ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Абсалямова Гульшат Филюсовна1, Такиуллина Алсу Рафаиловна1, Абраев Айдар Фаритович1
1Уфимский университет науки и технологий, Нефтекамский филиал, студент 3 курса, Факультет экономико-математический

Аннотация
Данная работа исследует девиантное поведение – поступки, выходящие за рамки общепринятых социальных норм, – как ключевой индикатор уровня сформированности правовой культуры в обществе. Исследование изучает восприятие социальной девиации молодежью и ее влияние на формирование правовой культуры. Результаты показывают, что молодежь преимущественно воспринимает девиантное поведение как негативное или отклоняющееся, не придавая значения позитивным формам отклонения. Несмотря на то, что значительная часть опрошенных не сталкивалась с девиантным поведением в своем окружении, более 70% считают, что эти проблемы актуальны для современной молодежи. Авторы подчеркивают важность формирования правовой культуры среди молодежи и указывают на необходимость усиления молодежной политики органов местного самоуправления и воспитательной работы в учебных заведениях.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Абсалямова Г.Ф., Такиуллина А.Р., Абраев А.Ф. Девиантное поведение. Основные факторы девиантного поведения. Проблемы девиации в современном обществе // Современные научные исследования и инновации. 2024. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2024/09/102600 (дата обращения: 01.05.2025).

Склонность к девиантному поведению, то есть к поступкам, выходящим за рамки общепринятых социальных норм, является одним из ключевых показателей уровня сформированности правовой культуры в обществе. В “Философском энциклопедическом словаре” (2006) девиантное поведение определяется как “отклоняющиеся от принятых в данном обществе норм и ценностей социальные или личные действия и поступки, действия отдельных лиц или групп, вызывающие нарушение всех норм и правил, что приводит к настоятельной необходимости реагирования на эти отклонения со стороны общества или группы”. Однако это определение не охватывает все нюансы. Понятие девиации часто включает в себя все виды поведения, отвергающие социальные нормы, в том числе и “позитивные девиации”, такие как научное, техническое или художественное творчество (Гилинский, 2009). Важно отметить, что “позитивная девиация” является движущей силой прогресса и развития любого общества. Открытия, изобретения и новации часто требуют пересмотра, а порой и отрицания существующих норм и правил. Нестандартное поведение – это ключ к поиску новых путей общественного развития. Тем не менее, даже “позитивная девиация” остается девиацией, то есть отклонением от общепринятых норм.  Для гармоничного функционирования общества необходим баланс между стандартным и нестандартным поведением его участников.

Девиантное поведение – это сложный феномен, который объясняется взаимодействием множества факторов. Существует целый ряд теорий, пытающихся объяснить его причины, от психологических и биологических до социологических. Вероятно, ни одна теория не является универсальной, и зачастую в девиантном поведении играют роль сразу несколько факторов. Генетика, черты личности, воспитание, окружающая среда и влияние общества – все они могут оказывать влияние на склонность к девиантному поведению. Также важно помнить, что представления о девиантности могут различаться в разных культурах. Пол и социально-экономический статус в том числе влияют на социальные нормы и ожидания, которые люди должны соответствовать. Это особенно важно для понимания того, как девиантное поведение воспринимается и как к нему относятся в различных группах общества.

Психологические теории девиантного поведения исходят из различных точек зрения. Психоаналитический подход, например, может предполагать, что у всех людей есть подавленные, бессознательные побуждения, которые приводят к социальным отклонениям. Теории обучения, с другой стороны, могут предполагать, что эти формы поведения приобретаются путем наблюдения за тем, как другие ведут себя девиантно. В контексте употребления веществ это предполагает, что люди начинают употреблять наркотики или злоупотреблять алкоголем в результате наблюдения за тем, как другие люди употребляют вещества. Исследования показывают, что социальное влияние может играть важную роль в начале употребления веществ и зависимости.

Биологические объяснения отклонений предполагают, что генетические влияния играют важную роль в девиантном поведении. Например, когда речь идет о зависимости, исследования показали, что гены играют роль в развитии проблем, связанных с употреблением веществ. Исследования показывают, что от 40 до 60% риска развития зависимости обусловлено генетикой. Генетика также влияет на темперамент и личность в целом. Эти характеристики и черты могут влиять на вероятность того, что человек будет заниматься девиантным поведением.

Одним из социологических объяснений является теория напряжения Мертона, которая предполагает, что существует напряжение между целями общества и средствами, которые люди имеют для достижения этих целей. В результате люди часто прибегают к девиантному поведению (например, к воровству или продаже наркотиков) как к способу достижения социально приемлемых общественных идеалов (например, обладания богатством).

В 2016 году Рудневой и Чайковским было проведено исследование, где использовали нормативно-правовой критерий для определения возрастных границ молодежи, определив их как лиц в возрасте от 15 до 29 лет (Молодежь в России, 2010, с.8). В этом возрасте молодые люди, как правило, завершают образование, начинают самостоятельную трудовую деятельность, вступают в брак и т.д. Таким образом, определение возраста молодежи нормативно-правовым критерием является обоснованным. В ходе исследования было опрошено 113 человек, из них 45% мужчин и 55% женщин. Возрастная структура выборки распределена следующим образом: 11,6% – молодые люди до 18 лет, 48,7% – в возрасте от 19 до 22 лет, 39% – в возрасте от 23 до 29 лет. Большинство респондентов (48,7%) были молодыми людьми в возрасте 19-22 лет. Образовательный уровень респондентов: 11,6% – учащиеся школ, 10,6% – студенты колледжей и лицеев, 57,5% – студенты различных высших учебных заведений города Тюмени, 19,5% – молодые специалисты с высшим образованием. Большинство респондентов (58,4%) отмечали, что сталкивались с проявлениями социальной девиации среди молодежи. Однако 41,6% респондентов заявляли, что в их окружении не было людей с “девиантным” поведением. 72,5% респондентов считают проблему социальной девиации актуальной среди молодежи, в то время как 27,5% не считают ее значимой.

Исследование показало, что молодые люди преимущественно воспринимают социальную девиацию как негативное, противоправное поведение, нарушающее общественные нормы. В их представлении, главными примерами девиации являются наркомания, алкоголизм, административные и уголовные правонарушения, курение, безработица, нежелание учиться и религиозный фанатизм. Анализ ответов респондентов выявил, что наркомания, алкоголизм и курение занимают лидирующие позиции среди проблем, актуальных для молодежи. Почти половина респондентов поставили наркоманию на первое место, а алкоголизм – на второе. Интересно, что 46,9% респондентов отметили значимость проблемы курения. Можно предположить, что многие другие формы социальной девиации, такие как административные и уголовные правонарушения, безработица и нежелание учиться, связаны с наркоманией и алкоголизмом.

Результаты исследования подчеркивают, что обострение социальных и экономических проблем в современном российском обществе отражается на представлениях молодежи о социальной девиации.

Современное молодое поколение России в большей степени, чем в прошлом, подвержено влиянию социально-экономической ситуации, сложившейся в стране. Отсутствие единой политики воспитания и образования подрастающего поколения, недостаточность мер, направленных на формирование правовой культуры молодежи, приводят к неопределенности будущего развития общества. Поэтому выявление причин девиантного поведения среди молодежи является основополагающим элементом исследования для понимания проблем формирования правовой культуры общества. Анализ ответов респондентов на вопрос о причинах социальных девиаций молодежи выявил, что 38,1% респондентов считают социальную среду общества определяющей причиной девиантного поведения. Почти 32% респондентов назвали проблемы семейного воспитания второй по значимости причиной девиации. Третье место, отмеченное от 9 до 10,7% опрошенных, заняли такие причины социальной девиации, как: нереализованные личные амбиции, снижение воспитательной работы по месту учебы и отсутствие внеклассной деятельности. Следует отметить, что позитивные девиации снова остались за пределами восприятия респондентов.


Библиографический список
  1. Толмачева, С., Ситева, С. и Колтунова, А. (2018). Проблема изучения социальной девиации и формирования правовой культуры молодежи.
  2. Анджело Рейес Даллас, Кристин Даниэль Инсьерто, Мариэль А. Лабиано, Джером К. Марсело (2021). Факторы, определяющие различные формы девиантного поведения: анализ удовлетворенности семьей, черт личности и их связи с девиантным поведением среди филиппинских подростков
  3. Элизабет Хартни (2023). Девиантное поведение: определение, причины и типы.


Все статьи автора «Абсалямова Гульшат Филюсовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: