Автомобильный парк Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) пополняется более современными моделями военной автомобильной техники (ВАТ). Усложняется конструкция основных агрегатов и систем автомобилей. Однако эффективность работы машины зависит не только от качеств, заложенных на этапе конструирования и изготовления, но и от способа и качества ее технического обслуживания в процессе эксплуатации. Если обслуживание машин свести к периодическому устранению внезапных отказов и полностью исключить все мероприятия предупредительного характера, то надежность ряда механизмов может оказаться весьма низкой, и вся машина будет работать не эффективно. Основой обеспечения высокой постоянной готовности ВАТ к использованию по назначению является проведение в установленные сроки контроля технического состояния (КТС) с последующим полным и качественным выполнением работ по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту в соответствии с требованиями и реальным техническим состоянием [1]. Поддержание высокого уровня надежности в условиях эксплуатации ВАТ требует своевременного предупреждения, обнаружения и устранения возможных неисправностей, главным образом, скрытых – не выявленных внешним осмотром. Данную задачу позволяет решить техническая диагностика. Объективная оценка технического состояния диагностируемых объектов может быть определена путем замеров параметров состояния структурных элементов, т.е. параметров, характеризующих взаимное расположение деталей, их размеров, форму, величину зазора и т.д. Однако эти параметры могут быть замерены, как правило, только после полной или частичной разборки машины или ее элементов. Поэтому в практике диагностирования из-за сложности или невозможности непосредственных замеров параметров состояния структурных элементов оценку технического состояния объектов диагностирования осуществляют путем замера параметров, которые косвенно характеризуют состояние объекта. К ним относятся измерение тепла, шума, вибрации и т.п., которые называются выходными процессами. Параметры выходных процессов достаточно полно отражают качество функционирования машины и ее элементов, поэтому их используют для оценки технического состояния машин и называют диагностическими признаками (параметрами) [2]. В настоящее время широкое применение нашли множество методов неразрушающего контроля (НК) – методы контроля, при которых не должна быть нарушена пригодность объекта к применению [3]. Методы НК базируются на наблюдении, регистрации и анализе результатов взаимодействия физических полей (излучений) или веществ с объектом контроля, причем характер этого взаимодействия зависит от химического состава, строения, состояния структуры контролируемого объекта и т.п. Неразрушающий контроль в зависимости от физических явлений, положенных в его основу, подразделяется на следующие виды [4]: – магнитный; – электрический; – вихретоковый; – радиоволновой; – тепловой; – оптический; – радиационный; – акустический; – проникающими веществами. Методы каждого вида НК классифицируются по следующим признакам [4]: а) характеру взаимодействия физических полей или веществ с контролируемым объектом; б) первичным информативным параметрам; в) способам получения первичной информации. Метода, который мог бы обнаружить самые разнообразные по характеру дефекты, нет. Каждый отдельно взятый метод НК решает ограниченный круг задач технического контроля. Выбор оптимального метода следует осуществлять исходя из его реальных особенностей, физических основ, степени разработки, области применения, чувствительности, разрешающей способности, технических условий отбраковки, технических характеристик аппаратуры. Неразрушающий контроль имеет большое значение при решении задач, стоящих перед технической диагностикой. Современные методы НК позволяют определять техническое состояние диагностируемого объекта, не только без его разборки, а даже без вывода его из эксплуатации. Для Вооруженных сил РФ вопрос исследования методов и средств НК также стал интересен и необходим в связи с прогрессирующим развитием и усложнением конструкции агрегатов и систем машин, поставляемых на вооружение. Такие методы как виброакустический, ультразвуковой и др. уже нашли свое применение в процессе технического диагностирования ВАТ. Одним из относительно новых методов НК является метод акустической эмиссии. Он основан на регистрации звуковых сигналов, излучающихся при пластической деформации твердых сред, развитии дефектов, трении, прохождении жидких и газообразных сред через узкие отверстия – сквозные дефекты. Применение данного метода дало положительные результаты в гражданской промышленности, в то время как в ВС РФ только ведется исследовательская работа по изучению акустико-эмиссионного метода и возможности его применения для проведения технического диагностирования тех или иных агрегатов и систем ВАТ. Основной задачей сейчас является разработка методик контроля технического состояния конкретных диагностируемых объектов. Таким образом, внедрение в процесс технического диагностирования ВАТ новых перспективных методов неразрушающего контроля, одним из которых является акустико-эмиссионный метод, является актуальной задачей в настоящее время. Ее решение позволит повысить эффективность работ по определению технического состояния образцов техники, выявлению скрытых неисправностей и прогнозированию остаточного ресурса отдельных узлов и деталей, что, в общем, обеспечит техническую готовность машин при снижении расходов на их эксплуатацию и повысит боевую готовность воинских частей в целом.
Библиографический список
- Подчинок, В.М. Перспективы использования новых информационных технологий при поддержании работоспособности военной автомобильной техники. [Текст] / В.М. Подчинок, Д.В. Прокофьев // Актуальные вопросы эксплуатации автомобильной техники. Выпуск № 2. – М.: Компания Спутник+, 2008. – 116 с.
- Подчинок, В.М. Эксплуатация военной автомобильной техники. [Текст] / В.М. Подчинок // Учебник. – Рязань, Рус. слово, 2006. – 696 с.
- ГОСТ 16504-81. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
- ГОСТ 18353-79. Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов.