] / Г.В. Леонидова. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007. – 99 с.
  2. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кельсина Анна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация