Склонность к девиантному поведению, то есть к поступкам, выходящим за рамки общепринятых социальных норм, является одним из ключевых показателей уровня сформированности правовой культуры в обществе. В “Философском энциклопедическом словаре” (2006) девиантное поведение определяется как “отклоняющиеся от принятых в данном обществе норм и ценностей социальные или личные действия и поступки, действия отдельных лиц или групп, вызывающие нарушение всех норм и правил, что приводит к настоятельной необходимости реагирования на эти отклонения со стороны общества или группы”. Однако это определение не охватывает все нюансы. Понятие девиации часто включает в себя все виды поведения, отвергающие социальные нормы, в том числе и “позитивные девиации”, такие как научное, техническое или художественное творчество (Гилинский, 2009). Важно отметить, что “позитивная девиация” является движущей силой прогресса и развития любого общества. Открытия, изобретения и новации часто требуют пересмотра, а порой и отрицания существующих норм и правил. Нестандартное поведение – это ключ к поиску новых путей общественного развития. Тем не менее, даже “позитивная девиация” остается девиацией, то есть отклонением от общепринятых норм. Для гармоничного функционирования общества необходим баланс между стандартным и нестандартным поведением его участников.
Девиантное поведение – это сложный феномен, который объясняется взаимодействием множества факторов. Существует целый ряд теорий, пытающихся объяснить его причины, от психологических и биологических до социологических. Вероятно, ни одна теория не является универсальной, и зачастую в девиантном поведении играют роль сразу несколько факторов. Генетика, черты личности, воспитание, окружающая среда и влияние общества – все они могут оказывать влияние на склонность к девиантному поведению. Также важно помнить, что представления о девиантности могут различаться в разных культурах. Пол и социально-экономический статус в том числе влияют на социальные нормы и ожидания, которые люди должны соответствовать. Это особенно важно для понимания того, как девиантное поведение воспринимается и как к нему относятся в различных группах общества.
Психологические теории девиантного поведения исходят из различных точек зрения. Психоаналитический подход, например, может предполагать, что у всех людей есть подавленные, бессознательные побуждения, которые приводят к социальным отклонениям. Теории обучения, с другой стороны, могут предполагать, что эти формы поведения приобретаются путем наблюдения за тем, как другие ведут себя девиантно. В контексте употребления веществ это предполагает, что люди начинают употреблять наркотики или злоупотреблять алкоголем в результате наблюдения за тем, как другие люди употребляют вещества. Исследования показывают, что социальное влияние может играть важную роль в начале употребления веществ и зависимости.
Биологические объяснения отклонений предполагают, что генетические влияния играют важную роль в девиантном поведении. Например, когда речь идет о зависимости, исследования показали, что гены играют роль в развитии проблем, связанных с употреблением веществ. Исследования показывают, что от 40 до 60% риска развития зависимости обусловлено генетикой. Генетика также влияет на темперамент и личность в целом. Эти характеристики и черты могут влиять на вероятность того, что человек будет заниматься девиантным поведением.
Одним из социологических объяснений является теория напряжения Мертона, которая предполагает, что существует напряжение между целями общества и средствами, которые люди имеют для достижения этих целей. В результате люди часто прибегают к девиантному поведению (например, к воровству или продаже наркотиков) как к способу достижения социально приемлемых общественных идеалов (например, обладания богатством).
В 2016 году Рудневой и Чайковским было проведено исследование, где использовали нормативно-правовой критерий для определения возрастных границ молодежи, определив их как лиц в возрасте от 15 до 29 лет (Молодежь в России, 2010, с.8). В этом возрасте молодые люди, как правило, завершают образование, начинают самостоятельную трудовую деятельность, вступают в брак и т.д. Таким образом, определение возраста молодежи нормативно-правовым критерием является обоснованным. В ходе исследования было опрошено 113 человек, из них 45% мужчин и 55% женщин. Возрастная структура выборки распределена следующим образом: 11,6% – молодые люди до 18 лет, 48,7% – в возрасте от 19 до 22 лет, 39% – в возрасте от 23 до 29 лет. Большинство респондентов (48,7%) были молодыми людьми в возрасте 19-22 лет. Образовательный уровень респондентов: 11,6% – учащиеся школ, 10,6% – студенты колледжей и лицеев, 57,5% – студенты различных высших учебных заведений города Тюмени, 19,5% – молодые специалисты с высшим образованием. Большинство респондентов (58,4%) отмечали, что сталкивались с проявлениями социальной девиации среди молодежи. Однако 41,6% респондентов заявляли, что в их окружении не было людей с “девиантным” поведением. 72,5% респондентов считают проблему социальной девиации актуальной среди молодежи, в то время как 27,5% не считают ее значимой.
Исследование показало, что молодые люди преимущественно воспринимают социальную девиацию как негативное, противоправное поведение, нарушающее общественные нормы. В их представлении, главными примерами девиации являются наркомания, алкоголизм, административные и уголовные правонарушения, курение, безработица, нежелание учиться и религиозный фанатизм. Анализ ответов респондентов выявил, что наркомания, алкоголизм и курение занимают лидирующие позиции среди проблем, актуальных для молодежи. Почти половина респондентов поставили наркоманию на первое место, а алкоголизм – на второе. Интересно, что 46,9% респондентов отметили значимость проблемы курения. Можно предположить, что многие другие формы социальной девиации, такие как административные и уголовные правонарушения, безработица и нежелание учиться, связаны с наркоманией и алкоголизмом.
Результаты исследования подчеркивают, что обострение социальных и экономических проблем в современном российском обществе отражается на представлениях молодежи о социальной девиации.
Современное молодое поколение России в большей степени, чем в прошлом, подвержено влиянию социально-экономической ситуации, сложившейся в стране. Отсутствие единой политики воспитания и образования подрастающего поколения, недостаточность мер, направленных на формирование правовой культуры молодежи, приводят к неопределенности будущего развития общества. Поэтому выявление причин девиантного поведения среди молодежи является основополагающим элементом исследования для понимания проблем формирования правовой культуры общества. Анализ ответов респондентов на вопрос о причинах социальных девиаций молодежи выявил, что 38,1% респондентов считают социальную среду общества определяющей причиной девиантного поведения. Почти 32% респондентов назвали проблемы семейного воспитания второй по значимости причиной девиации. Третье место, отмеченное от 9 до 10,7% опрошенных, заняли такие причины социальной девиации, как: нереализованные личные амбиции, снижение воспитательной работы по месту учебы и отсутствие внеклассной деятельности. Следует отметить, что позитивные девиации снова остались за пределами восприятия респондентов.
Библиографический список
- Толмачева, С., Ситева, С. и Колтунова, А. (2018). Проблема изучения социальной девиации и формирования правовой культуры молодежи.
- Анджело Рейес Даллас, Кристин Даниэль Инсьерто, Мариэль А. Лабиано, Джером К. Марсело (2021). Факторы, определяющие различные формы девиантного поведения: анализ удовлетворенности семьей, черт личности и их связи с девиантным поведением среди филиппинских подростков
- Элизабет Хартни (2023). Девиантное поведение: определение, причины и типы.