Благодаря своему выгодному расположению Республика Беларусь занимает центральное положение в транспортных инфраструктурах стран Европы и Азии, играя важную роль в организации перевозок. Располагающиеся на её территории распределительные центры имеют значение не только для самой Беларуси, но и для множества зарубежных партнёров. Современная инфраструктура белорусских центров включает развитые железнодорожные пути, автомобильные дороги высокого качества и специализированные терминалы, обеспечивающие оперативную обработку значительных объёмов груза и своевременность доставки. Для ряда стран, лишённых прямого выхода к морским путям, данные центры становятся незаменимыми элементами в цепи поставок товаров.
Республика Беларусь расположена на стыке главных транспортных маршрутов, соединяющих европейские страны с азиатскими регионами. Благодаря этому её логистическая сеть является важнейшим звеном для перемещения грузов между восточными и западными направлениями. По территории государства пролегают ключевые международные маршруты – такие как коридор «Север – Юг» и коридор «Запад – Восток». Страна успешно реализует инициативы в рамках объединения Евразийский экономический союз (ЕАЭС), направленные на улучшение взаимодействия логистических структур и облегчение таможенного регулирования. Всё это повышает привлекательность белорусских хабов среди международных фирм, заинтересованных в повышении эффективности своего бизнеса [1].
Транспортно-логистические хабы Беларуси размещены на пересечении разных видов трансопрта и вблизи крупных населенных пунктов. Согласно данным 2024 года, в стране функционирует свыше шестидесяти логистических хабов, обладающих общей площадью складских помещений порядка полутора миллионов квадратных метров. К таким центрам относятся: «Брест-Белтаможсервис», «Колядичи», «Транзит», «Бремино-Орша», «Озерцо-логистик», «Борисовинтертранс», «Доминик», «Белсотра», «Великий камень». Наибольшее количество предоставляемых услуг сосредоточено в центрах, принадлежащих «Белтаможсервис», «Брествнештранс», совместному предприятию «Транзит», СП «Доминик». Данные и другие белорусские логистические структуры предлагают разнообразные услуги, ориентированные на повышение эффективности управления потоками грузов и удовлетворяющие нужды внутреннего и внешнеторгового сотрудничества.
В современных условиях внешнего давления, Беларусь вместе с Россией становится значимым транспортно-логистическим центром китайской программы «Один пояс – один путь». Белорусские логистические предприятия высоко оценивают свою значимость в качестве узлового звена в реализации данного проекта как важного транспортно-логистического и информационно-коммуникационного хаба [2].
Для Китая белорусские логистические хабы представляют собой удобный способ для вывоза своей продукции в Евросоюз и страны Евразийского экономического союза, и потому КНР вкладывает значительные средства в модернизацию местной инфраструктуры. Географическое расположение Беларуси даёт Китаю преимущества в виде быстрого и дешёвого маршрута перевозки товаров в Европу автомобильным и железнодорожным транспортом. Важнейшими пунктами перегрузки и обработки контейнеров являются брестский транспортный узел и логистический комплекс в Смолевичах. Кроме того, китайские инвестиции направлены на создание индустриального парка «Великий камень», что усиливает взаимодействие двух стран и увеличивает присутствие Китая в регионе.
Белорусские логистические хабы также играют большую роль для Евразийского экономического союза. Их современная инфраструктура охватывает обширную сеть автодорог, железнодорожных линий и авиасообщений. Удобное местоположение и высокий уровень сервиса привлекают внимание логистических организаций стран-участниц ЕАЭС, нацеленных на совершенствование системы распределения товаров. Белорусские логистические хабы выступают ключевыми транзитными центрами для товаров, следующих в Россию, Казахстан, Армению и Киргизию, обеспечивая высокую скорость доставки и снижение затрат на перевозку. Высококачественная инфраструктура, представленная современными аэропортами, железными дорогами и терминалами, обеспечивает включение Беларуси в глобальные транспортные проекты, к примеру «Новый шёлковый путь» [3].
Таким образом, белорусские логистические хабы занимают важное место в мировой логистической системе, выступая ключевым узлом для стран ЕАЭС и Китая. Включение белорусских хабов в международную транспортную сеть способствует укреплению партнёрства между государствами и созданию условий для роста торгового оборота и инвестиционной активности.
Библиографический список
- Крупнейшие логистические хабы Беларуси: где находятся и что предлагают [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://officelife.media/article/46066-krupneyshie-logisticheskie-khaby-belarusi/?ysclid=m7wcj9wfnz937797776. – Дата доступа: 02.05.2025.
- Логистика Беларуси – ключевые особенности, преимущества и перспективы развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://logistics.by/blog/logistika-belarus-klyuchevye-osobennosti-preimushhestva-i-perspektivy-razvitiya. – Дата доступа: 02.05.2025.
- Мнение: Беларусь и Россия становятся ключевым транспортно-логистическим хабом проекта «Один пояс – один путь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belta.by/society/view/mnenie-belarus-i-rossija-stanovjatsja-kljuchevym-transportno-logisticheskim-habom-proekta-odin-pojas-595046-2023/?yscli. – Дата доступа: 02.05.2025.