КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ИСТОРИИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Костина Анастасия Александровна
ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
магистрант кафедры начального, дошкольного образования и социального управления

Аннотация
В данной статье рассматривается развитие дошкольного образования с момента его возникновения до настоящего времени. Статья охватывает исторический контекст развития дошкольных учреждений, анализируя ключевые этапы, влияющие факторы и достижения, которые сформировали современное понимание качественного дошкольного образования.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Костина А.А. Качество дошкольного образования: от истории до современности // Современные научные исследования и инновации. 2025. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2025/06/103525 (дата обращения: 11.07.2025).

 «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно» – Р.Киплинг

 

Дошкольное образование в России прошло долгий путь развития, начиная с первых частных инициатив в XVIII веке и заканчивая современными федеральными государственными стандартами.

Качество дошкольного образования – одна из ключевых проблем в области педагогики и социальной политики, поскольку оно является фундаментом системы образования в целом. Именно дошкольное детство является основой становления личности ребенка. Оно напрямую влияет на когнитивное, эмоциональное и социальное развитие детей, создает основу для успешного обучения в дальнейшем и формирует навыки, необходимые для жизни в обществе. Исследование показывают, что высокое качество дошкольного образования способствует повышению академической успеваемости и социальной адаптации детей.

С течением времени подходы к качеству дошкольного образования претерпели значительные изменения, отражая изменения в обществе, науке и педагогической практике. В данной статье мы рассмотрим основные этапы эволюции качества дошкольного образования и его современные тенденции.

Эволюция дошкольного образования в России прошла длинный путь.  В XVIII веке дошкольное образование в России не существовало как институциональная форма. Воспитание детей происходило преимущественно в семье и зависело от социального статуса. В это время под влиянием европейского Просвещения в России начали обсуждаться идеи раннего развития. Появление Воспитательного дома в Москве (1763) стало важным шагом к социальной опеке над детьми, однако целенаправленного образовательного процесса в этих учреждениях ещё не было.

27 сентября 1863 года в Петербурге был открыт первый детский сад. Основателем его стала А.С.  Симонович, русский педагог, человек с незаурядным энтузиазмом и фантазией [9].Цель детского сада «физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Он дополняет, таким образом, недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание и вместе с тем подготовляет ребенка к поступлению в школу» [12].

В это же время на Васильевском острове С.А.  Люгебиль открыла первый частный детский сад в России. Именно в это время последователи немецкого педагога Фридриха Фребеля заговорили о том, что с самого раннего возраста детей следует бережно «выращивать», подобно цветам [7].

В 1871 по инициативе Н. К. Задлер и Е. А. Вербер при содействии И. И. Паульсона и К.А. Раухфуса в С.-Петербурге было открыто Фребелевское общество, которое вело как просветительскую, так и благотворительную деятельность. Оно учредило первые «фребелевские курсы» для подготовки работниц детских садов, куда принимались лица, окончившие средние учебные заведения или имеющие звание домашней учительницы.

В конце 18 — начале 19 века акцент делался на формирование базовых навыков и знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Педагоги, такие как Фридрих Фрёбель и Мария Монтессори, начали разрабатывать методы, которые учитывали индивидуальные особенности детей и их потребности в игре и исследовании.

XIX век стал эпохой зарождения системного интереса к раннему детству. В 1912 году была разработана первая программа для детских садов, которая акцентировала внимание на воспитании и развитии ребенка. «Число детских садов в России накануне Революции 1917 года составляло около 150, и посещали их 5 тысяч детей. Предназначение детских садов было различным – часть из них существовала при гимназиях и готовила детей к поступлению в гимназию, другая же часть была нацелена на облегчение положения женщины, высвобождение ее из оков семьи и работы» [6].

После Октябрьской революции дошкольное образование стало частью государственной политики. В 1920-х годах началась массовая организация детских садов, что способствовало доступности образования для всех слоев населения.

В 1936 году была принята Конституция СССР, которая закрепила право на образование, включая дошкольное.

Советская идеология оказывала значительное влияние на содержание дошкольного образования. Программы были направлены на воспитание “нового человека” и включали элементы политической пропаганды. В 1950-х годах были введены новые стандарты, акцентировавшие внимание на физическом и интеллектуальном развитии детей.

С начала 20 века в дошкольном образовании начали активно использовать достижения психологии. Работы таких ученых, как Жан Пиаже и Лев Выготский, помогли понять, как дети воспринимают мир и учатся. Это привело к более гибким и адаптивным методам обучения, где акцент делался на взаимодействии детей друг с другом и с окружающей средой.

С 1980-х годов в разных странах начали разрабатываться стандарты качества дошкольного образования. Эти стандарты включают в себя как содержание образовательных программ, так и условия для обучения, квалификацию педагогов и уровень вовлеченности родителей. Оценка качества дошкольного образования стала важным инструментом для управления и улучшения образовательных учреждений.

С распадом СССР в 1991 году дошкольное образование столкнулось с новыми вызовами. Экономические трудности привели к сокращению финансирования, что негативно сказалось на качестве образования.

Качество образования на этом этапе не стандартизировалось: оно определялось личными педагогическими взглядами. Однако идеи развивающего воспитания, игры как метода обучения и формирования нравственных качеств постепенно утверждались как ценностные ориентиры.

В начале 2000-х годов началась реформа системы образования, целью которой было улучшение качества дошкольного образования. В 2004 году была принята Федеральная целевая программа “Дошкольное образование”, которая направила средства на модернизацию учреждений и подготовку кадров.

С 2010-х гг. в России усилилась государственная политика в области стандартизации дошкольного образования. В 2013 году впервые был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155.

С вступлением в силу нового закона об образовании,  детский сад стал первой обязательной ступенью образовательного процесса. С этого момента гарантируется не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС определяет качество дошкольного образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2].

Закон о дошкольном образовании в РФ определяет деятельность дошкольных учреждений, включая присмотр и уход за детьми, питание, гигиену и соблюдение распорядка. В связи с этим, оценка качества заключается в проверке реализации образовательной программы, присмотра и ухода за детьми и соответствия со стандартами.

До вступления в силу закона «Об образовании» понятие о качестве дошкольного образовании сильно разнились. О.А. Сафонова считает, что качество образования в детском саду можно оценить по четырем блокам: образовательный процесс, ресурсообеспечение, управление и результаты работы системы [11].

И.А. Рыбалова определяет управление качеством образовательного процесса в детском саду, как целенаправленное, комплексное и согласованное взаимодействие между управляющими и управляемыми подсистемами для достижения оптимального результата. Необходимо привести образовательный процесс и его результаты к требуемым стандартам [10].

К.Ю. Белая рассматривает качество дошкольного образования как управляемый процесс, включающий управление всем педагогическим процессом, личностные аспекты в системе управления и формирование коллектива. [5].

Качество дошкольного образования — это обобщённая мера эффективности учреждения, предоставляющего услуги, удовлетворяющие ожиданиям родителей и законодательным требованиям.

Понятие “качество” в образовании может быть трактовано по-разному каждым участником образовательных отношений.

Согласно ст. 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273, «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [2].

Качество образовательной программы, профессионализм педагогов, материально-техническое обеспечение учебного процесса. От этих компонентов зависит успешность обучения детей в дошкольном возрасте.

В разные периоды в России для оценки качества дошкольного образования использовали различные методы и инструменты. В советский период большое значение придавалось развитию дошкольных учреждений на селе. В качестве механизма для оценки качества работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, для улучшения общественного дошкольного воспитания детей в сельской местности совместно министерствами просвещения и здравоохранения проводились Всесоюзные смотры колхозов и совхозов на лучшую организацию общественного дошкольного воспитания. [9]. На этапе раннего переходного периода в 1995–2002 годах дошкольные учреждения проходили аккредитацию. В ранний переходный период аттестация дошкольных образовательных учреждений проводилась раз в 5 лет и проходила в 2 этапа: самоанализ; работа аттестационной комиссии. Целью и содержанием аттестации являлось установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов [1].

С выходом в 1996 г. приказа «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» индикаторами качества стали: содержание и методы воспитания и обучения, кадровое обеспечение образовательного процесса, организация деятельности ДОУ, материально-технические и медико-социальные условия, оценка деятельности ДОУ родителями. [3].

В поздний переходный период 2003-2009 годы, впервые законодательно обосновывается необходимость построения системы мониторинга качества работы образовательного учреждения в связи с появлением Национального стандарта РФ.

Начиная с 2011 года в регионах РФ прошла широкую апробацию модель [4]. оценки качества дошкольного образования, разработанная в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования [13].

В 2011 г., в период действия ФГТ ДО, была создана Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., в которой была особо отмечена необходимость развития мониторинга состояния системы образования, охватывающей федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также инструментария ее реализации. Предложенная модель прошла полномасштабную апробацию и начиная с 2012 года использовалась во многих регионах РФ.

В дальнейшее время, до 2024 года, существовали  внутренняя оценка качества образования и мониторинг качества дошкольного образования.  Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) оценивает процесс, условия и результаты образования, а также соответствие нормативам. Цель ВСОКО – совершенствование системы управления качеством образования в ДОО, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях развития. В связи с решением вопроса о снижении бюрократической нагрузки на педагогов дошкольных образовательных организаций с 2024 года мониторинг качества дошкольного образования отменён.

Образовательные организации проводят внутреннюю оценку качества образования, а общественные советы оценивают условия образовательной деятельности организаций.

Главными способами оценки качества образования являются: оценка качества образования с использованием внутреннего мониторинга, самоанализа, комплексных методов, проектного подхода и модульной оценки в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Существует множество подходов к оценке качества образования, так как каждое учреждение разрабатывает свою собственную систему оценки, учитывая свои особенности и цели.

В мае 2023 года была представлена Концепция развития дошкольного образования на период до 2030 года. Документ определяет цели и задачи, направленные на создание единого открытого образовательного пространства, оптимизацию системы управления, обеспечение доступного качественного образования для детей до восьми лет, создание безопасной образовательной среды и внедрение элементов безопасной цифровой образовательной среды.

Анализ источников позволил выявить периоды эволюции развития оценки качества дошкольного образования, выделив цели и показатели оценки качества образования в разные исторические периоды (Таблица 1).

Таблица 1. Периоды эволюции развития оценки качества дошкольного образования

Период

Цель

Показатели

1863

Начало систематизации дошкольного образования, создание первых детских садов Увеличение числа учреждений, начало профессиональной подготовки педагогов

1871

Развитие социальных функций детских садов, акцент на воспитание и обучение детей Внедрение программ, ориентированных на развитие детей, начало оценивания качества образования

Конец 18 — начало 19 века

Установление основ для создания детских садов как образовательных учреждений Появление первых методик и подходов к обучению, формирование стандартов

1912

Установление государственных стандартов для детских садов, развитие системы Разработка и внедрение образовательных программ, контроль за качеством обучения

1917

Внедрение идей социализма в систему образования, доступность для всех Расширение сети детских садов, равный доступ к образованию для всех слоев населения

1920

Обеспечение всестороннего развития детей, интеграция с обществом Увеличение числа воспитанников, внедрение новых образовательных технологий

1936

Утверждение единой системы дошкольного образования, акцент на патриотизм Оценка качества через результаты воспитанников, развитие методологии

20 век

Совершенствование системы, акцент на индивидуальном подходе к детям Введение новых стандартов, развитие программ дополнительного образования

1980

Поддержка семей и детей, развитие детских садов как социальных институтов Оценка качества через участие родителей, развитие программ для детей с особыми потребностями

1991

Переход к рыночной экономике, адаптация системы образования к новым условиям Внедрение новых методик, оценка качества через независимые экспертизы

2000

Установление новых стандартов, интеграция с международными системами Разработка и внедрение современных образовательных программ, мониторинг качества

2013

Реализация ФГОС, акцент на личностном развитии детей Оценка качества через результаты образовательных достижений, внедрение инновационных технологий

2020 – по настоящее время

Цифровизация и инновации в образовании Доступность образовательных ресурсов, использование современных технологий в обучении

Эволюция качества дошкольного образования – это сложный и многогранный процесс, который отражает изменения в обществе, культуре и науке. Дошкольное образование в России достигло значительных успехов в обеспечении доступности, однако вопросы качества остаются актуальными. Реализация стратегических инициатив, повышение квалификации педагогических кадров и улучшение условий в дошкольных учреждениях являются необходимыми шагами для дальнейшего развития системы дошкольного образования в стране. Необходимо помнить о том, что качественное образование – это инвестиция в будущее, способствующая развитию гармоничной и успешной личности. Сегодня важным направлением остается повышение качества дошкольного образования и доступности для всех детей. Важно продолжать исследования в данной области, для того чтобы обеспечить доступность и высокое качество дошкольного образования для всех детей.


Библиографический список
  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании : Федеральный закон № 3266-1 от 10 июля 1992 года.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.29
  3. Приказ от 22 августа 1996 года № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» / Министерство образования Российской Федерации
  4. Модель оценки качества ДО разработанная в рамках Государственного контракта на выполнение работ. 2011–2013 гг., № 03.Р20.11.0029.
  5. Белая, К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция – Москва: ТЦ Сфера, 2003. -  96 c.
  6. Комарова И.И., Пащенко А.К. История программ дошкольного образования в России – Современное дошкольное образование, №4 – 2023. – 35–55 с.
  7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., История педагогики  – Москва: Просвещение, 1982. – 447с.
  8. Михалева О.И., Колмогорова Т.В.  Мониторинг качества дошкольного образования: опыт работы в регионе – Наука и практика в образовании №4 – 2023. -119-124 с.
  9. Овсепьян Е. Э. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: дис. Педагогика наук: Екатеринбург, 2020. – 103 с.
  10. Рыбалова И.А. Менеджмент качества в ДОУ – Управление ДОУ, №3 – 2004. -15-23 с.
  11. Сафонова О.А. «Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении» – Москва: Академия, 2011. -  224 с.
  12. Симонович, А. С. Связь детского сада со школою – Детский Сад, № 4 – 1866. ––  121-126 с.
  13. Юдина Е. Г. Оценка качества дошкольного образования: сравнительный анализ российской и международной практики – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. — Москва, 2015. — 55 с.


Все статьи автора «Костина Анастасия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: