Экспорт наукоемкой продукции в сочетании с прямыми инвестициями и продажей лицензий является важнейшим средством упрочения позиций ведущих промышленно развитых стран в глобальной экономике. Именно высокие технологии играют сегодня решающую роль в сохранении и упрочении конкурентных позиций этих стран. Для большинства компаний основным результатом деятельности является предоставление клиентам информации и успешных решений организационных задач. Консалтинговые фирмы являются ярким примером подобных компаний. При оценке результатов деятельности консалтинговых фирм характерен учет высокой значимости квалификации персонала, направленного на создание прибыли. Таким образом, современный подход к оценке реальной стоимости компании помимо представлений о том, как те или иные решения влияют на стоимость предприятия, должен представлять и в каких именно активах – материальных и нематериальных – заключена ценность компании [1]. Качество нематериальных активов играет растущую роль в формировании стоимости компаний. “Можно даже утверждать, что предприятия, не располагающие нематериальными активами, вообще не имеют стоимости в долгосрочной перспективе” [2,28]. Нематериальные активы – это прежде всего общественный человеческий капитал, влияющий на экономику в целом, и индивидуальный человеческий капитал, непосредственно связанный с отдельными корпорациями. Современная фирма – это производитель не столько товаров, сколько знаний. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами. Интеллектуальный капитал в большей мере, чем физические активы или финансовый капитал становится устойчивым конкурентным преимуществом. Интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала.
Рис.1 Структура интеллектуального капитала.
Человеческий, организационный и потребительский капитал взаимодействуют друг с другом. Недостаточно инвестировать в каждый из них по отдельности. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одних видов нематериальных активов на другие.
Человеческий капитал – это та часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку, и на уровне компании к ее трудовым ресурсам. Он включает знания, практические навыки, творческие способности людей, их моральные ценности, культуру труда [3]. Организационный капитал – это та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом и определяет ее материальные, интеллектуальные и инновационные средства, которые работники компании используют в своей деятельности. Сюда входит техническое и программное обеспечение, организационные структуры, патенты, брэнды. Организационный капитал является в большей степени собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи.
Клиентский капитал – это та часть интеллектуального капитала, которая формируется в процессе взаимодействия с клиентами (устойчивые связи с клиентами, маркетинговые возможности, клиентские базы данных)[4].
Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала в теоретических работах, а также в практике деятельности многих фирм применяется коэффициент Тобина, то есть отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов). Сегодня для большинства компаний значения коэффициента Тобина колеблются от 5 до 10. Для наукоемких фирм этот коэффициент еще больше. Если цена компании существенно превосходит цену ее материальных активов, то это означает, что по достоинству оценены ее нематериальные активы – талант персонала, эффективность управляющих систем, менеджмента и др. Покупатель, таким образом, приобретает в основном не физические, а нематериальные активы.
Клиентский капитал организации — ее способность обеспечить принцип положительной обратной связи с потребителем. Как подмечают Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале, “потенциальные покупатели и будущие служащие будут молить о продуктах, услугах, стратегиях и организациях, которые бы находили отклик в их душах… У людей есть сильная потребность в искусстве и поэзии. Это то, чего промышленность пока не понимает”. Иначе говоря, компаниям сегодня необходима способность обрабатывать в реальном времени эмоциональные и культурные потребности людей, извлекать так называемый “экономический эффект задушевности” (economies of soul) [5]. Это и предполагает задействование клиентского капитала компании — смещение акцентов с производства обычных товаров и услуг на производство сложных социальных комплексов “продукт + потребитель + предпочтения”, максимальное вовлечение потребителя в процесс создания продукта, обеспечение возможности улавливать индивидуализированные вкусы клиентов, и немедленно воплощать их в продукции. Сегодня понятно, что данная задача неразрешима без привлечения информационных технологий, без создания специализированных баз данных клиентов, без систем мониторинга и обработки информации о состоянии рынка в реальном времени, без обеспечения мгновенной обратной связи с потребителем. Поэтому ядром клиентского капитала компании становится не просто стратегия работы с клиентом, но и ее информационное обеспечение, реализуемое сегодня в форме CRM-систем. Эта система включает анализ и описание существующей организационной структуры компании и бизнес-процессов работы с клиентами. Выявление основных потребностей бизнеса. Систематизация целей бизнеса, определение и документирование ожидаемых результатов и границ CRM проекта [6]. CRM – система включает оптимизация бизнес-процессов в сферах продаж, маркетинга и обслуживания клиентов, что особенно важно для консалтинговых компаний.
Показатели интеллектуального капитала компании содержат массу информации, но их главная ценность в том, что они дают полную картину, показывают не только то, где вы находитесь, но и то, к чему следует стремиться. При наличии сравнительных данных по конкурирующим предприятиям или по отрасли есть возможность сравнить себя с другими и оценить свои относительные достоинства и недостатки. Если сравнить схемы разных лет, можно достоверно узнать, прогрессируете вы или регрессируете, а также насколько вы продвинулись к цели. Следовательно, интеллектуальный капитал создает реальную возможность оценивать результаты любого вида коллективной деятельности, сравнивать динамику стоимостных показателей, так как именно показатели формируют разнородные факторы, определяющие состояние и тенденции развития предприятия и общества в целом.
Большое значение имеет измерение человеческого потенциала (индивидуальной компетенции), который можно оценивать с помощью таких показателей, как состав человеческих ресурсов организации и управление ими; степень удовлетворенности персонала; продажи и добавленная стоимость в расчете на каждого занятого; образование управленческого персонала; опыт персонала, число лет в рамках данной профессии; затраты на обучение в расчете на одного занятого; количество рабочих дней в году, потраченных на повышение квалификации работников; текучесть персонала. «Человеческий фактор» в том или ином виде присутствует во всех элементах интеллектуального капитала бизнеса. Поэтому показатели использования человеческих ресурсов выходят за рамки только человеческого капитала и должны включать, наряду с другими, и характеристики отдельных элементов организационного капитала (организационную структуру, систему управления бизнесом и стимулирования персонала). Исходя из этого, предлагаются следующие группы управленческих показателей использования человеческих ресурсов:
– показатели совокупной рабочей силы фирмы;
– показатели используемых в бизнесе знаний, умений и навыков работника;
– показатели организационной структуры и системы управления бизнесом [7].
Интеллектуальный капитал как категория во многом неосязаемая (нематериальная) входит и в другие элементы национального богатства в виде технологий, ноу-хау (которые невозможно отделить от основных фондов), в виде стоимости объектов культуры, шедевров, относящихся к национальному достоянию, и пр. С этой точки зрения мы опять сталкиваемся с проблемой точной количественной оценки интеллектуального капитала и в рамках узкой концепции национального богатства. Тем не менее выделить интеллектуальный капитал в структуре национального богатства все-таки можно, если определить его количественно по элементам с наибольшей долей интеллектуальной составляющей (например, передовые технологии, фундаментальная наука, вузовская наука).
В России имеются значительные резервы для бурного роста интеллектуального капитала. В стране накоплен человеческий капитал, что выражается в высоком уровне образования населения и значительной части работников, занятых наукой. Однако две другие части – организационный и потребительский капитал, – развиты недостаточно. При успешном развитии этих двух составляющих интеллектуального капитала можно получить значительный синергетический эффект, выраженный в росте интеллектуального капитала страны в целом и интеллектуального капитала отдельных экономических субъектов.
Библиографический список
- Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации. М., 2003.
- Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб., 2001,
- Гапоненко А.Л. Управление знаниями. М.: ИПК госслужбы, 2001.
- Голубкин В.Н., Клеева Л.П., Патока Л.В. Интеллектуальный капитал в эпоху глобализации экономики // Бизнес-образование. 2005. № 1.
- Владимир Карачаровский / CNewsAnalytics// Новые вызовы — новые ответы: интеллектуальный капитал через информационные технологии – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.cnews.ru/reviews/free/industry2006/articles/capital.shtml.
- Масютин С.А. Механизмы корпоративного управления. М.: Финстатинформ, 2002.
- Булыга Р., Кохно П. Интеллектуальный капитал человека// ИС. Промышленная собственность, 2007, № 11.