Цифровая трансформация логистики породила термин «цифровая логистика». Сетевая экономика, основанная на территориально распределенных производственных процессах, привела к увеличению затрат в цене конечного продукта на 10%. Увеличивая эффективность и скорость логистического процесса, цифровая логистика должна несколько снизить этот показатель. Цифровая логистика — это цифровая железная дорога, включающая в себя интеллектуальные системы управления, беспилотные технологии и полную автоматизацию документооборота, обеспечивающего перемещение товаров в страну и из страны. Цифровые железные дороги увеличат пропускную способность на 50% и вдвое снизят стоимость перевозки. Это мнение зарубежных ученых.
Уберизация грузоперевозок — это процесс соединения клиентов и операторов грузоперевозок через цифровую платформу. Это значительно снижает затраты и снижает стоимость перевозки товаров для клиентов за счет ускорения процесса. Цифровая логистика — это использование дронов для доставки товаров. Amazon.com уже тестирует этот метод. Walmart, DHL и Alibaba объявили о завершении аналогичных эконометрических проектов. Оборудование, обеспечивающее дроны источником питания, будет размещено на вышках сотовой связи.
Последствия и направления цифровой логистики
Эффективность логистических систем в определенной степени зависит от используемых в них технологий. Если современные технологии позволяют учреждениям реализовать новые логические решения, то внедрение новых технологий позволяет оптимизировать производственный процесс, улучшить их работу, реализовать ранее недоступные и невозможные операции. Цифровые технологии являются обязательным условием успешного развития любой компании транспортной сферы, а также источником дополнительных преимуществ при организации внутренних и международных перевозок. Согласно опросу, проведенному PwC в 2016 году, 90% мировых транспортных и логистических компаний считают, что системы обработки и анализа данных станут главным фактором трансформации отрасли в ближайшие 5 лет. Также 50% компаний заявляют, что отсутствие «цифровой культуры» является важнейшей организационной проблемой.
Высокий уровень требований к эффективности управления перевозками грузов в транспортных средствах определяет необходимость высокого уровня цифровизации операций участников транспортного рынка. В результате цифровые технологии из вспомогательных средств перешли в группу базовых средств, позволяющих значительно снизить затраты на организацию и осуществление грузоперевозок, повысить качество транспортно-логистических услуг, повысить производительность труда сотрудников транспортных компаний, а также повысить конкурентоспособность компании. Логистические события всегда управляются потоками данных. К таким потокам относятся движение грузов, транспортных средств и т.п. Но только недавно стали говорить о цифровой логистике и цифровых перевозках как о новом уровне внедрения информационных технологий. Логистическая интеграция систем геопозиционирования, позволяющих отслеживать местонахождение транспортных средств и систем радиочастотного кодирования грузов (RFID), а также внедрение смарт-контрактов создают новую цифровую логистику.
Например, смарт-контейнеры будут оснащены RFID-датчиками и будут предоставлять информацию о местонахождении груза, его состоянии и опасных погодных условиях. Технологии Интернета вещей (IoT) на основе информации, получаемой от датчиков, позволят своевременно перезагружать контейнеры и выбирать оптимальные маршруты для перевозок. Перечислим преимущества цифровой логистики, которые еще больше прояснят направление цифровизации перевозок:
- контролировать местонахождение товара, доставку товара;
- видимость товара в каждой точке его пути и, как следствие, прозрачность и контроль маршрута доставки;
- предотвратить кражу топлива, сделать автомобиль более эффективным;
- данные для некоммерческого использования и анализа различных ситуаций;
- автоматическая связь с диспетчером и интеграция с ERP-системами;
- помощники водителя и водители дорожного движения, в перспективе полная автономность автомобиля;
- выездная инвентаризация логистических складов, складов или контейнеров;
- полностью автоматизированные системы хранения, оснащенные роботами и автономными (автономными) автозагрузчиками;
- реагировать на изменения ситуации в режиме реального времени.
Цифровая логистика сокращает временные, трудовые и финансовые потери, связанные с исследованием данных для создания оптимальных схем бизнес-взаимодействия на основе эффективного моделирования производственно-экономических и торгово-экономических связей между различными институтами. Развитие цифровой логистики грузоперевозок в организации позволяет оптимизировать мероприятие по перевозке груза, значительно снизить затраты на его планирование и обеспечение.
Библиографический список
- Александров, О. А. Логистика : учебное пособие / О. А. Александров. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 217 с.
- Аникин, Б. А. Логистика производства: теория и практика : учебник и практикум для вузов / Б. А. Аникин, Р. В. Серышев, В. А. Волочиенко ; ответственный редактор Б. А. Аникин. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 454 с.
- Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 150 с.
- Герами, В. Д. Городская логистика. Грузовые перевозки : учебник для вузов / В. Д. Герами, А. В. Колик. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 343 с.
- Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика : учебник для вузов / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 507.