ТРАДИЦИИ СУФИЕВ В СОВРЕМЕННОМ ИСЛАМСКОМ ИСКУССТВЕ

Лукоянова Л.А.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лукоянова Л.А. Традиции суфиев в современном исламском искусстве // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/06/943 (дата обращения: 18.04.2024).

Сейчас своим признанием суфизм обязан поэзии, музыке и танцу, которые значительно ближе нашей массовой культуре, чем молитва и метафизика. Сегодня суфийская практика в виде поэзии, музыки и танца оценивается с позиции современных западных эстетических норм.
Ежигодно проходит множество фестивалей цель которых является раскрытие и развитие культуры суфиев.
Фестиваль духовной музыки в Фесе является одним из самых значительных музыкальных событий в мире. Ежегодно духовная столица Марокко принимает у себя исполнителей из разных уголков нашей планеты. Программа фестиваля включает в себя самую разнообразную музыку французскую классику, суфийскую музыку из Индии и Пакистана, церковный хор из Великобритании, японские барабаны, латиноамериканскую соборную музыку. Желающие примут участие в мастер-классах по игре на народных инструментах и этническим танцам. Одним из самых интересных событий фестиваля являются суфийские вечера — концерты, во время которых представители различных суфийских общин представят свое видение мусульманских песнопений
В турецком городе Конья в музее Мевланы ежегодно проходит Фестиваль Танцующих Дервишей. Дервиши в исламском мире – это странствующие монахи, а дословно с арабского «дервиш» переводится как «кружащийся». Танец дервишей – одна из наиболее впечатляющих черт мистической жизни в исламе. Он сопровождается музыкой удивительной красоты, начинается она долгим славословием в честь Пророка (этот гимн написал сам Джалаледдин), а заканчивается короткими восторженными песнями.
В первой части церемонии дервиши танцуя, обходят зал три раза. Первый круг означает знание Бога, второй – видение Бога и третий – истину единения. В ходе ритуала дервиши быстро вращаются под аккомпанемент барабанов и тростниковых флейт, подняв правую руку, чтобы получить благословение неба, и опустив левую руку, чтобы передать благословение земле.
Фестиваль проводится в честь великого персидско-таджикского суфийского поэта и философа 13 века Джалаледдина Руми (Jelaladin Rumi), которого в народе называли «Мевлана», что на арабском языке означает «Наш господин». В Конья сохранилась гробница поэта.
С каждым годом увеличивается количество исполнителей суфийской духовной музыки. Один из самых ярких исполнителей Нусрат Фатех Али Хан, миллионы почитателей считают этого исполнителя кааввали, суфийской духовной музыки лучшим голосом столетия. При этом его слушатели впадают в состояние духовного экстаза. Нусрат Фатех Али Хан не суфий, но в детстве он провел много времени в обществе суфиев и хорошо изучил их, особенно суфийскую музыку, которая похожа на молитву. Его миссия – это миссия гуманности, любви и мира. Суть этой миссии в том, чтобы донести до людей идею братства, больше сблизить их в мире без ненависти, без расовых и религиозных предрассудков.
Суфизм – мистическое направление ислама, возникшее и развившееся как противовес ортодоксальному формализованному исламу, и провозгласившее в качестве программного – принцип «сердечной веры».
Суфийское искусство, включенное в систему исламского культа, носит полифункциональный характер. Оно выполняет в системе религиозного культа две функции. Во-первых, специфически религиозную, культовую функцию, поскольку оно сопровождает обряд, возбуждает религиозные образы, идеи, переживания, возобновляет и подкрепляет религиозные верования. Во-вторых, ему свойственна эстетическая функция, ибо оно есть продукт художественного творчества, и вызывает у воспринимающих его людей эстетические чувства, а эстетические чувства могут влиться в общий поток религиозных переживаний, активизируя и углубляя их. С другой стороны, в искусстве суфиев нередки ситуации, когда эстетическая функция может прийти в конфликт с религиозной, оттеснив на задний план культовое значение произведения искусства, его религиозную направленность, как в случае с поэзией Омара Хайама.
Основной характеристикой мистического произведения искусства является то, что оно имеет, как минимум, две цели – выражение мистического опыта и заражение мистическим опытом, то есть вовлечение адресата в ту сферу, в которой мистик «пребывает».
Для достижения таких эффектов суфизм ввел в поэзию и музыку особый символический стиль. Бог в поэзии суфиев представлялся триединством или 1)любви, любящего и любимого, или 2)красавицы, зеркало и отражение красавицы в зеркале, или 3)художника, его творения и используемого им материала. В некоторых произведениях Бога представляли через каждую частичку мира. Любовь поэта – суфия обращена к божеству, но его язык, эмоциональность облекают переживания в пластические, земные осязательные формы.
Поэтико – теософский переворот, совершенный суфизмом, выразился в окончательном отрыве образа от породившей его действительности и в невозможности без дополнительного кода прочитать в нужном смысле текст поэтического произведения. Суфийское учение сохраняет для литературы коллизии и перипетии любовного переживания: разлуку, свидание, красоту возлюбленной, ее коварства и непостоянства, но вносит в них религиозное содержание. Любовь выступает теперь не только как повод описания красоты любимой, но и как центральный аспект учения суфиев – как мистическая любовь. Поэтические клише, давно утратившие свою новизну, стали использоваться для обозначения другой – религиозно-философской реальности и таким образом, из тропов, так или иначе описывавших действительность, превратились в религиозно-философские символы.
Музыка для суфия также есть ни что иное, как изображение Возлюбленного Бога. Некоторые суфии объяснили эмоциональное воздействие музыки вызываемыми ею реминисценциями о потусторонней обители души: внимая мелодиям, последняя как бы вновь слышит глас божий, звучавший в мире – до ее вхождения в эту земную плоть.
С точки зрения суфизма из всех искусств только музыка и поэзия обладают способностью пробуждать в суфии отклик на движение жизни вселенной, доносить до нас ее торжествующую страсть и несравнимый покой. Музыка помогает нам тренировать себя в гармонии, и именно в этом магия, или тайна, стоящая за музыкой. Жизнь целиком, во всех ее аспектах, есть одна единая музыка; и ее реальным духовным достижением является настройка самого себя на гармонию этой совершенной музыки. Музыка, по мнению суфиев, способна изменять не только настроение слушателя, но и его характер и даже физическое состояние.
Мотивы суфийской поэзии и музыки позволили найти своего читателя и слушателя как в религиозной, так и в светской среде. Именно глубокое эмоциональное, мистическое смыслопереживание, заключенное в поэзии и музыке суфизма, позволило искусству суфиев выполнять и свои культовые религиозные функции, и привлечь к себе массового неисламского и нерелигиозного читателя и слушателя, для которого на первый план выходит не религиозное, а общечеловеческое, экзистенциально-философское содержание суфийского искусства.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «lukoyanova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация