Среди ряда форм инвестиционной деятельности ключевое место занимает инновационно-инвестиционная деятельность, направленная на финансирование и осуществление инновационных проектов.
В рамках проекта инновационно-инвестиционной деятельности можно осуществлять инвестиционные проекты в модернизированную технику и технологии, необходимые для производства усовершенствованного продукта, что дает возможность сократить первичные вложения и получить дополнительную прибыль. Такие проекты более привлекательны и имеют огромный потенциал, однако главный минус таких проектов – ограниченность технологических инновационных исследований. В ходе осуществления таких проектов предприятия имеют возможность обновлять основные производственные фонды, накапливать финансовые ресурсы и производить продукцию с усовершенствованными характеристиками, что дает возможность выйти на более высокий уровень инвестиционных проектов[2,с.288].
Инновационно-инвестиционные проекты создают основу для формирования инновационного потенциала развития как отдельных предприятий, так и экономики страны в целом.
Однако для создания инновационного потенциала предприятия какой-либо отрасли необходимо сначала создать условия для осуществления инвестиций в инновационную деятельность.
Существует ряд проблем, препятствующих инновационно-инвестиционной деятельности в стране:
Во-первых, это отсутствие единой базы, в которой были бы объединены все инновационные проекты, что значительно бы упростило поиск информации для инвесторов;
Во-вторых, в информационных базах обязательно необходима подача экономических аспектов проекта (расчет чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности, описание показателей объема выручки, объемов производства и цены продукта), а также рассмотрение его потенциальных рисков;
В-третьих, работа действующих сегодня структур – инновационно-технологических центров, технопарков недостаточно эффективна, так как научные институты зачастую предлагают не те разработки, которые действительно необходимы бизнесу, но лишь те, что были созданы ранее на бюджетные деньги.
Также, усилия государства, прилагаемые к тому, чтобы «подтолкнуть» инновационные процессы, малопродуктивны: прекращение государственной поддержки автоматически ведет к стагнации инновационной деятельности, инициированной благодаря этой поддержке.
Для того, чтобы в долгосрочной перспективе прирост ВВП обеспечивался за счет инвестиций в инновации и новые технологий, необходимо:
1) увеличить финансирование науки до 2,5-2,8% от ВВП
2) увеличить численность исследователей до 700-800 тыс. чел.
3) обновить материально-техническую базу науки, увеличив в 5-7 раз фондо- и техновооруженность персонала, занятого исследованиями и разработками
4) последовательно повышать уровень оплаты труда в науке [1,с.24].
Инновации еще не стали фактором производственного развития (роста) как результат активной инвестиционной политики.
В силу отмеченных обстоятельств, государственная политика инвестиционной поддержки инноваций должна стать ведущим фактором, нацеленным на то, чтобы компенсировать, а в конечном итоге устранить недостатки существующей среды.
Библиографический список
- Ивантер В.В, Узяков М.Н. Долгосрочный прогноз развития экономики России: инвестиционный вариант / В.В. Ивантер, М.Н. Узяков // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – №3. – С.12-25.
- Матюша А.А. Инвестиции как инструмент внедрения инноваций / А.А.Матюша // Аудит и финансовый анализ. – 2010. – №2. – С.288-292.