В последние годы проблема злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди молодежи в России чрезвычайно остра и продолжает актуализироваться. Одной из ведущих проблем общества становится постоянное увеличение числа подростковой молодежи с аддиктивными формами поведения [11, с.4].
Аддиктивное поведение – форма девиантного поведения, которая выражается в стремлении уйти из реальности посредством изменения своего психического состояния [1].
Исследованием аддиктивного поведения, различных его видов и форм в отечественной психологической науке занимаются М.С. Ангел, О.В. Каминская, Л.Т. Киселева, М.И. Кошенова, А.В. Лебедев и другие.
Употребление алкогольных напитков, энергетиков, психоактивных веществ и наркотиков угрожает физическому, психическому и нравственному здоровью подростков и молодежи, что приводит к биологической, генетической и социальной деградации личности, создает угрозу здоровью и благополучию общества в целом [9].
Также появилась зависимость от электронных сигарет или вейпа, от компьютерных игр и социальных сетей. Выделяют новые формы: киберкоммуникативную, селфи-зависимость, зависимость от гаджетов [9, с.30].
Психологи выявили типы компьютерной зависимости:
1. «Путешествия» по просторам интернета: бесконечный поиск.
2. Общение в чатах, сайтах знакомств, форумах, социальных сетях, что приводит к появлению виртуальных «друзей».
3. Игровая зависимость: сетевые компьютерные игры.
4. Онлайн – игры, онлайн-шопинг, участие в интернет-аукционах [7, с.393].
По мнению Е.В. Змановской, аддиктивное поведение личности имеет негативные последствия для общества, так как может выражаться в форме негативных последствий, таких, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений [5, с.7].
По мнению многих авторов, патологическая зависимость, в отличие от здоровой привязанности, пагубно влияет на психологическое состояние человека, препятствуя его личностному развитию и социализации.
Исходя из имеющихся современных отечественных исследований, можно выделить три группы психологических механизмов формирования патологических зависимостей.
Первую группу составляют нарушения личностного развития. Так, например, недостаточная эмоционально-волевая регуляция, нарушение ценностно-смысловой ориентации личности [3], выбор дисфункциональных способов удовлетворения базовых потребностей [14], нарушения развития личностных характеристик, являются факторами, провоцирующими формирование патологической зависимости [13].
Вторую группу психологических механизмов формирования зависимого поведения составляют нарушения процесса адаптации и взаимоотношений с окружающими. Как отмечают В.В. Аршинова и И.Б. Олехнович, сначала зависимое поведение проявляется как адаптация, переходящая затем в дезадаптивные, и далее – в деструктивные формы поведения.
По мнению А.В. Смирнова, людям с зависимым типом совокупной индивидуальности характерны социальная отчужденность, социальная самоизоляция и восприятие социума как враждебной среды обитания, что приводит к паразитическому, асоциальному, криминальному взаимодействию с ней. Утрата способности в построении отношений с окружающей социальной действительностью порождает дисфункциональное взаимодействие с ней, проявляющееся в зависимом поведении.
Своеобразие общественного развития, культурный кризис – третья группа механизмов формирования патологической зависимости [12, с.66].
Очень важно объединить усилия государства, правоохранительных органов, общественных организаций и образовательных учреждений – создать эффективно действующую систему межведомственного взаимодействия, являющуюся основным звеном совокупности мер первичной профилактики аддиктивного поведения среди подростковой молодежи [6, с.80].
Загвязинский В.И. отмечает, что профилактика – это совокупность социальных, психологических, медицинских и педагогических мер, направленных на устранение воздействия негативных факторов социальной среды на личность с целью предупреждения отклонений в ее поведении [4, с.274].
Профилактика предполагает обучение эффективным поведенческим стратегиям: находить решения в критических ситуациях, уметь эффективно общаться, находить поддержку, уметь конструктивно мыслить, решать повседневные жизненные задачи. Также контролировать свои эмоции и чувства формируют устойчивость человека к стрессу, что дает возможность осуществлять верный выбор своего собственного решения в ситуациях, связанных с предложением выбора жизненного стиля.
Однако, очевидно, что профилактика достигнет небольших результатов, если она будет направлена только на подрастающее поколение. Необходима работа не только с членами семьи, но и с преподавателями, направленная не только на получение ими профилактических знаний, но и на осознание ими своих личностных и профессиональных смыслов, своих ресурсов и поведения [11, с.5].
Профилактику аддиктивных форм поведения в ранней юности, по мнению И.С. Бубнова и А.Г. Терещенко, необходимо осуществлять с учетом степени вовлеченности, а также с учетом факторов, способствующих развитию аддикций. В качестве таких факторов выделяют «семейный фактор риска и защиты», «фактор взаимоотношений со сверстниками», «социальный фактор риска и защиты», «учебный фактор риска и защиты» [2, с. 5].
По мнению О.А. Круковской, одним из эффективных подходов к профилактике аддиктивного поведения среди студентов является социально-педагогический, реализация которого предполагает становление социально активной личности, устойчивой к негативному давлению среды [8, с.3].
Выделяют основные виды профилактической работы: первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика включает в себя совокупность мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических, социальных и психологических факторов, которые оказывают влияние на формирование девиантного поведения. Она включает следующие основные направления: улучшение социальной жизни людей; устранение асоциальных факторов; формирование условий, способствующих ресоциализации и реабилитации; воспитание позитивно настроенной личности; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и т.д.
Важно подчеркнуть, что именно первичная профилактика (ее полнота, своевременность и постоянность) является важнейшим видом мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении подростковой молодежи.
Вторичная профилактика включает в себя комплекс медицинских, социально-психологических, юридических мер, направленных на работу с молодежью, имеющими девиантные и асоциальные поступки (пропускают учебные занятия, постоянно конфликтуют со сверстниками и учителями, имеют проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения несовершеннолетними правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической помощи подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
Вторичная профилактика включает в себя следующие основные направления: выявление лиц с нервно-психическими нарушениями, определение факторов риска и обозначение профилактических групп по различным видам девиантного поведения; психологическую и медицинскую коррекцию выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения.
Третичная профилактика-это оказание помощи людям, страдающим зависимостями [4, с.275].
На базе музыкального колледжа Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей для выявления «группы риска» ежегодно проводится социально-психологическое тестирование.
Исследуются два показателя: факторы риска (социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение) и фактор защиты (обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска).
На основе полученных результатов составляется план профилактики зависимого поведения.
В первую очередь используется информационный метод. Данный метод основан на предоставлении разъяснительной информации о вреде наркотиков, ПАВ, алкоголе, о социальных, правовых и медицинских последствиях такого взаимодействия. Каким образом употребление данных веществ влияет на организм и личность.
Затем со студентами проводится групповая работа в виде тренингов, психологических игр с применением арт-терапии.
Также в план профилактической работы входит включение студенческой молодежи в общественную деятельность, например, студенческий совет, участие в массовых мероприятиях, концертах, КВН и т.п.
Если речь идет об интернет-зависимости, то ведется совместная работа с родителями. Даются методические рекомендации при общении с детьми; разрабатывается «стратегический» план по ограничению времени нахождения в интернете; привлечение детей в интересные виды деятельности.
Таким образом, профилактика аддиктивного поведения необходима студенческой молодежи для предотвращения возможных правонарушений, поддержания и защиты нормального уровня жизни. Профилактика зависимого поведения в образовательной среде построена на воспитательных методах, направленных на формирование у студентов знаний о социальных, медицинских, психологических последствиях зависимостей. Также создание условий для диагностики, предупреждения, исправления деструктивных стратегий поведения студентов.
Библиографический список
- Аддиктивное поведение // Глоссарий. Психологический словарь. Режим доступа: https://www.psychologies.ru/glossary/01/addiktivnoe-povedenie (дата обращения: 05.02.2021)
- Бубнова И.С., Терещенко А.Г., Профилактика аддиктивных форм поведения среди студентов колледжа // Вестник ОмГУ. Серия: Психология. 2016. №2. С. 4-11.
- Бузина Т.С. Психологическая модель профилактики зависимости от психоактивных веществ и сочетанных с ней парентеральных инфекций: дис. д-ра психол. наук. М., 2015. 392 c.
- Загвязинский В. И. Селиванова О. А. Социальная педагогика : учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 405 с.
- Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения). 5-е изд., 2008. М.: Академия. 288 с.
- Кириллова Т.В., Шубникова Е.Г. Жизнеспособность личности как основа первичной профилактики зависимого поведения // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2012. № 1. Ч. 2. С. 79-83.
- Кругляк Л. Свобода от зависимости. Что семья должна знать о наркотиках, компьютерных и азартных играх. СПб.: Весь, 2014. 448с.
- Круковская О.А. Социально-педагогический подход в профилактике аддиктивного поведения студентов колледжа // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. №1-2. С.63-68.
- Олехнович И.Б. Зависимая личность и национальная безопасность / Общ. ред. П.С. Самыгина. М.: Русайнс, 2016. 208 с.
- О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: письмо от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06 / Минобрнауки РФ // КонсультантПлюс: офиц. сайт. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120299/ (дата обращения: 01.02.2021 ).
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения, М. ООО Центр полиграфических услуг «Радуга», 2004. 192 с.
- Степанова Н.А. Проблема зависимого поведения и его профилактики в отечественной психологической науке // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-zavisimogo-povedeniya-i-ego-profilaktiki-v-otechestvennoy-psihologicheskoy-nauke (дата обращения: 10.02.2021 )
- Телепова Н.Н. Психолого-педагогическая концепция формирования психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам: дис. д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2012. 324 с.
- Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. СПб.: Медпресса, 2012. 180 с.