О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Гурьянов Павел Алексеевич
Национальный минерально-сырьевой университет "Горный"

Ключевые слова: предпринимательство

Guryanov Pavel Alekseevich
National Mineral and Raw University «Mining»

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гурьянов П.А. О предпринимательстве // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/07/1453 (дата обращения: 08.12.2024).

До сих пор в мире не пришли к окончательному мнению в области определения, что есть предпринимательство, а кто есть предприниматель. Все это, несмотря на широкую распространенность употребления данных понятий в различных научных исследованиях. Об этом писал и американский ученый П. Друкер, что «прошло уже много лет с тех давних пор, когда Сэй ввел в оборот этот термин, а мы все еще продолжаем путаться в определениях «предприниматель» и «предпринимательство»».[1]

Считается, что первым этим вопросом серьезно занялся ирландский экономист Ричард Кантильон, его в определенной степени, можно считать предпринимателем. Основным его достижением можно считать, то, что он первым вел в научный оборот понятие «предприниматель» и обратил внимание на то, что предпринимательство связано с риском, связанное с тем, что, покупая товары (в основном, сельскохозяйственную продукцию) по определенной, фиксированной цене, не знают по какой цене, смогут реализовать данную продукцию. Для Р. Кантильона предприниматель, прежде всего посредник. Он, является связующим звеном рынка, между производителями и потребителями.[2]

Французский экономист Франсуа Кенэ первым заметил, что предприниматель может быть не только посредником, но и владельцем бизнеса. Очевидно, что сельское хозяйство играло доминирующую роль в экономическом анализе тогда так, чтобы понятие предпринимателя не было расширенно вне сельскохозяйственной сферы. Одним из учеников Ф. Кенэ был Николя Бодо. Он еще до Й. Шумпетера выдвинул идею, что предприниматель должен быть новатором. Н. Бодо выдвинул идею, что для максимизации прибыли предприниматель должен уметь сокращать издержки своего предприятия.[3]

Немалый вклад в разработку теории предпринимательства оставил после себя А. Смит. Он считал, что предприниматель это собственник капитала, который ради реализации своей коммерческой идеи, в результате которой намерен был получить предпринимательский доход готов идти на определенный экономический риск.[4]

Французский экономист Жан-Батист Сэй также подверг глубокому анализу феномен предпринимательства. Сэй разделял предпринимателя и капиталиста.[5] Главный акцент ученый сделал на различия дохода на капитал и предпринимательского дохода. Доходы предпринимателя, по определению Ж.Б. Сэя, представляют собой «вознаграждение, за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство».[6] Важным на наш взгляд является также то, что у данного исследователя первостепенное место в предпринимательстве имел промышленный предприниматель, а скажем, у А. Смита и других предшественниках, на первом месте находился предприниматель-земледелец.[7]

Представитель немецкой классической школы Й. фон Тюнен предпринял попытку определить величину предпринимательского дохода, и напрямую связывал его с появлением с предпринимательским риском. Ученый определяет величину дохода, как разницу между общей прибылью, полученной от ведения хозяйственной деятельности, и суммой процента на инвестированный капитал, страховки от убытков в результате данной деятельности, заработной платы управляющих.[8] При этом в отличие от Й. Шумпетера он считал, что предприниматель не обязательно должен быть инноватором.[9]

Значительный вклад внес упомянутый Й. Шумпетер. Для него «его» предприниматель обязан быть «вооружен» лишь идеей нововведения и энергией для того, чтобы воспользоваться возможностью реализации новых комбинаций.[10] «Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление комбинаций и которые выступают как его активный элемент».[11]

В целом же, исходя из технологических компонентов экономического роста, Шумпетер в качестве назначения комбинирования выделял несколько случаев:[12]

  • «Изготовление нового, т.е. еще неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.
  • Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого необязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.
  • Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
  • Получение нового источника сырья или полуфабрикатов. И независимо от того, существовал этот источник раньше или считался не доступным.
  • Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечения монопольного положения. Или подрыв монопольного положения другого предприятия».

Как мы видим все эти пункты, прежде всего, относится к промышленности. И эта деятельность связана именно с инновационной деятельностью, и ни с какой другой. На наш взгляд, именно эта отрасль более точно соотносится с предпринимательской деятельностью, если различать понятия «бизнеса» и «предпринимательства».

Следующими кто занялся серьезно вопросами предпринимательства, были представители австрийской школы, прежде всего  Л. фон Мизес, Ф. Хайек и И. Кирцнер. Так Л. фон Мизес вносит определенные дополнения в размышления Й. Шумпетера о том, что не достаточно только экспериментировать с новыми технологическими методами, а надо отобрать из множества наилучший: самый дешевый и более необходимый в данный момент людям. В дальнейшем анализе Л. фон Мизес смог более четко определить соотношение между менеджером и предпринимателем. Объединил эти два аспекта в один и тот же процесс. И определив, что именно предприниматель выступает в роли ведущего, ему принадлежит идея, а менеджер является ведомым и лишь воплощает замысел. Хотя и менеджер при определенных способностях способен выполнять предпринимательские функции.[13]

Последователем Л. фон Мизеса был И. Кирцнер, он поддерживал позицию Й. Шумпетера, что предприниматель нарушает рыночное равновесие «в ситуации равновесия нет места предпринимателю».[14] Он утверждал, что главным разногласием между его позицией и позицией Й. Шумпетера является, то что «предпринимательство для меня не столько внедрение новых продуктов или новых методов производства, сколько способность видеть, где новые продукты приобрели неожиданную ценность для потребителей, где стали возможны новые методы производства».[15]

В данном вопросе нам ближе точка зрения И. Кирцнера, так как предприниматель в первую очередь должен  чувствовать рыночную конъенктуру рынка, и понимать в какой именно момент, и в какой области деятельности применить свои предпринимательские способности. Ученый также утверждал, что «предпринимательская деятельность по своей сути конкурентна».[16] Кроме того, выдающийся экономист, как и Кирцнер, высказался об огромнейшем значении предпринимательства для развития конкуренции в различных отраслях экономики.[17]

Нобелевский лауреат Ф. фон Хайек предполагал, что сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности.[18] С данной позицией автора не согласны отечественные специалисты, определяющие предпринимательство как особый вид экономической деятельности.[19]

По  взглядам П. Друкера, капиталиста и инвестора, взятых самих по себе, невозможно считать предпринимателями. Так как у них, не присутствует, основная отличительная черта предпринимателя, а именно то, что «они пытаются создать что-то новое и отличительное от уже имеющегося, изменяют и преобразовывают ценностные установки».[20]

Дж. Кьюррен считает, что большинство собственников фирм являются «настоящими предпринимателями» у них есть «потребность к достижениям».

Другие западные инвесторы также считают, что мелкие предприятия обладают благоприятными условиями для развития предпринимательских качеств.[21]

Известнейший экономист Д.М. Кейнс характеризовал предпринимателей как новый тип хозяйственника, с присущими им качествами: предусмотрительность, расчетливость, стремление к лучшему, независимость, желание оставить бизнес наследникам, бережливость и оптимизм.[22]

В большинстве источников[23] мы обращаем внимание на то, что цель предпринимательства это получение прибыли. Безусловно, это так. Но при этом надо помнить, что если руководитель фирмы будет изымать всю прибыль предприятия и не заниматься реинвестированием средств в хозяйственную деятельность, то сомнительно, что данная фирма просуществует долгий срок.

На наш взгляд не менее важной целью предпринимателя является рост стоимости (капитализации) предприятия. Об этом же отчасти говорил и Й Шумпетер утверждая, что основным мотивом для предпринимателя является «прежде всего, это мечта основать свою частную империю и – в большинстве случаев, хотя и не всегда, – свою династию».[24] Ярчайшим примером является руководитель, основной акционер Майкрософт Билл Гейтс, который начинал с маленького предприятия. При этом хочется отметить, что одним из основных показателей успеха предпринимателя является размер его состояния. Так, всемирно известный журнал Форбс, и многие другие издания оценивают состояние людей именно по доле конкретного человека в организации и рыночной стоимости данного предприятия.

В подтверждении вышеизложенного можно привести мнение американского ученого Р.С. Ронстандта, что «предпринимательство – процесс наращивания богатства».[25] Подлинный предприниматель своей целью видит не сиюминутное обогащение, а именно развитие своего предприятия в большую империю с возможностью передать контроль над ней своим родственникам и быть основателем целой династии миллионеров или даже миллиардеров. Дадим наше определение предпринимателю.   Предприниматель – это владелец или совладелец компании, управляющей ее деятельностью и берущий на себя многочисленные риски с целью получения прибыли и  увеличения стоимости (капитализации) компании, для удовлетворения своих потребностей.

Мы настаиваем на том, что предприниматель, прежде всего, это собственник или как минимум совладелец, занимающийся управлением данной фирмы, а не просто деловой человек, которым может быть наемный менеджер фирмы. Об этом же говорит и выдающийся экономист Адам Смит, что предприниматель является «собственником предприятия, нацеленного на доход».[26]

Далее мы считаем, что предприниматель берет на себя не только финансовый риск, но и многочисленные другие политический, правовой, криминальный, риск нечестной конкуренции и т.д. Далее мы подчеркнули, что предприниматель может заниматься различными видами деятельности, что с точки зрения нынешней практики это заметно, особенно в России, если взять устав любой коммерческой организации. Кроме этого любой успешный предприниматель стремится не только к сиюминутной выгоде, в виде прибыли, а к глобальному развитию фирмы. И определение предпринимателя, для нас было не полным, если не указать, а для чего это предпринимателю нужно тратить, столько физических, психологических, интеллектуальных трудов, а именно для удовлетворения своих потребностей в самостоятельности, независимости, уважению и т.д.

На наш взгляд действительно различия между бизнесом и предпринимательством  есть, если рассматривать предпринимательство в чуть более узком смысле. Как это делали в большинстве своем зарубежные экономисты в основном эпоху индустриальной экономики.

Автором разработана трехуровневая классификация предпринимательства по уровням развития:

  • классическое предпринимательство;
  • хозяйственное предпринимательство;
  • спекулятивное предпринимательство.

В итоге мы сформулировали верхний слой предпринимательства (в данном вопросе размер предприятия не играет принципиальной роли), именуемый в дальнейшем, как классическое предпринимательство. Для нас классическое предпринимательство –  особый вид инновационной производственной деятельности, связанный с многочисленными рисками и направленный на получение   прибыли и увеличение (максимизацию) стоимости фирмы.

Классическое предпринимательство является высшим элитарным слоем (видом) предпринимательства. Истинных классических предпринимателей в мире не очень много. На наш взгляд, спекулятивное предпринимательство – (или бизнес[27]) это низшая стадия развития предпринимательства. Довольно часто спекулятивными предпринимателями становятся именно уличные предприниматели.[28] Так же к таким предпринимателям, можно, и даже нужно, отнести незаконных  предпринимателей (работающих в не правовом поле). Особенностями спекулятивного предпринимателя является выбор наиболее легкой и прибыльной деятельности. Такой тип предпринимательства крайне редко, что-то производит и занимается в основном перепродажами, или даже банальной спекуляцией. Так же такому типу присущи определенные виды деятельности на гране законности, связанные часто с вводом в заблуждение клиентов или оказанием не качественных услуг, или за гранью законности, например сутенерство.

Следующий тип предпринимательства – хозяйственное предпринимательство. Это самый распространенный тип предпринимательства. Основным отличием данного типа от классического предпринимательства является, то, что ему не присуще инновационное производство и создание новых комбинационных факторов.

При этом важно понимать, и в этом мы согласны с Й. Шумпетером, что статус классического предпринимателя не постоянен, и как только в его деятельности пропадает инновационный фактор производства, то в данный момент классический предприниматель понижается в статусе и становится предпринимателем-хозяйственником. Но при этом данный предприниматель снова может вернуть себе статус классического предпринимателя, если снова в его деятельность вернется инновационный производственный фактор. Обычно это связано с созданием нового предприятия или с различными проектами. Соответствующим примером классического предпринимателя, терявшего на определенный момент, данный статус, но вернувшего его в дальнейшем является американский миллиардер Стив Джобс.

Автор не претендует на абсолютную безгрешность и полную законченность своей классификации.


[1] Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы – М., 1992 С. 30-31

[2] Grebel T. Entrepreneurship: a new perspective – N.Y., Routledge, 2004 P. 5

[3] Grebel T. Указ. соч.  P. 7

[4] Предпринимательство / Под ред. М.Г. Лапусты – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007  С. 5.

[5] Grebel T. Указ. соч. P. 8

[6] Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006 С. 148

[7] Предпринимательство / Под ред. М.Г. Лапусты – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007  С. 6.

[8] Савельева З.А. Проблемы теории и практики малого предпринимательства – СПб., 2003 С. 10

[9] Савченко В.Е. Предпринимательство в России: сущность и организационные формы. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996 С. 8

[10] Предприниматель в конце XX века / А.А. Дынкин, А.Р. Стерлин, И.В. Тулин и др. – М.: Наука, 1992 С. 29

[11] Шумпетер Й Теория экономического развития. Пер. с нем. М.: Изд-во Прогресс, 1982 С. 169-170.

[12] Шумпетер Й Указ. соч. С. 159.

[13] Шимилов С.  Стратегия современного предпринимательства и социального развития корпораций / Под ред. М.Н. Кулапова – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004 С. 16-17.

[14] Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 С. 35

[15] Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. – М., 2001 С. 87

[16] Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. – М., 2001  С. 25

[17] Хайек фон Ф.А. Познание, конкуренция и свобода. Пер. с англ. – СПб.: Пневма, 1999 С. 51-52.

[18] Предпринимательство / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, В.А. Швандера. – М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999 С. 10

[19] См. например: Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социс, 1994 № 2; Маренков Н.Л., Маренков Н.Н. Управление инвестициями российского предпринимательства – М., 2001.

[20] Друкер П.Ф. Указ. соч. С. 30

[21] Мелкий бизнес в Западной Европе – М., 1991 С. 26.

[22] Райзберг Б.А. Основы бизнеса. – М.: Ось-89, 1996 С. 16.

[23] См., например: Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 1995;  Предпринимательство и бизнес / Л.П. Дашков, А.И. Данилов, Е.Б. Тютюркина. – М.: Информационно-внедренческий центр Маркетинг, 1996;  Савченко В.Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике – М.: ОАО НПО Экономика, 2000; Малое предпринимательство и занятость / Л.Н. Иванова; Ин-т экономики. – М.: Наука, 2004; Микроэкономика / М.И. Плотницкий, А.К. Корольчук, Л.В. Лемешевская, М.К. Радько; под ред. М.И. Плотницкого. – 3-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2005;

[24] Шумпетер Й. Указ. соч. С. 193

[25] Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда и статистика. – М.: Финансы и статистика, 2003 С. 26.

[26] Васильев В.Н. Предпринимательская деятельность и факторы успеха // Российское предпринимательство, 2000 № 1 С. 40

[27] Благодаря данной низшей стадии предпринимательства в обществе в начале 90-ых сложился определенный негативный стереотип ко всему предпринимательству

[28] Уличное предпринимательство – обозначающее, вынужденность индивида становится предпринимателем, по А.В. Бусыгину с которым мы согласны. В данном контексте мы считаем необходимым вести понятие противоположное «уличному предпринимательству», а именно «идейное предпринимательство». Для нас данный тип предпринимательской деятельности означает, что индивид не только сознательно (это не стечение обстоятельств (хотя бывают и исключения) или вынужденный уход в бизнес) становится предпринимателем, но уже для себя сформулировал, каким видом предпринимательской деятельности, он будет заниматься, и благодаря чему достигнет успеха.  Можно сказать, что он разработал свое ноу-хау.



Все статьи автора «Гурьянов Павел Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: