Государственно-частное партнерство является одной из форм проектного финансирования, при котором для создания нового хозяйствующего субъекта привлекаются собственные средства инвестора, банковские кредиты и государственное софинансирование.
Развитые страны (Великобритания, Франция, Германия, США) широко используют преимущества построения партнерских отношений государства и бизнеса, последовательно переосмысливая стратегические аспекты этих отношений, вводя новые механизмы регулирования, обеспечивая гармонизацию интересов участников, совершенствуя законодательную базу.
Форма взаимодействия государства и частного сектора – частно-государственное партнерство – зародилась в начале 1990-ых годов в Великобритании, когда появилась модель «частной финансовой инициативы» , при которой финансовые вложения возвращались инвестору через арендную плату, вносимую государством за эксплуатацию объекта. Партнерства в инновационной сфере возникли в США, затем эта форма отношений была адаптирована к условиям многих европейских стран.
В мировой практике существует два подхода к определению содержания понятия «государственно-частное партнерство» :
- как к системе отношений государства и бизнеса на договорной (контрактной) основе, которая применяется в качестве инструмента международного, национального, регионального, городского, муниципального экономического и социального развития и планирования;
- как к конкретным проектам, реализуемым разными государственными органами и бизнесом совместно или только частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности.
В Европейском Союзе нет единого подхода к определению государственно-частного партнерства – в общем плане под ним понимаются «формы кооперации между общественными властями и бизнесом, которые служат цели обеспечения финансирования, строительства, модернизации, управления, эксплуатации инфраструктуры или оказания услуг» , при этом в разных странах ЕС существуют собственные, более конкретные определения категории ГЧП.
В некоторых развивающихся странах, таких как Филиппины, Малайзия, Вьетнам, Турция были приняты специальные законы о заключении концессионных контрактов .
В работе «For the Good of the People: Using Public-Private Partnerships To Meet America’s Essential Needs», опубликованной на сайте Национального Совета по ЧГП (The National Council for Public-Private Partnerships), указывается, что частно-государственное партнерство осуществляется в трех основных формах: аутсорсинг, традиционное частно-государственное партнерство и приватизация.
В апреле 1999 года Управление общего учета США (United States General Accounting Office) определило основные типы частно-государственного партнерства :
1. Строительство – Владение – Эксплуатация (BOO): частный сектор строит и эксплуатирует объект без передачи права владения государственному сектору;
2. Строительство – Эксплуатация – Передача (BOT): частный сектор строит объект в соответствии с требованиями государства, эксплуатирует объект определенное время и передает его в собственность государства;
3. Покупка – Строительство – Эксплуатация (BBO): государство продает актив частному сектору, который вносит улучшения, необходимые для максимально эффективной эксплуатации объекта;
4. Проектирование – Строительство – Эксплуатация (DBO): единый контракт на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта государственного сектора, который находится в собственности государства;
5. Строительство – Развитие – Эксплуатация (BDO): частный сектор арендует или покупает у государства существующий объект инфраструктуры, инвестирует собственные средства в его реновацию, модернизацию или расширение и эксплуатирует в соответствии с контрактом государственно-частного партнерства.
Существует развернутый вариант моделей партнерства государства и частного сектора, предложенный профессором Уилльямсом в 2003 году, предусматривающий восемь альтернативных вариантов участия государства (подробнее – Trefor P. Williams. (2003) Moving to Public-Private Partnerships: Learning from Experience around the World. Rutgers University).
С.Ли в работе «Public-private partnerships for development: A handbook for Business» разрабатывает модель частно-государственного партнерства, включающую четыре основных элемента: Компании, Правительство, Международные организации и Гражданское общество.
В США модели ЧГП используются для обеспечения лидерства во всех направлениях научных знаний: инновационная стратегия США опирается на развитие механизмов государственно-частного партнерства – с середины 1990-ых годов активно используется сотрудничество правительства, бизнеса, университетов в области разработки и коммерциализации инноваций в целях обеспечения экономического роста. Государственно-частное партнерство определяется как «закрепленное в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней определенным образом участвовать в государственной собственности в большей степени по сравнению с существующей практикой» .
В Соединенных Штатах Америки разработка диверсифицированной инновационной стратегии на основе ЧГП повлекла разделение штатов на группы: штаты с высокотехнологичным производством (Калифорния, Массачусетс); старопромышленные штаты (Нью-Йорк, Северная Каролина, Пенсильвания); штаты с истощающимся природными ресурсами (Флорида, Миннесота, Техас) .
В развивающихся странах, испытывающих недостаток бюджетных средств для поддержания, модернизации, расширения производственных мощностей, применялась концессионная практика – как альтернатива приватизации, обеспечивая формирование рыночной среды в ранее монополизированных отраслях: в последнее десятилетие XX века в дорожном хозяйстве было реализовано 314 проектов с объемом инвестиций 71 млрд. долларов, в портовой инфраструктуре – 169 проектов (с вложениями частных инвесторов – 16 млрд. долларов), на железнодорожном транспорте – 70 проектов (доля частных инвесторов – 26 млрд. долларов) .
В сложившейся в 2008-2009 годах экономической ситуации у многих стран возникли одинаковые проблемы с финансированием ГЧП: «ситуация с заимствованием привела к резкому росту обслуживания уже накопленных долговых обязательств и сделала невозможным их реструктуризацию в обозримой перспективе» . Проекты замораживаются или отменяются в силу спада деловой активности и введения режима общей экономии бюджетных средств.
Анализ опыта других стран позволяет сделать выводы, что в них используются различные институциональные подходы к организации системы управления государственно-частными партнерствами: вертикальная и горизонтальная дезинтеграция, отраслевой, межотраслевой и общеэкономический подходы. Во многих странах предусмотрено создание специального государственного органа или агентства, отвечающих за организацию и функционирование деятельности элементов государственного сектора и ГЧП (от разработки программы и методологии до реализации пилотных проектов и мониторинга), осуществляющих необходимый контроль.
Библиографический список
- National Council for Public-Private Partnerships (NCPPP) (2002). For the Good of the People: Using Public-Private Partnerships to Meet America’s Essential Needs. Web: http://ncpp.org/presskit/ncpppwhitepaper.pdf
- S. Lee. (2006) Public-Private Partnerships for development: A handbook for Business. Web: http://www.ced.org/library/reports/53/107-public-private-partnerships-for-development
- United States General Accounting Office, «Public-Private Partnerships: Terms Related to Building and Facility Partnerships» (1999). Web: http://www.gao.gov/special.pubs/Gg99071.pdf
- Варнавский, В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы методологии /В.Варнавский // Вестник института экономики РАН. – 2009. – №3
- Калинина, Л.Л. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации национальной экономической стратегии / Л.Л.Калинина // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2009. – №3
- Рябцев, А.Д. Правовое обеспечение государственно-частного партнерства / А.Д.Рябцев // Экономика и управление. – 2007. – №4
- Сухих, С.В. Проблемы финансирования проектов государственно-частных партнерств в условиях мирового финансового кризиса / С.В.Сухих, А.Г.Горбачев, Ю.Б.Вершинин // Вестник Казанского технологического университета. – 2009. – №6
- Татаркин, А.И. Теоретические основы государственно-частного партнерства / А.И.Татаров, О.А.Романова, Ю.Г.Лаврикова // Бизнес, менеджмент и право. – 2009. – №13
- Унтура, Г.А. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: региональный аспект /Г.А.Унтура // Регион: Экономика и Социология. – 2005. – №2