МОДЕЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОВЫХ ФОРМ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ

Виноградова Дарья Сергеевна
Калужский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
cтудентка 1 курса

Аннотация
В последние годы на рынке труда наблюдается тенденция к сокращению традиционной формальной занятости, основанной на трудовых договорах, и увеличению числа людей, работающих на цифровых платформах или занимающихся самозанятостью. Труд в новых формах занятости часто не обеспечивает должный уровень социально-трудовой защиты. Эта проблема особенно остро стоит перед платформенными работниками и самозанятыми. Поэтому государства должны разработать эффективные правовые решения для обеспечения социально-трудовых прав и гарантий для этих категорий работников.
Цель исследования — изучить зарубежные правовые практики регулирования новых форм занятости на примере платформенной занятости и зависимой самозанятости.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Виноградова Д.С. Модели правового регулирования новых форм трудовой занятости // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/12/102831 (дата обращения: 01.05.2025).

Научный руководитель: Кутепов Олег Евгеньевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры “Экономика, финансы и гуманитарные дисциплины”
Калужский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Происходящие в обществе и экономике цифровые изменения неминуемо приводят к преобразованиям как в экономике, так и на рынке труда, способствуя появлению различных типов цифровых платформ и новых форм трудовой занятости. Как указывает в одном из новейших исследований Международная организация труда (МОТ), основными типами цифровых платформ являются: платформы, предлагающие цифровые сервисы (продукты) частным лицам (социальные сети, платформы для видео-конференц-связи); платформы, обеспечивающие взаимодействие и выполняющие функции связующего звена между различными пользователями (платформы по моделям «бизнес для бизнеса», «бизнес для потребителей»); цифровые трудовые платформы (онлайн-платформы на основе веб-технологий, где работники выполняют задания виртуально и дистанционно; платформы на основе геолокации, где работники выполняют задания в указанном физическом месте); гибридные цифровые платформы

Проблематика новых форм трудовой занятости является актуальной не только на региональном международном уровне, она активно разрабатывается и в глобальном аспекте. В связи с этим исследование моделей правового регулирования новых форм занятости представляет собой особый научный интерес, реализация которого станет основой для формирования концепции, обеспечивающей реализацию экономических интересов хозяйствующих субъектов при сохранении должного уровня социальнотрудовой защищенности лиц, непосредственно осуществляющих трудовую деятельность в рамках новых форм занятости.

В отношении первого направления отметим, что глубокое изучение данного вопроса началось с конца прошлого века, когда были предприняты попытки по формированию концепции регулирования труда на условиях подряда.

Так, в докладе «Сфера трудовых отношений» 2003 г. сформулирован ряд идей, которые имеют значение для рассмотрения вопроса о правовом регулировании платформенной занятости и зависимой самозанятости: расширить сферу действия трудового законодательства, включив в нее всех трудящихся, которые зависимы от своего клиента, а не только наемных работников; облегчить переходный процесс из одного статуса занятости в другой и создать механизм сохранения социальных прав; принять меры для решения проблемы скрытых трудовых отношений, т. е. отношений, которые по сути являются наемными, но оформлены в виде гражданско-правовых отношений с целью уклонения от предоставления социально-трудовых прав и гарантий работникам; уделить внимание проблеме трудовых отношений, которые имеют объективно неопределенный характер.

В рамках второго направления решение проблемы социального обеспечения самозанятых вкупе с проблемой перехода неформальной экономики в формальную были рассмотрены, например, в 2011 г. в докладе «Новая эра социальной справедливости» и докладе «Социальное обеспечение и верховенство закона». В 2012 г. на основе представленных государствами-членами национальных отчетов был подготовлен доклад относительно минимальных норм социальной защиты. В совокупности это стало основой для официального закрепления концепции минимальных уровней социальной защиты. Социальный диалог как один из компонентов концепции достойного труда был предметом одноименного доклада, представленного для обсуждения на 102-й сессии Международной конференции труда в 2013 г. В нем была отмечена роль профсоюзов в оказании содействия самозанятым неформальной экономики путем принятия их в члены существующих профсоюзов или оказания им помощи по созданию собственных профсоюзов.

В работах, посвящённых регулированию труда платформенных работников и самозанятых, как в зарубежных, так и в отечественных, отражена позиция Международной организации труда по этому вопросу. Также в этих работах детально рассматривается данная проблема в контексте разных стран.

Обзор научной литературы показывает, что исследователи проявляют большой интерес к этой теме и указывают на необходимость расширения и углубления существующих знаний.

Отечественные учёные предлагают различные подходы к решению проблемы правовой регламентации труда платформенных работников и самозанятых. Некоторые считают, что включение самозанятых в сферу действия трудового законодательства неизбежно. Другие предлагают разработать новые, более гибкие и универсальные подходы к определению трудовых отношений, которые позволят защитить более широкий круг работников, включая тех, кто в настоящее время не может быть признан работником согласно статьям 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации.

О. В. Чесалина, Ю. В. Жильцова и Ю. И. Клепалова указывают на необходимость пересмотра признаков трудовых отношений, поскольку критерий субординированности труда как условия применения норм трудового права к отношениям, связанным с трудом, должен быть дополнен критерием экономической зависимости работника и асимметрией экономических возможностей сторон.

В зарубежной и отечественной литературе можно найти и более радикальные предложения, такие как пересмотр и корректировка ключевых категорий трудового права — «работник» и «работодатель». Социальное следование зарубежного опыта правового регулирования труда работников платформ и самозанятых, находящихся в зависимости от платформ, демонстрирует разнообразие подходов к решению этой проблемы.

В зависимости от степени дифференциации национального законодательства можно выделить три группы стран:

• В странах первой группы принимаются специальные правовые решения, касающиеся работников платформ.

• В странах второй группы существует отдельная категория «зависимых самозанятых», к которой относятся работники платформ.

• В странах третьей группы формируется специальное правовое регулирование труда самозанятых, включая работников платформ.

Рассмотрим первую модель правового регулирования. Она существует в двух вариантах.

Наиболее радикальный подход основан на теории трудовых отношений. Согласно ему, отношения между работником платформы и платформой могут быть признаны трудовыми, даже если они оформлены гражданско-правовыми договорами. Такой подход был применён в Великобритании, где водители, работающие через приложение Uber, были признаны наёмными работниками. Аналогично в Казахстане курьеры ТОО «Glovo Kazakhstan» были признаны наёмными работниками.

Третье направление развития российского законодательства не уделяет должного внимания социально-трудовой защищённости самозанятых, что приводит к социальному демпингу. Для решения проблемы необходимо углубить дифференциацию правового статуса самозанятых, создав блок норм для зависимых и платформенных работников. Базовым нормативным правовым актом может стать Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Реформирование законодательства должно создать адекватный механизм социально-трудовой защиты самозанятых с учётом экономических интересов хозяйствующих субъектов. Государство должно обеспечить самозанятым права в области социального партнёрства, оплаты труда, рабочего времени и отдыха, охраны труда и социального обеспечения, а также установить гарантии их реализации. Эти права и гарантии не могут быть такими же, как в классических трудовых отношениях, но они должны обеспечить достойный труд и качество трудовой жизни для всех, кто вовлечён в легальную трудовую деятельность с зависимым характером.

 


Библиографический список
  1. Журнал Российского Права / Модели правового регулирования новых форм трудовой занятости С.Ю.Головина, А.В.Серова / https://jrpnorma.ru/issue/2022/8 / 02.11.2024
  2. ВНИИ труда Минтруда России / Цифровая экономика и рынок труда, цифровые технологии и трудовые отношения: Взаимовлияние, особенности и тенденции развития / https://vniitruda.ru/blog/cifrovaa-ekonomika-i-rynok-truda-cifrovye-tehnologii-i-trudovye-otnosenia-vzaimovlianie-osobennosti-i-tendencii-razvitia / 02.11.2024
  3. Научная электронная библиотека Елибрари ру / Модели правового регулирования новых форм трудовой занятости / https://elibrary.ru/item.asp?id=49349422 / 02.11.2024
  4. Верховный суд Российской Федерации / https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1662426 / 02.11.2024
  5. Российское правовое издание ГАРАНТ РУ / Платформенная занятость: определение и регулирование / https://www.garant.ru/files/6/6/1631366/platformennaya-zanyatost-opredelenie-i-regulirovanie.pdf / 02.11.2024


Все статьи автора «Виноградова Дарья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: