Основной Закон советского государства (Конституция 1977 г.), провозгласил построение «развитого социалистического общества». В соответствии с этим устанавливались и приоритеты реализации государственной политики в сфере образования. В числе ее первостепенных задач значилось «воспитание коммунистически ориентированной молодежи, патриотов и интернационалистов высокой организованности, идейности и сознательности, с развитыми чувствами долга и ответственности перед коллективом, обществом и государством в целом, способных пропагандировать достижения и преимущества социалистического строя».
Государственная молодежная политика была также направлена на «физическое развитие юношества, подготовку его к труду и активной общественной деятельности» [1, c. 23].
Немаловажная роль отводилась задаче формирования нравственности, без которой невозможно было бы решить проблему идеолого-политического воспитания молодого поколения [2, c. 151].
Государственная политика по отношению к высшей школе являлась органичной составляющей системы молодежной политики.
Властные структуры понимали значимость высшего образования для социально-культурного и экономического развития страны, для создания такого будущего, в котором молодые поколения должны будут овладевать новыми навыками, знаниями и идеями [3, c. 7-8]. В связи с этим, стояла острая необходимость в развитии науки и подготовке молодых научных кадров, во внедрении результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.
В СССР право граждан на образование было гарантировано Конституцией СССР. Это право обеспечивалось бесплатностью всех видов образования и широким развитием системы высших образовательных учреждений, функционировавших на основе связи обучения с жизнью и производством.
Основной Закон предполагал предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам и необходимость создания условий для самообразования [1, c. 24].
Главными принципами образования являлись единство обучения и коммунистического воспитания; связь обучения и воспитания с жизнью, с практикой и производством; гуманистическая, высоконравственная направленность образования и его постоянное совершенствование на основе новейших достижений науки, техники и культуры [4, c. 7].
Деятельность высшей школы, задачи и структура вузов, характер учебно-воспитательного процесса, права и обязанности студентов и преподавателей регулировались основными документами, определявшими программу и стратегические направления совершенствования деятельности высших учебных заведений.
Это были постановления ЦК КПСС и Совета Министров «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979 г.), «О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» (1978 г.), Положения о высших учебных заведениях СССР, советах вузов и советах факультетов (1969 г.) и др [4, c. 7].
Особую остроту в высшей школе как в системе обучения и воспитания молодежи, в исследуемый период, приобрел ряд вопросов. Таковыми являлись проблемы качества подготовки кадров; преодоления отрыва теоретических знаний от практической подготовки молодых специалистов – выпускников; формирования высококвалифицированных научных кадров.
Стратегической задачей являлось повышение качества подготовки и воспитания специалистов с помощью организации связи образования с практикой и производством.
Согласно «Основным направлениям реформы общеобразовательной и профессиональной школы», системе советского образования требовалось большое количество квалифицированных педагогов с улучшенной психолого-педагогической и методической подготовкой. Для этого была введена «педагогическая практика студентов пединститутов и педагогических отделений (факультетов) университетов с первого по четвертый (пятый) курс».
За каждым учебным заведением, осуществлявшим подготовку учителей, преподавателей и мастеров производственного обучения, закреплялись общеобразовательные школы, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения и внешкольные учреждения. На их базе организовывались педагогическая практика и учебно-воспитательная работа студентов [5, c. 360].
Согласно Постановлению ЦК КПСС «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» отмечались недоработки в развитии навыков самостоятельного творческого мышления учащихся, что было вполне естественным следствием тотальной регламентации и идеологизации обучения.
Руководителям системы образования решение данных проблем виделось в усилении контроля за деятельностью студенчества со стороны Министерства высшего и среднего специального образовании СССР, а также руководства вузов в сфере учебно-воспитательной работы.
Перед руководствами вузов была поставлена задача концентрации усилий преподавательского состава «на проблемном характере лекций, отражении актуальных вопросов теории и практики преподаваемых дисциплин» [6, c. 75]. Преподавателям также «следовало информировать студентов по вопросам внешней и внутренней политики СССР» [6, c. 75], естественно, с позиций коммунистической идеологии. Это требование вступало в явное противоречие с другой целью, заключавшейся в правильном понимании актуальных проблем общества.
Заочная и вечерняя формы обучения позволяли без отрыва от производства готовить высококвалифицированные рабочие кадры. Однако существовали несоответствие качества обучения студентов-заочников и учащихся дневного отделения и обеспечение заочного студенческого контингента учебно-методической литературой по остаточному принципу. В некоторых учреждениях и предприятиях не было «необходимых условий для обучения работающей молодежи» [7, c. 343].
«Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 и до 2000 гг.» определили направления реформ в системе образования в целом, и в высшем, в частности [8, c. 4].
Для этого предполагались прежние механизмы реализации государственной политики, направленные на «улучшение», «повышение» и «изменение» различных количественных показателей экстенсивным путем [6, c. 81]. Новые потребности общества, вызванные назревавшими коренными изменениями общественно-политической ситуации в стране, вступали в неразрешимое противоречие с изжившими себя навыками реформирования и «хозяйствования» советского партийного аппарата.
Согласно постановлениям январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС планировалась перестройка высшего образования, как важнейшая задача ускорения развития страны. В период социально-экономических реформ особое внимание уделялось духовной культуре, активизации человеческого фактора, выходу на новую ступень научной подготовки специалистов в тесной связи с улучшением их использования [9, c. 410]. Достижение этого в решающей степени обуславливалось концентрацией в учебных заведениях лучших научно-педагогических кадров и их высоким профессиональным уровнем.
Реформа была нацелена на повышение эффективности работы научно-исследовательских учреждений. Это касалось вопросов стимулирования труда ученых, новых форм взаимодействия науки и производства. Было принято решение о создании межотраслевых научно-технических комплексов, включавших институты, проектно-конструкторские организации и опытно-промышленные производства. Остро встал вопрос о подготовке научной смены. Предполагалось с первых же лет обучения в вузе вовлекать студентов в научно-исследовательскую работу, во внедрение ее результатов в производство.
Государственная политика по отношению к высшей школе в конце 1970-х – первой половине 1980-х гг. характеризовалась стремлением руководящих организаций качественно подготовить высококвалифицированные кадры, преимущественно для практической работы на производстве, а также сформировать особый тип мировоззрения, при котором молодые дипломированные специалисты были бы проводниками идеологических норм и ценностей, способствовали дальнейшей пропаганде социалистических принципов в рабочих коллективах.
Начало «перестройки» знаменовало собой ускорение социально-экономического развития страны, качественное преобразование общества, перемены во всех сферах жизни.
Преобразования периода «ускорения социально-экономического развития» призваны были проанализировать комплекс проблем студенчества высшей школы и предложить варианты изменений как в организации деятельности высшей школы в целом, так и в поиске путей улучшения и совершенствования учебно-воспитательной работы, в частности.
Несмотря на довольно туманные цели по «совершенствованию социализма», это был сдвиг вперед с мертвой точки, в которой в течение последних лет находилось общество. Однако у руководства не было четкой программы реформирования высшего образования.
Политика жесткой регламентации и централизации достигла своего апогея к середине 1980-х гг. Проблемы нарастали намного быстрее, чем решались. Инертность форм и методов управления, скованность идеологическими запретами и указами привела к формированию «двойных» стандартов поведения.
Задача преодоления «негативных явлений в социально-экономическом развитии общества, создания необходимого динамизма и ускорения» как в центральных органах, так и на местах решалась при господстве прежней психологии – улучшать, совершенствовать положение, ничего коренным образом не изменяя.
Реформа высшей школы – составной элемент политики социально-экономических преобразований 1985-1989 гг., которые были нацелены на перестройку советского общества в условиях назревавших кризисных явлений. Многие, разработанные еще до1985 г. установки, в период перестройки получили новое, демократическое оформление.
Связь образования с жизнью, с производством и общественным развитием не были новшеством ни для эпохи перестройки, ни для 1980-х гг. в целом. Однако в данный хронологический период можно увидеть смену двух образовательных парадигм, в некоторых своих положениях абсолютно взаимоисключающих друг друга – жесткая централизация и регламентация деятельности вузов и студенчества в первой половине 1980-х гг., и ярко показные тенденции самоуправления и демократичности в эпоху перестройки. И, несмотря на противоположность методов воздействия на образовательные структуры, государственным аппаратом преследовались одинаковые цели – создание максимально эффективной высшей системы подготовки кадров.
Основная задача государственной политики по отношению к высшей школе в конце 1970-х – 1980-х гг. выражалась в необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих не только качественными теоретическими знаниями, но и способных применять свои умения в процессе практики.
Последнему положению уделялось особо пристальное внимание, что выражалось в создании многочисленных объединенных научно-производственных и научно-исследовательских комплексов при технических и медицинских вузах, в формировании педагогических отрядов, создании базовых учебно-воспитательных учреждений при пединститутах и др.
Получает широкое развитие движение специализированных студенческих отрядов, характер работы в которых соответствовал профилю избранной студентом специальности; начинают деятельность трудовые объединения студентов, воплотившие в себе формы и методы как студенческих конструкторских бюро, так и стройотрядов – проектно-строительные студотряды. Подобным образом происходила реализация принципа максимальной приближенности содержания общественно-политической практики к условиям будущей профессиональной деятельности молодого человека.
Библиографический список
- Конституция (Основной Закон) СССР. 1977. – М., 1985.
- Тимофеева Е.Г. Государственная политика в сфере обществоведческого образования российской молодежи в 50-е – 90- е гг. ХХ века. – М.: Прометей, 2002.
- Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. – Казань, 2004.
- Комсомол в вузе. – М.: Молодая гвардия, 1981.
- Постановление Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта» от 5 июня1984 г. № 233 // Свод законов РСФСР. – Т. 3. М., 1988.
- Григорьева Н.А. Государственная политика и практика развития гражданского образования в России (1958-2006 гг.). – М.: АПКиППРО, 2007.
- Постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием без отрыва от производства» от 21 июля 1981 г. № 395 // Свод законов РСФСР. – Т. 3. М., 1988.
- Материалы XХVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. – М., 1986.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» от 13 марта 1987 г. № 325 // Свод законов РСФСР. – Т. 3. М., 1990.