История киностудии «Туркменфильм» начинается 7 февраля 1926 года. Первый документальный фильм посвящен 1-му съезду Коммунистической партии Туркменистана, приезду М.И. Калинина в Туркменистан. Этот фильм под названием «Рождение Туркменской Советской Социалистической Республики» был снят в 1925 году с помощью операторов «Сева Запкино». В 1927 году кинооператоры Б. Баш, А. Сейтлин сняли документальный фильм «10-летие Октябрьской революции». Эти фильмы считаются первой продукцией «Туркменфильма». Поначалу короткометражные фильмы создавались киностудиями, но постепенно в искусстве кино произошел прогресс. Вначале кино было немым, документальным.
В 1930 году кинорежиссер Юлий Райзман снимает художественный фильм «Жажда Земли». Эта работа – один из классических фильмов советского кинематографа. В 1932 году на киностудии «Туркменфильм» был создан специальный киножурнал. В 1936 году этот киножурнал стал выходить со звуком под названием «Советский Туркменистан». Одним из первых фильмов, выпущенных со звуком, стал «Невозможное» 1936 года, показывающий путешествие на коне туркменских мальчиков через расстояние Ашхабад-Москва. Это событие стало буквально шансом на невозможное. Туркменские ребята за 83 дня проехали 4300 километров. Среди этих ребят был оператор киностудии Павел Пятков. Он сфотографировал этот героический переход. Из этого материала режиссер Г. Ломидзе создал фильм. В 1936 году об этой легендарной конной поездке был создан первый звуковой художественный фильм «Умбар». События, связанные с ахалтекинцем, описаны в художественном фильме «Умбар». В художественном фильме режиссера Александра Маковского подросток по имени Умбар разводит ахалтекинскую лошадь по кличке Гарлавач и использует ее для скачек. Любовь этого молодого человека к коню, его энтузиазм и целеустремленность приносят хорошие результаты. Он жил в приграничных районах, помогал пограничникам на своем гарлавачском коне, проявил большой героизм при поимке заключенных. В фильме также показана первая конный ипподром, созданная в Киши. В 1938 году впервые фильмы стали звучать на туркменском языке. В 1934 году Ашхабадская киностудия начала производство звуковых фильмов. В 1935 году по поэме О. Тачназарова «Батрак» был снят фильм «Я вернусь». Этот фильм положил начало туркменскому художественному кинематографу. В те годы удалось донести до самой широкой аудитории произведения советского кинематографа, в том числе и туркменского. А. Гельдиев, А. Мелаев и Я. Шамурадов. Фильм «Дурсун», вышедший в 1940 году, имел большой успех в отечественном кинематографе. Артисты, сыгравшие в фильме А. Гарлыев и Н. Алисова, были удостоены Государственной премии.
В 1935 году произошло одно из незабываемых событий в истории туркменского народа. То есть 25 мая того же года был учрежден марш Ашхабад-Москва. 22 августа 1935 года 27 туркменских юношей, которых торжественно проводили с центральной площади Ашхабада, преодолели 4300 километров и направились в Москву. В тот день их приветствовали с большой помпой и церемониями. Так, в результате этого замечательного события в 1936 году был создан документальный фильм под названием «Удивительное событие». Под руководством режиссера Г. Ломидзена фильм снимали операторы М. Базов и В. Лавров. Среди них кинооператор В. Лавров смог поучаствовать в качестве оператора в марше Ашхабад-Москва. В этом фильме рассказывается о героическом путешествии молодых туркменских мужчин из Ашхабада, через Каракумы, через леса и села России в Москву. Этот исторический фильм сейчас хранится в Центральном архиве Туркменистана. В истории туркменского кино до 1935 года фильмы демонстрировались в тишине. То есть слова персонажей передаются через подписи, которые описаны на экране.
В впечатляющем фильме «Мой друг Мелегуш», вошедшем в историю туркменского кино, ахалтекинец является главным героем произведения. Юноша по имени Алты был настоящим любителем туркменских скакунов. Поэтому лошадь была ценнее всего остального. Поэтому он не представляет жизни без лошади. Но его братья, Чарыдыр Башим, посчитали, что их младшему брату будет напрасно следовать за лошадью, и посоветовали Алте заняться более полезным делом. Но Алты не смог отречься от коня. В фильме он доказал, что туркменская ахалтекинская лошадь приносит счастье всем людям. В этом фильме музыка композитора Ч. Нурымова «Но, мой конь, но!» — эхом звучит. Песня – уникальное украшение этого фильма. В некоторых фильмах художественно описан уникальный характер туркменской ахалтекинской лошади. Настоящая преданность туркменского скакуна была показана в фильме «Преданность друга». По ней в прошлом у молодого человека была уникальная лошадь. Она отличается своей красотой. Ему удалось выиграть все гонки. Затем, когда молодой всадник возвращался домой, завистники, уставившиеся на него, напали на него, отобрали у него коня, связали его по рукам и ногам и бросили в пустыню. Зная, что хозяин оставшейся лошади остался врагом один, он открыл плотно закрытую дверцу и сказал: «О где ты мой хозяин?». Он нашел своего хозяина и спас его, зубами развязав связанные руки и ноги.
На киностудии «Туркменфильм» начинаются масштабные строительные работы. Для съемок строятся павильоны, а для монтажа — дома. Иванов-Барков – есть режиссер, воспитавший в туркменском киноискусстве такие таланты, как Алты Гарлыев. Большую известность Иванову-Баркову принес первый фильм в Туркменистане. В этом фильме раскрывается новая психология туркменской молодежи, новое отношение к труду.
Библиографический список
- Лаврентьевич И., Лазаревич Я., Айзенберг. Туркменистанын кино сунгаты. Ашгабат, 1962.
- Kakabaýew H. Kino režissýor. Aşgabat, 2012.
- Şadurdyýew Ý. At-abraý // Medeniýet žurnaly. 2013, № 2.
- Şadurdyýew Ý. Türkmen kinosynyň taryhyndan // Türkmen arhiwi. 2016.