Определим социальный образ российского предпринимателя, его мотивацию и характерные личностные черты, которые на наш взгляд отличаются от среднемировых тенденций. Разумеется, в различных странах у предпринимателей преобладают различные черты характера. Также это подтверждается моделью деловой культуры Г. Хофстида давшей по различным странам различные результаты, представленные в табл. 1.
Бугаян И.Р. заявляет, что человека ведущего хозяйственную деятельность воздействуют все силы созидания народа – от языка и религии до системы мер и весов.[1]
Можно согласиться с экономистом Кругловым А.В., что «российское предпринимательство – достаточно уникальное явление» и даже с точки зрения ведения бизнеса российские и зарубежные предприниматели решают в основном разные задачи.[2]
Таблица 1 Числовые показатели характеристик деловой культуры, полученные Хофстидом, по разным странам.[3]
Страна | Дистанция власти | ИзбежаниеНеопределенности | Мужественность | Индивидуализм |
Австралия | 36 | 51 | 61 | 90 |
Австрия | 11 | 70 | 79 | 55 |
Аргентина | 49 | 86 | 56 | 46 |
Бразилия | 69 | 76 | 49 | 38 |
Великобритания | 35 | 35 | 66 | 89 |
Венесуэла | 81 | 76 | 73 | 12 |
Гонконг | 68 | 29 | 57 | 25 |
Дания | 18 | 23 | 16 | 74 |
Израиль | 13 | 81 | 47 | 54 |
Индия | 77 | 40 | 56 | 48 |
Иран | 58 | 59 | 43 | 41 |
Испания | 57 | 86 | 42 | 51 |
Италия | 50 | 75 | 70 | 76 |
Канада | 39 | 48 | 52 | 80 |
Китай | 89 | 44 | 54 | 39 |
США | 40 | 46 | 62 | 91 |
Франция | 68 | 86 | 43 | 71 |
ФРГ | 35 | 65 | 66 | 67 |
ЮАР | 49 | 49 | 63 | 65 |
Южная Корея | 60 | 85 | 39 | 18 |
Япония | 54 | 92 | 95 | 46 |
Россия | 93 | 95 | 30 | 39 |
В дореволюционной России многие предприниматели были связаны с православной этикой, характеризующейся:[4]
- отсутствие идеи богатства ради богатства;
- признание праведности богатства, полученного трудом;
- осознание необходимости общественной полезности предпринимательства;
- благотворительность как неотъемлемое условие спасение душ;
- высокий уровень доверия и честности в предпринимательской среде.
При этом многие русские считали, что любое богатство связано с грехом.
Отношение предпринимателей к своему делу на Западе и США было несколько иным, большинство считали меценатство каким-то «неправильным», слишком «русским» Американские предприниматели вообще считали, что меценатство должно приносить прибыль.[5]
Уже на протяжении советского периода истории после НЭПа традиции и обычаи явно видоизменялись, что было прежде всего связано со изменениями во внешней среде, в том числе и социально-культурных воззрений советского общества.
В 90-е годы некоторые традиции и обычаи также были явно пересмотрены или утрачены о пять же основные причины автор усматривает, как и в предыдущий советский период.
Предпринимательство в современных условиях стало доминирующим фактором производства. Поэтому особенности предпринимательской культуры оказывают подчас решающее воздействие на то, как успешно удается им воспользоваться в стратегических целях хозяйственного развития.[6]
Исследуя данный актуальный вопрос, обратимся к результатам опроса участников 2 международного конгресса «Малое и среднее предпринимательство в России». Он показал, что 46,6% предпринимателей пришли с производства, 18,8% ранее работали в вузах и научных учреждениях, 13,5% являются выходцами из государственного аппарата. По результатам все того же опроса, 90% предпринимателей имеют высшее образование, а 13,5% и ученую степень.[7] Другие опросы выявили, что менее образованными (имеют чаще других среднее образование) предпринимателями в России являются, те, кто занят в сфере торговли и бытовых услуг.[8]
Обращает на себя внимание, тот факт, что большинство наших предпринимателей имеют высокий уровень образования, в отличие от многих других зарубежных развитых стран. Многие богатейшие американцы создавшие с нуля огромнейшие корпорации не имеют высшего образования, как например Майкл Делл (Dell C.) и Ларри Уолиссон (ORACLE). «В Великобритании ? малых и средних предпринимателей не имеют университетских дипломов».[9] В США по результатам исследования Джакобовитца и Видлера было выявлено, что 30% предпринимателей бросили школу из-за неуспеваемости.[10] Данный факт говорит о том, что в США в силу большей государственной поддержки и меньшего уровня коррупции легче, проще и быстрей открыть собственное дело.
Данные о высоком уровне образовании российских предпринимателей подтверждаются и другими исследованиями. Говоря об образовании, следует учитывать и качественный аспект, многие предприниматели вышли из самых престижных учебных заведений страны – МГУ, ФИЗТЕХа, МИФИ. При этом, довольно высока доля лиц с двумя дипломами. Так, по результатам опросов, проведенных в самом начале 90-ых, фондами «Общественного мнения» и «Экспертиза» дали довольно близкие результаты, что большинство предпринимателей (около 70%) являются интеллигентами во втором поколении (т.е. их отец имел высшее образование).[11]
Так же заслуживает серьезного внимания, тот факт, по каким причинам люди в нашей стране становились предпринимателями. По результатам опроса больше трети предпринимателей (36%) стали токовыми без особого на то желания.[12] Они являются уличными предпринимателями по классификации Бусыгина А.В. Их во многом, к этому ответственному решению вынудило экономическое положение в нашей стране в начале 90-ых годов. Когда большое количество людей потеряли работу.
Данный опрос разбил предпринимателей на три группы. Основным ответом, является стремление к свободе и самовыражению. Их, можно разделить так, ответившие «стремление к свободе и самовыражению» – это «прирожденные» предприниматели. С явно выраженными лидерскими качествами, обладающие гибкостью ума и завидным упорством. Как показывают результаты исследований – таких предпринимателей больше всего в крупном бизнесе. В начале 90-ых, были такие тенденции около 48% представителей крупного бизнеса, можно было отнести к «прирожденным» предпринимателям и лишь только 18% среди малого и среднего бизнеса подходили под эти стереотипы.[13] Около 36% ответили, что стали предпринимателями в следствии определенных обстоятельств, фактически против своей воли, данные предприниматели считаются предпринимателями «поневоле». Среди представителей малого и среднего бизнеса около 40% являются предпринимателями «поневоле», а в крупном, лишь 13%.[14] И третий вариант ответа «стечение обстоятельств». Данных предпринимателей обычно относят к предпринимателям «идеалистам» Хотя надо заметить, что именно в эту группу входят номенклатурщики. Так большие начальники – в начале 90-ых уходили в крупный бизнес, на заранее подготовленные «теплые» места. Ну а мелким чиновникам ничего не оставалось, как заняться средним или даже малым бизнесом. В эту же группу входят люди, которые ради любопытства или ради удовлетворения других своих потребностей, а прежде всего самореализации уходили в предпринимательство.[15]
Некоторые ранние исследования показали, что характерными мотивами российских предпринимателей являются следующие:[16]
- стремление к самореализации своих потенциальных возможностей и возможность заниматься самостоятельной деятельностью – 52%
- желание обеспечить свою материальную независимость – 45,1%
- стремление осуществить свои планы, внедрить собственные разработки и идеи – 45%
В дальнейшем с развитием бизнеса в России, у наших предпринимателей появлялись новые мотивы и это хорошо видно из следующей таблицы 2.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Что более всего привлекает Вас в вашей работе?[17]
Мотив | % |
Высокий заработок | 56,9% |
Возможность проявить инициативу | 27,7 % |
Интересная работа | 16,8% |
Возможность передать свое дело по наследству | 58,1% |
Надежность места работы, гарантия занятости | 5,3% |
Возможность чего-то достичь. | 24,5% |
Возможность служебного роста, занятие престижной должности | 3,9% |
Возможность работать с высококвалифицированными коллегами | 2,6% |
Приносить пользу обществу, способствовать делу возрождения экономики страны. | 7,9% |
Видеть конкретные ощутимые результаты своего труда. | 48,6% |
В результате вышеприведенного опроса, самым популярным ответом стал «возможность передать свое дело по наследству» (58,1%). На наш взгляд это свидетельствует о взрослении российского класса предпринимателей. Они рассчитывают создать свои предпринимательские династии, а не как в начале 90-ых главной целью было любыми способами «срубить бабло». Это свидетельствует, что в России сокращается число предприимчивых предпринимателей, и начинает преобладать естественный для рыночной экономики тип предпринимателей-хозяйственников.
Но до сих пор по результатам опроса видно, что российский бизнес, так и не осознал своего социального предназначения. Меньше 8% набрал вариант ответа «приносить пользу обществу, способствовать делу возрождения экономики страны».
Из следующей таблицы 3 уже наглядно видно отношение респондентов к различным слоям предпринимателей.
Таблица 3. Каково Ваше личное отношение к частному предпринимательству? (в %)[18]
Отношение к бизнесу | В целом положительно | Скорее положительно | Скорее отрицательное | В целом отрицательное | Затрудняюсь ответить |
Крупному – в промышленности, строительстве и т.п. | 23,5 | 29,5 | 17,7 | 12,0 | 17,4 |
Банковскому | 17,6 | 26,7 | 19,7 | 13,7 | 22,3 |
Малому | 38,6 | 43,2 | 6,9 | 2,7 | 8,6 |
Семейному или «челночному» | 35,0 | 40,7 | 10,3 | 4,7 | 9,3 |
Из последней таблицы хорошо видно, что отношение ко всему бизнесу в обществе улучшается. что и понятно, ведь в большинстве своем стартовые капиталы для малого бизнеса носили трудовой характер, в отличие от крупного. Самое негативное отношение в обществе к банковскому бизнесу. Это в общем, и неудивительно, простые люди до сих пор не забыли как в течение небольшого времени, из довольно обеспеченных людей и хранивших огромнейшие деньги в сберегательной кассе, что на наш взгляд было вызвано экономической моделью СССР, где существовала избыточная денежная масса и довольно ограниченное число товаров, они превратились в нищих людей. Да и различные другие организации вроде различных чековых инвестиционных организаций, и МММ, Хопер-Инвест не добавляют привлекательности банковскому бизнесу.
Очевидным так же является более положительное отношение граждан нашей страны к малому бизнесу, что и понятно, ведь в большинстве своем стартовые капиталы для малого бизнеса носили трудовой характер, в отличие от крупного.[19] Менее 10% опрошенных, высказались негативно в отношении малого предпринимательства. В отношении крупного бизнеса отношение граждан хуже в три раза, почти 30%.
Заслуживает внимания еще один социологический опрос, проведенный в 2005г, в нем приняло участие 1750 респондентов из 68 поселений различного типа в большинстве своем с доходами ниже среднего (безработные, пенсионеры, жители сел и деревень, учителя школ и ПТУ). Результаты опроса представлены в таблице 4. Из них наглядно видно, что и как в прошлом опросе россияне лучше всего относятся к малому бизнесу. При этом в опросе люди четко разделены на несколько групп.
Таблица 4. Какие виды частного бизнеса с точки зрения россиян, имеют право на существование и защиту в условиях России, в % (допускалось несколько ответов).[20]
Малый бизнес | 40% |
Средний бизнес | 35% |
Крупный бизнес | 18% |
Важен не масштаб бизнеса, а то, соблюдает ли он законы | 45% |
Важен не масштаб бизнеса, а его экономическая эффективность | 35% |
Важен не масштаб бизнеса, а его социальная ответственность | 25% |
Важен не масштаб бизнеса, а то в какой отрасли он работает | 15% |
Противники всякого частного бизнеса | 15% |
Первая группа россиян (21%) ориентируется в своих ответах исключительно на масштаб бизнеса, вторая (39%) выделяет только критерии связанные с его (бизнеса) поведением, и третья (25%) совмещает и те и другие критерии при его оценке и последняя самая малочисленная (15%) является противником частного бизнеса.[21]
Из вышеизложенного можно сделать вывод об очевидной тенденции населения РФ по улучшающемуся отношению к предпринимателям в стране.
При этом, по мнению предпринимателей и сейчас государству необходимо поработать в стране над позитивном облике предпринимателей.[22]
Библиографический список
- Бугаян И.Р. Культура России вообще и в предпринимательстве: Соответствие современным условиям? // Философия хозяйства, 2009 № 2 С. 56
- Круглов А.В. Регулирование внешней и внутренний среды предпринимательских структур как основа их устойчивого развития // Известия СПбГУЭФ, 2004 № 4 С. 68
- Сост. по: Маликов Р.И. Институциональное проектирование деловой предпринимательской среды – Уфа, 2006 С. 63-64; Маликов Р.И., Климина Т.П. Региональные факторы формирования эффективной предпринимательской среды – Уфа, 2006 С. 62
- Румянцев М.А. Православие и социальная ответственность предпринимательства // Проблемы современной экономики, 2008 № 3 С. 510
- Бугаян И.Р. Указ. соч. С. 61
- Бугаян И.Р. Указ. соч. С. 58
- Лапуста МГ, Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М.: ИНФРА-М, 1998 С. 38 – 39.
- Ильчиков М.З.Предпринимательство как сфера и способ деятельности – М., 1997 С. 39
- Лапуста МГ, Шаршукова Л.Г. Указ. соч. С 38
- Бешкинская Е.В. Предприниматель: содержание и профессионализм деятельности – М., 2006 С. 50
- Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования, 1993 № 3 С. 150-151.
- Мотивационная структура Российского предпринимателя // Проблемы теории и практики, 2006 № 4 С. 114.
- Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования, 1993 № 3 С. 153
- Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования, 1993 № 3 С. 154
- Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Политические исследования, 1993 № 3 С. 153.
- Лапуста МГ, Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. – М.: ИНФРА-М, 1998 См. также Журавлев А.Л, Позняков В.П. Социально психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей) // Психологический журнал, 1993 Т. 14 № 6 С. 25; Грищенко Ж.М., Новикова Л.Г., Лапша И.Н. Социальный портрет предпринимателя // Социс, 1992 № 10 С. 55-56.
- Мотивационная структура Российского предпринимателя // Проблемы теории и практики, 2006 № 4 С. 112.
- Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте – М.: Наука, 2004 С. 20
- Ракоти В. Предпринимательский доход: заработан или присвоен? // Человек и труд, 2004 № 3 С. 22
- Горшков М. Эволюция общественного мнения Россиян в период рыночной трансформации // Общество и экономика, 2006 № 7-8 С. 15.
- Горшков М. Указ. соч. С. 7, 14.
- Российская газета № 167 (4724) от 7.08.2008г С. 7