Социально-экономические преобразования в России требуют от человека умений инновационно мыслить, решать нестандартные постоянно изменяющиеся задачи, обучаться в течение всей жизни. Формирование и развитие таких умений у молодого поколения требует усилий всего общества, создания специализированных учреждений и использования разнообразных форм работы.
Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН является важным звеном в системе поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Одной из его целей является создание условий для личностной и профессиональной реализации талантливой молодежи [1]. В НОЦ в рамках экономического школьного факультатива, функционирующего в данном направлении с2003 г., накоплен богатый опыт работы с одаренными детьми.
Учебный процесс в НОЦ обеспечивается учебно-методическим, научно-организационным и социально-психологическим сопровождением.
1. Учебно-методическое сопровождение включает организацию занятий по экономике и элективных курсов, мониторинг качества обучения и его эффективности.
В 2010-2011 учебном году в НОЦ в рамках школьного экономического факультатива функционировало 11 классов (410 школьников 5-11 классов). Основным предметом в рамках Научно-образовательного центра является экономика, дополняют знания в этой сфере элективные курсы (табл. 1). По желанию школьники посещают предлагаемые НОЦ дополнительные предметы: деловой английский, информатика, подготовка к олимпиаде по экономике.
Таблица 1
Преподавание предметов в НОЦ
Класс |
Дисциплины |
5 класс |
Экономика, азбука общения, введение в НИР, финансовая грамотность |
6 класс |
Экономика, азбука общения, введение в НИР, финансовая грамотность |
7 класс |
Экономика, азбука общения, введение в НИР, финансовая грамотность |
8 класс |
Экономика, психология делового общения, введение в НИР, финансовая грамотность, социология |
9 класс |
Экономика, психология делового общения, введение в НИР, финансовая математика |
10 класс |
Экономика, психология делового общения, введение в НИР, финансовая математика |
11 класс |
Экономика, риторика, введение в НИР, финансовая математика, социология |
С 2010 г. в учебный план были включены новые элективные курсы. В 5-7 классах введена «Финансовая грамотность», цель которой развитие навыков и умений обращения с личными финансами. В 8-11 классах введена дисциплина «Финансовая математика» с целью развития умений решать математические задачи с экономическим содержанием.
В НОЦ стартовал курс «Прикладная экономика. Школьная компания» для учащихся старшего школьного возраста (разработана Межрегиональной общественной организацией «Junior Achievement – Достижения молодых»). Школьная компания – это учебно-деловая игра по экономике, участвуя в которой учащиеся старшего школьного возраста получают знания и практические навыки в области предпринимательства, участвуя в создании и управлении своего собственного дела. По итогам участия в «Эстафете социальных инноваций», организованной МОО «Достижения молодых» для школьных компаний, наши учащиеся вошли в 10 лучших команд по России со своим социальным проектом (всего было представлено 87 проектов).
В рамках Научно-образовательного центра с 2010-2011 учебного года организована деятельность Экономической Интернет-школы НОЦ ИСЭРТ РАН, созданию которой предшествовал двухлетний опыт функционирования курсов дистанционного обучения экономики для учащихся 10-11 классов г. Сокола и г. Грязовца Вологодской области. В течение этого периода были определены направления работы со школьниками (обучение экономической теории дистанционно, организация участия учащихся в конкурсах и олимпиадах), выработан механизм взаимодействия с учащимися, апробирована система «Moodle» в условиях НОЦ, с помощью которой организован образовательный процесс.
Это позволило в 2010-2011 учебном году значительно расширить не только масштабы дистанционного обучения посредством разработки 4 учебных курсов для учащихся 8-11 классов, но и географию привлеченных к изучению экономики в НОЦ, среди которых учащиеся Вологодской области Российской Федерации, Минской и Витебской областей Республики Беларусь.
Для анализа результативности деятельности учащихся с 2010 года введена и апробирована разработанная в НОЦ балльно-рейтинговая система, которая учитывает не только успеваемость по предмету, но и участие в конкурсах и олимпиадах. Согласно разработанной методике выделяется три уровня успешности, которые рассчитываются для нескольких возрастных категорий (5-6 класс, 6-8 класс, 9-11 класс). Данная система является показательной в плане анализа достижений отдельных школьников, а также результативности деятельности класса и НОЦ в целом.
2. Научно-организационное сопровождение учебного процесса реализуется через организацию конкурсов научно-исследовательских работ, олимпиад и конференций по экономическому профилю, экскурсий на предприятия г. Вологды, организацию работы Дискуссионного клуба.
В 2010-2011 учебном году по сравнению с предыдущими годами выросло количество конкурсов и олимпиад и участвующих в них школьников (рис. 2). В период с 2007 по 2011 год их рост составил 2,7 раза (с 7 до 19 соответственно), количество школьников, принявших участие, увеличилось в 11,7 раза (с 71 чел. до 885 чел. соответственно).
Рисунок 2.Количество мероприятий и участвующих в них школьников
В 2010-2011 учебном году школьники НОЦ ИСЭРТ РАН приняли участие в 19 конкурсах, олимпиадах и конференциях: 1 – международного уровня, 6 – российского уровня, 2 – регионального уровня, 5 – городского уровня, 5 – организованные НОЦ ИСЭРТ РАН.
Ежегодно в НОЦ с 2004 года организуются конкурсы научно-исследовательских работ и эссе. За это время в общей сложности в исследовательскую деятельность было вовлечено более 600 школьников. В 2010-2011 учебном году в конкурсе научно-исследовательских работ участвовало 54 школьника НОЦ, в конкурсе эссе – 37.
Открытая Олимпиада по экономике, проводимая НОЦ уже второй год подряд, расширяет не только количество участников, но и их географию. В 2010-2011 учебном году Олимпиада проводилась в два тура, общая численность принявших участие школьников составила 591 человек, в том числе школьники из Республики Дагестан и Республики Беларусь. Возможность участия в очном этапе олимпиады через портал Экономической Интернет-школы НОЦ была предоставлена и тем школьникам, которые не могли лично приехать на олимпиаду.
Олимпиадное направление было дополнено проведением во время летних каникул I Летней олимпиады НОЦ-2011, в которой приняли участие 53 школьника из семи российских регионов: Вологодской, Калининградской, Псковской, Ростовской областей, Республики Бурятия, г. Москвы и Краснодарского края.
По результатам участия школьников НОЦ в конкурсах и олимпиадах в 2010-2011 учебном году можно выделить следующие положительные тенденции:
– выросло количество конкурсов и олимпиад, в которых принимают участие школьники НОЦ;
– увеличилось количество конкурсов и олимпиад, которые организует Научно-образовательный центр, а также численность и география их участников;
– учащиеся НОЦ уверенно занимают призовые места в мероприятиях российского уровня. Результатом участия школьников в Олимпиаде «Интеллектуальный марафон им. Н.Д. Кондратьева» стал диплом II и III степени, во Всероссийской Олимпиаде развития Народного хозяйства России – 5 место и 2 приза за методологический подход, во Всероссийском молодежном форуме «Молодые исследователи – регионам» – 1 место, во Всероссийском молодежном чемпионате – диплом II степени.
Наряду с определенными достижениями в направлении привлечения школьников к участию в конкурсах и олимпиадах необходимо выделить и ряд недостатков. Это и низкий уровень мотивации школьников, что связано с затратами времени на подготовку научных работ и подготовку к олимпиадам, а также недостаток квалифицированных кадров для подготовки к олимпиадам всероссийского уровня.
Для обсуждения наиболее актуальных проблем социально-экономической жизни общества в НОЦ для школьников и студентов с 2006 года функционирует Дискуссионный клуб. В 2010-2011 учебном году было проведено 6 заседаний клуба, а общее количество участников увеличилось на 67% (с 87 в 2006-2007 учебном году до 146 в 2010-2011 учебном году).
Одним из направлений работы НОЦ ИСЭРТ РАН с учащимися является организация экскурсий на предприятия и учреждения г. Вологды, участие в которых не только нацеливает их на непосредственный выбор будущей профессии, но и способствует активизации познавательной деятельности, помогает увидеть взаимосвязь теоретических и практической деятельности, что имеет важное значение при изучении экономики. Так, за период 2007-2011 гг. количество организованных экскурсий в НОЦ увеличилось в 3,4 раза (с 5 до 17).
3. Социально-психологическое сопровождение осуществляется с помощью психологической диагностики и психологического просвещения, развивающей, профилактической и консультационной работы.
В рамках реализации программы социально-психологического сопровождения учащихся проводится мониторинг адаптации (диагностика психоэмоционального состояния), диагностика личностных особенностей школьников, диагностика профессиональных предпочтений учащихся НОЦ, реализация программы развивающих занятий. Цель социально-психологического сопровождения учащихся – обеспечение условий для нормального развития, профориентации и выявление обучающихся с высокой мотивацией и способностями к научной деятельности.
По результатам диагностических исследований было выделено три группы учащихся с разными уровнями личностных показателей:
– высокий уровень (группа «звездочек» – 20% от общей численности учащихся НОЦ) – высокий уровень развития интеллектуальных способностей, высокоразвитые коммуникативные и организаторские способности, высокие показатели предметной эргичности[1], принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности (конкурсы НИР, олимпиады, конференции);
– средний уровень (65% от общей численности учащихся НОЦ) – уровень развития интеллектуальных умений учащихся НОЦ находится в норме, коммуникативные и организаторские склонности выражены не сильно. Учащиеся, вошедшие в эту группу, проявляют слабый интерес к научно-исследовательской деятельности;
– низкий уровень (15% от общей численности учащихся НОЦ) – учащиеся с уровнем интеллектуального развития ниже среднего. Этих учащихся не привлекает научно-исследовательская деятельность, или они не до конца понимают практической значимости их выполнения.
Для личностного развития учащихся в рамках социально-психологического сопровождения организуются тренинговые занятия, которые направлены на овладение приемами эффективного общения и ораторского мастерства через игровые компоненты и технику активного слушания (тренинг «Технологии эффективной учебы», тренинг уверенного поведения, профориентационный тренинг «Мой путь»). На занятиях происходит знакомство с этикой делового общения, ребят учат справляться со стрессовой ситуацией, возникающей при сдаче экзаменов, отрабатываются навыки саморегуляции, самоконтроля, что способствует повышению уверенности в себе, в своих силах.
Анализируя работу школьного экономического факультатива за 2010-2011 учебный год, можно отметить следующее:
– расширен спектр учебных курсов для учащихся НОЦ, при этом используются не только собственные разработки, но и российские и международные программы экономического образования («Финансовая грамотность», «Прикладная экономика. Школьная компания»);
– эффективно начала работу Экономическая Интернет-школа НОЦ, география участников которой ограничивается не только Вологодской областью;
– организация Дискуссионного клуба, экскурсий, конкурсов и олимпиад в НОЦ является важным дополнением учебного процесса, способствующим углублению и расширению знаний;
– результативность профильного обучения в НОЦ доказывает успешное участие школьников в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а также поступление более 40% выпускников на экономические специальности вузов;
– анализ деятельности учащихся позволяет объективно оценить балльно-рейтинговая система, которая может отслеживать наиболее успешных учащихся. Данная система в процессе дальнейшей адаптации в НОЦ будет совершенствоваться.
Несмотря на продуктивный характер деятельности НОЦ в 2010-2011 учебном году необходимо обратить внимание на ряд моментов, способствующих повышению качества обучения в НОЦ. С этой целью основные усилия следует сосредоточить на таких направлениях работы как повышение результативности участия школьников в конкурсах и олимпиадах, совершенствование организации и проведения Дискуссионного клуба, повышение эффективности функционирования Экономической Интернет-школы, развитие программ психологического сопровождения образовательного процесса.
В ближайшей перспективе в Научно-образовательном центре планируется:
– активное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность путем организации и проведения конкурсов и олимпиад;
– повышение уровня проводимых мероприятий, включение олимпиады НОЦ в Перечень, утверждаемый Министерством образования и науки;
– введение электронного дневника школьника с целью повышения информированности родителей, в котором будет отражена успеваемость учащихся, результаты участия в конкурсах и олимпиадах;
– расширение информационной базы методических материалов, использование в учебном процессе современных технологий, разработка собственных ресурсов;
– увеличение количества внешних контактов посредством набора в Экономическую Интернет-школу и организацию заочных конкурсов и олимпиад;
– привлечение специалистов и заинтересованных лиц для сотрудничества в сфере обмена опытом работы (круглых столов с участием учителей экономики, специалистов), проведения мероприятий (экскурсий, Дискуссионных клубов и др.)
Реализация намеченных планов позволит повысить результативность обучения школьников в НОЦ, а также наиболее полно удовлетворять потребности личности и общества в экономическом образовании и просвещении.
[1] Предметная эргичность характеризует желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил [2].
Библиографический список
- Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст] / Г.В. Леонидова. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007. – 99 с.
- Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280.